А. познаваемый элемент в личности

I. социология и Психология личности

Вильям Джемс (1842-1910):

Предтеча функциональной психологии.

В соответствии с одному из недавних изучений по истории психологии, Джемс, уступая по значимости для всемирный психотерапевтической науки лишь Вундту, возглавляет список американских психологов… Джемс не был первооткрывателем функциональной психологии, но он писал и мыслил в воздухе функционализма, напол-нившего собой американскую психологию тех лет. Его научное воодушевление передалось последующим поколениям психологов, тем самым повлияв на развитие функциональной психологии…

В «Базах психологии» Джемса заложен фундаментальный принцип африканского функционализма, цель психологии — не обнаружение элементов опыта, а изучение функции приспособления сознания. Джемс писал, что сознание ведет нас к тем целям, каковые необходимы для выживания. Сознание — это крайне важная функция высокоразвитых существ, живущих в сложной среде; без него была бы неосуществима эволюция человека… Джемс разглядывал психические процессы как нужную, функциональную деятельность живых организмов в их попытках выжить и приспособиться к окружающему миру.

Джемс кроме этого подчеркивал нерациональные нюансы человеческой природы. Люди — создания не только мыслящие, но еще и им-пульсивные, подверженные страстям Кроме того говоря об исключительно мыслительных процессах, Джемс подчеркивал роль нерационального. Он отмечал, что интеллект трудится под влиянием тела, мнения складываются под действием эмоциональных факторов, на формирование понятий и суждений оказывают влия-ние желания и потребности людей. Так, Джемс не рассматривал человека как существо целиком и полностью рациональное…

По Джемсу, основную часть психологии составляют физические базы сознания Он признавал ключевую роль изучения сознания в неразрывной связи с человеческим бытием, другими словами в собственной естественной среде. Обращение к физиологии и биологии мозга при изучении сознания — отличительная черта психологии Джемса…

Джемс предложил новую программу психологии. Он провозгласил единство всей психологической жизни, целостность непрерывно изменяющегося опыта. Сознание существует в форме постоянного течения, — которое он назвал потоком сознания — и каждая попытка поделить его на отдельные элементы либо фазы лишь извращает его сущность.

Потому, что поток сознания находится в постоянном перемещении и всегда видоизменяется, мы не можем пережить одну и ту же идея либо чувство более одного раза. Об объекте либо раздраобитатель возможно думать какое количество угодно раз, но эти мысли не будут однообразными. Их отличие обусловлена промежуточным опытом. Так, сознание носит не обратимый, а направленный, кумулятивный темперамент.

Процесс мышления кроме этого постоянен. Строго говоря, в потоке сознания смогут быть пробелы, к примеру, на протяжении сна, но, просыпаясь, мы тут же легко восстанавливаем перемещение потока сознания. Помимо этого, психика избирательна. Мы можем уделять внимание какой-то маленькой части эмпирического мира — значит, мозг выборочно реагирует на множество действующих на него раздраобитателей, фильтрует и объединяет их, отбирая одни и отвергая другие. Критерием выбора, в соответствии с Джемсу, есть релевантность — другими словами тесная связь. Мозг отбирает релевантные раздраобитатели так, дабы сознание имело возможность трудиться логически, в следствии формируется разумное умозаключение.

Основное, что подчеркивал Джемс, — это цель сознания. Он полагал, что сознание владеет биологической полезностью, в противном случае оно не выжило бы. Цель, либо функция сознания -дать человеку свойство — в виде умения выбирать — приспособиться к окружающей среде. Джемс различал сознательный выбор и «привычку»; он считал, что привычки бессознательны и непроизвольны. Сознание начинает функционировать, в то время, когда мы сталкиваемся с необходимостью и новой проблемой выбирать путь ее решения. Это — несомненное влияние на Джемса эволюционной теории

Джемс подчеркивал сокровище прагматизма для психологии. Его фундаментальный принцип содержится в том, что обоснованность идеи либо понятия должна быть рассмотрена в терминах их практических последствий. В популярной форме прагматический взор возможно выразить словами «действительно то, что дает итог».

Шульц Д.П., Шульц С.Э. История современной психологии / Пер. с англ. -СПб., 1998. -С. 172-173; 177-180.

У.ДЖЕЙМС

ЛИЧНОСТЬ

Личность и «я». О чем бы я ни думал, я неизменно в то ж время более либо менее пойму самого себя, собственный личное существование. Вместе с тем так как это я сознаю, так что мое самосознание есть как бы двойственным — частью познаваемым и частью познающим, частью объектом и частью субъектом; в нем нужно различать две стороны, из которых для краткости одну мы будем называть личностью, а другую — «я». Я говорю «две стороны», а не «две обособленные сущности», так как признание тождества отечественноего «я» и отечественной личности кроме того в самом акте их различения имеется, возможно, самое неукоснительное требование здравого смысла, и мы не должны упускать из виду это требование сначала, при установлении терминологии, к каким бы выводам довольно ее состоятельности мы ни пришли в конце изучения. Итак, разглядим сперва 1) познаваемый элемент в сознании личности, либо, как время от времени говорят, отечественное эмпирическое Ego, и после этого 2) поопытный элемент в отечественном сознании, отечественное «я», чистое Ego, как выражаются кое-какие авторы.

А. Познаваемый элемент в личности

Эмпирическое «я» либо личность … в самом широком смысле личность человека образовывает общая сумма всего того, что он может назвать своим: не только его физические и душевные качества, вместе с тем его платье, дом, супруга, дети, друзья и предки, его репутация и труды, его имение, лошади, его капиталы и яхта. Все это вы-зывает в нем подобные эмоции. В случае если по отношению ко всему этому дело обстоит благополучно — он торжествует; в случае если дела приходят в упадок — он огорчен; очевидно, любой из перечисленных нами объектов неодинаково воздействует на состояние его духа, но все они оказывают более либо менее сходное действие на его самочувствие. Осознавