А.и.куприн. рассказ чудесный доктор

Перед чтением текста обратись к словарю и найди значение слова «милосердие». Просматривая текст, думай над вопросом: возможно ли вычислять проблему милосердия основной в этом рассказе.

Класс

Н.А. Некрасов. Стих «Школьник»

Перед чтением текста вспомните, в творчестве кого из уже изученных вами русских писателей одной из ведущих есть неприятность будущего России и поколения.

Класс

Темы для независимых исследовательских либо проектных работ:

Неприятность мести в зарубежной литературе и русской (В. Шекспир «Гамлет», А.С. Пушкин «Выстрел», «Дубровский»)

Класс

М.Ю.Лермонтов. Стих «Ночевала тучка золотая»

Раскройте философскую проблематику стихотворения. Как воплощается в нем тема судьбы?

• познание связи литературных произведений с эрой их написания, обнаружение заложенных в них вневременных, непреходящих нравственных сокровищ и их современного звучания;

Примеры заданий по классам:

Класс

Прочти стих. Перед началом чтения отыщи в памяти изученное на уроках истории, взглянуть в энциклопедии, Интернете либо поинтересуйся у старших, каких крестьян именовали крепостными. В каких условиях они жили и трудились? В то время, когда был принят указ, по которому крепостные крестьяне взяли право стать свободными людьми?

Класс

Стих Дж.Г. Байрона «Прометей»

Перед чтением текста отыщи в памяти из курса истории старого мира (прочти в энциклопедии либо Интернете), какими временными рамками определяется существование Старой Греции. Какие конкретно древнегреческие мифы тебе известны? Кто из храбрецов этих мифов особенно запомнился?

Класс

Стих М.Ю. Лермонтова «Бородино»

Перед чтением текста вспомните главные события отечественной войны 1812 года. Какую роль в данной войне сыграло Бородинское сражение? Кого из великих полководцев, отличившихся в войне 1812 года, вы имеете возможность назвать? При необходимости, отвечая на вопросы, обращайтесь к энциклопедии, особой литературе либо Интернету.

Класс

Тема независимого изучения:

Современные произведения сентиментализма и любовные романы: неспециализированное и разное в изображении людских страстей.

Класс

На протяжении изучения материалов раздела отберите доводы, каковые окажут помощь вам поддержать одного из участников интернет-форума (дискуссии), каковые приведены ниже. Вы вправе принять любую точку зрения. Основное – суметь ее доказать. Подводя результат изучению раздела, организуйте подобную дискуссию в классе.

Интернет-форум:

Первая точка зрения. Проходили античку. Уважаю в неспециализированном-то. Все авторы древности хороши по-своему: тут и эпический красноречивый слог Гомера, и лирика Сапфо, великая троица: Эсхил – Софокл – Еврипид; из римлян: Вергилий. Не имеет возможности покинуть равнодушным надрывность и честность стихов Катулла (по всей видимости, он мне больше всех нравится, прямо что-то общее с Лермонтовым). Очень многое просматривал… кроме того «Илиаду» всецело.

Вторая точка зрения. Проходили античку, не пришлось по нраву. Не осознаю, из-за чего некоторым весьма интересно просматривать эти произведения? Что конкретно современный человек может почерпнуть из данной покрытой пылью столетий мудрости?

• умение разбирать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров; осознавать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения, характеризовать его храбрецов, сопоставлять храбрецов одного либо нескольких произведений;

Примеры заданий по классам:

Класс

Как ты осознаёшь слова: «лирическое отношение к миру»? (Перед тем как ответить на данный вопрос, перечитай первый абзац текста…)

Класс

Рассказ А.И. Куприна «Прекрасный врач»

Перед чтением текста отыщи в памяти, как именуется жанр фольклорного либо литературного произведения, основанного на изображении чуда, прекрасного события?

Класс

Стих М.Ю.Лермонтова «Дума»

Какова основная тема стихотворения «Дума»?

какое количество частей возможно выделить в стихотворении? Как композиция «Думы» соотносится с ее идеей и проблемой?

Докажите, что «Дума» – вправду стихотворение-размышление.

Охарактеризуйте лирического храбреца. В ответе применяйте цитаты из стихотворения.

Какие конкретно образы и с какой целью противопоставлены в стихотворении «Дума»?

Класс

А.Н. Островский. Драма «Бесприданница»

Сопоставьте образы Паратова и Карандышева. Чем различаются храбрецы? Имеется ли между ними что-то общее? Из-за чего Лариса полюбила Паратова и не подмечает Карандышева? Все собственные ответы подтверждайте текстом пьесы.

Класс

Сравните стихотворения «Вечер» Фета и Жуковского. Что, на ваш взор, их роднит? Совершите письменное либо устное сопоставление. Продумайте замысел ответа, оформите его в виде классического замысла либо в виде таблицы.

• определение в произведении элементов сюжета, композиции, изобразительно-ясных средств языка, познание их роли в раскрытии идейно-художественного содержания произведения (элементы филологического анализа); владение элементарной литературоведческой терминологией при анализе литературного произведения;

Примеры заданий по классам:

Класс

какое количество частей в прочтённом тобой тексте? Озаглавь каждую, применяя цитаты из текста (можешь выделить эти предложения карандашом).

Класс

А.И. Куприн. Рассказ «Прекрасный врач»

Сопоставь эпитеты, каковые применяет создатель, обрисовывая торжественные елки за окнами и магазины, с теми эпитетами, к каким он прибегает, изображая район, где жили мальчики. Сделай вывод из собственных наблюдений.

Перечитай пристально пейзаж в зимнем саду. Укажи олицетворения. С какой целью создатель применяет данный прием?

Класс

Самостоятельное чтение. Эсхил. Катастрофа «Прометей прикованный»

Как строится катастрофа Эсхила? Из каких частей состоит? Чем композиция катастрофы похожа на построение известных вам пьес, чем отличается?

Класс

Объясните, как композиция повести «Станционный смотритель» отражает философский темперамент произведения.

Класс

Шолохов «Будущее человека»

Проанализируйте пейзаж в начале рассказа. Какое настроение передает это описание природы? С какой целью в описании употребляются эпитеты, метафоры, олицетворение? Отвечая на вопрос, опирайтесь на текст. Созвучно ли настроение этого пейзажа пафосу романа? Обоснуйте собственную точку зрения

• формулирование собственного отношения к произведениям русской литературы, их оценка;

Примеры заданий по классам:

Класс

Имеется ли у тебя любимое лирическое стих? В случае если имеется, то прочти его; растолкуй, из-за чего оно тебе нравится. В случае если нет, растолкуй, из-за чего ты не обожаешь поэзию. Какой род литературы тебе ближе, из-за чего.

Класс

А.Гайдар. Повесть «его команда и Тимур»

Дашь совет ли ты прочесть эту повесть своим приятелям? Раскрой собственную позицию.

Класс

А.Т. Твардовский. Поэма «Василий Тёркин»

Какая из приведенных глав поэмы понравилась вам больше всего? Выучите ее наизусть и подготовьте ясное чтение.

Класс

Р. Рождественский. Стих «Мгновения»

А. Просматривая текст стихотворения, вы точно отметите, что он вам уже известен. Где вы виделись с этим стихотворением? Поведайте о первом впечатлении, которое произвел на вас данный текст. Сравните с теми эмоциями, каковые он позвал у вас при чтении.

Класс

А.С. Пушкин. Катастрофа «Моцарт и Сальери»

Кого из храбрецов возможно назвать ужасным храбрецом? Обоснуйте собственную позицию. Дайте развернутый устный либо развернутый письменный ответ – по вашему выбору.

• личная интерпретация (в отдельных случаях) изученных литературных произведений;

Примеры заданий по классам:

Класс

Быть может, тебе уже известны стихотворения Маяковского (к примеру те, каковые поэт направил детям). Отыщи в памяти их. Прав ли был, по-твоему, живописец Бурлюк, назвавший Маяковского «очень способным поэтом»? Обоснуй собственную точку зрения.

Класс

Согласны ли вы с утверждением критика: «Мазепа, пожалуй, первый из пушкинских характеров, выдержанный В первую очередь до конца как быстро отрицательный, заслуживающий самого жёсткого решения суда, в нем нет ни одной яркой, противоречащей его злым помыслам черты»? Обоснуйте собственную позицию.

Класс

Согласны ли вы с исследователем, утверждающем, что в Акакии Акакиевиче «возможно заметить предельное унижение, подавленность, неспособность не считая переписывания что-либо делать, возможно сказать об узости кругозора»? Обоснуйте собственную позицию.

Класс

Согласны ли вы с утверждением П. Анненкова, что «дама пик» – это «легкий фантастический рассказ»? Обоснуйте собственную точку зрения.

• познание авторской позиции и собственный отношение к ней;

Примеры заданий по классам:

Класс

А.П. Платонов. Рассказ «В красивом и яростном мире»

Из-за чего изображенное в рассказе создатель назвал «красивым» миром?

Класс

А.И. Куприн. Рассказ «Прекрасный врач»

Поведай, из-за чего создатель именует прошедший год «страшным», «роковым» для семьи Мерцаловых.

Класс

Проспер Мериме. Новелла «Маттео Фальконе»

Каким изображен Маттео Фальконе в данной новелле? Каково отношение автора к храбрецу? Как вы относитесь к этому персонажу?

Класс

Н.В. Гоголь. Повесть «Шинель»

Какова роль автора-повествователя в повести? Сформулируйте авторскую позицию.

Класс

М.Ю. Лермонтов. Поэма « Мцыри»

Как проявляется авторская позиция в поэме? Отвечая на вопрос, опирайтесь на текст.

3) в коммуникативной сфере:

• восприятие на слух литературных произведений различных жанров, осмысленное адекватное восприятие и чтение;

Примеры заданий по классам:

Класс

А.П. Платонов. В красивом и яростном мире

Прочти рассказ. Он разделен автором на пара частей. На протяжении чтения последовательно озаглавливай каждую часть.

Класс

Экзюпери. Повесть «Мелкий принц»

Просматривая сказку, подбери эпиграфы к каждой главе (применяй строки из уже известных тебе произведений, пословицы, поговорки). В случае если это задание думается тебе тяжёлым, просматривая, выделяй в каждой главе предложения и слова, в которых сосредоточена мысль каждой части.

Класс

М. Джалиль. Стих «Прощая, моя умница»

Просматривая стих, выделите в нем части, различающиеся интонацией и настроением.

Класс

I. Исследователь творчества Лермонтова писал: «Грусть начала звучать в песне Лермонтова, когда он начал петь…Она проходит непрерывающимся мотивом по всей его поэзии. Грусть лишена счастья, не ожидает, кроме того не ищет его и не жалуется». Согласны ли вы с утверждением исследователя? Просматривая тексты, включенные в этот раздел, соберите материал для устного (письменного) развернутого ответа на вопрос.

Класс

Н.А.Некрасов, Стих «Тройка»

Просматривая стих, поразмыслите, чья обращение воспроизводится в нём? К кому она обращена? Обоснуйте собственную точку зрения.

• умение пересказывать прозаические произведения либо их отрывки с применением образных цитат русского и средств языка из текста; отвечать на вопросы по прослушанному либо прочтённому тексту; создавать устные монологические высказывания различного типа; мочь вести диалог;

Примеры заданий по классам:

Класс

М.М.Пришвин. Повесть-быль «Кладовая солнца»

В тексте повествуется о судьбе нескольких персонажей. Подготовь три устных рассказа: история Насти, история Митраши, История Травки. Попытайся говорить детально, не упуская ответственных подробностей текста, но и не увлекайся: не включай в рассказ то, что не имеет отношения к истории твоего храбреца.

Класс

Экзюпери. Повесть «Мелкий принц»

Поведай детально о Мелком принце: кто он; какова история его жизни; каковы его жизненные принципы и характер. Обрисуй особенности и внешность речи Мелкого принца.

Класс

И.С. Тургенев. Повесть «Певцы»

Поведайте, как ведут себя храбрецы на протяжении состязания. Как поведение характеризует храбрецов?

Класс

Ф.М. Достоевский. Роман «Бедные люди»

Поведайте, о каком эпизоде собственной жизни Макар Девушкин отзывается так: «Этим поступком они мой дух воскресили»? Как в данной сцене проявляется гуманистическая позиция автора романа? Как эта сцена связана с эпиграфом романа? К кому относятся слова Одоевского о «сказочниках»? Все собственные ответы обосновывайте.

Класс

Поведайте, как история создания романа «Мастер и Маргарита» подтвердила тезис «Рукописи не горят».

• написание изложений и сочинений на темы, которые связаны с тематикой, проблематикой изученных произведений, классные и домашние творческие работы, рефераты на литературные и общекультурные темы;

Примеры заданий по классам, исполнение которых предусматривает письменную форму:

Класс

Попытайся составить необыкновенный Устав твоей школы. Пускай он складывается из 10 пунктов. Любой пункт – пословица. Какие конкретно пословицы ты отберешь? В каком порядке поместишь в Устав?

Класс

Куприн. Рассказ «Белый пудель»

Вырази письменно собственный вывод по одному из вопросов (по твоему выбору). В обязательном порядке обоснуй собственную позицию:· Дед Лодыжкин говорит, что «дружба — это самое настоящее слово». Согласен ли ты с храбрецом? · Барыня говорит, что нет вещи, которая бы не продавалась. Как ты относишься к такому утверждению?

Класс

Согласны ли вы со следующим высказыванием Ф.И. Тютчева: «Тургенев в «Записках охотника» соединил два трудносочетаемых элемента: сочувствие к человеку и артистическое чувство»? Напишите маленькое произведение-рассуждение на эту тему.

Класс

Если вы привычны со известным мюзиклом «Собор Парижской Божией матери», напишите рецензию на эту постановку. Объясните, удалось ли, по-вашему, автору мюзикла передать главную идею, воздух, пафос романа Гюго? Похожи ли характеры храбрецов мюзикла на характеры героев романа? Схожий ли эмоциональный отклик позвали у вас чтение романа и просмотр мюзикла?

Класс

Согласны ли вы с критиком Н.Страховым: «Стих (Фета) имеет чудесную музыкальность, и притом неизменно разнообразную. По достатку мелодий никто с ним не имеет возможности равняться». Докажите собственную позицию, опираясь на текст рассмотренных стихотворений. Выберите форму ответа: развернутый письменный ответ, развернутый устный ответ.

4) в эстетической сфере:

• познание образной природы литературы как явления словесного мастерства; эстетическое восприятие произведений литературы; формирование эстетического вкуса;

Примеры заданий по классам

Класс

Растолкуй, как получается, то на сцене нет автора, не слышно его голоса.

Что означает: «пьеса подражает судьбе»?

Класс

Отыщи в тексте ответ на вопрос, кто же таковой «лирический храбрец».

Каков лирический храбрец Пушкина? Лермонтова? Тютчева?

Попытайся растолковать, чем лирический храбрец отличается от храбреца героя драмы и эпического произведения.

Класс

Объясните, опираясь на прочтённый текст, что такое «художественный мир».

Приведите личные примеры, иллюстрирующие различие в методах отображения действительности в произведениях, относящихся к трем родам литературы.

Класс

В прочтённом вами тексте утверждается: «Литературный художественный текст не существует раздельно от настоящей действительности». Не являются ли произведения, относящиеся к жанру фантастики, опровержением этого тезиса? Обоснуйте собственную точку зрения.

Раскройте суть высказывания С.Я. Маршака: «Читатель также живописец – в противном случае мы не могли бы говорить с ним на языке красок и образов… Литературе так же необходимы гениальные читатели, как и гениальные писатели».

Класс

Назовите два фактора появления литературы.

Как с течением времени изменяется соотношение устного литературы и народного творчества?

• познание русского слова в его эстетической функции, роли изобразительно-ясных языковых средств в создании художественных образов литературных произведений.

Примеры заданий по классам

Класс

Пушкин. Послания «Няне», «И.И.Пущину»

Какое стих думается тебе более энергичным, оптимистичным, а какое – более печальным и лиричным? Растолкуй собственную точку зрения. При овеете опирайся на текст стихотворения (обрати внимание на прилагательные, на наличие восклицательных предложений, на ритм стихотворений). Чем возможно растолковать различие в настроении стихотворений?

Класс

Пушкин. Стих «Зимняя дорога»

Какое настроение передано в стихотворении? Укажи слова, эпитеты, поэтические образы, благодаря которым создается это настроение.

Класс

Лермонтов. Стих «Бородино»

Приведите примеры метафор в тексте стихотворения. Объясните их роль.

Класс

Продемонстрируйте, какую роль в стихотворении «Женщина пела в церковном хоре…» играется прием контраста. Какими лексическими средствами он создается?

С какой целью Блок применяет олицетворение в стихотворении «Отчизна»? Отвечая на вопрос, приведите примеры из текста стихотворения.

На примерах из текста стихотворения «Отчизна», продемонстрируйте, как применение оксюморона оказывает помощь выразить сложные, противоречивые патриотические эмоции лирического храбреца.

Класс

Некрасов. Стих «Вчерашний сутки часу в шестом…»

Объясните, из-за чего в стихотворении мало эпитетов и большое количество глаголов. Отвечая на вопрос, приводите примеры из текста.

Так, методический аппарат и содержание книжек содействуют формированию у обучающихся личностных результатов обучения, отражающих формирование важного отношения к учению, способности и готовности обучающихся к самообразованию и саморазвитию на базе мотивации к познанию и обучению; метапредметных результатов,формируемых через освоение универсальных учебных действий, снабжающих овладение главными компетенциями, составляющими базу умения обучаться; предметных результатов обучения, соответствующих требованиям Федерального национального образовательного стандарта главного неспециализированного образования.

С уважением,

Авторы

А.И.Куприн \


Также читать:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: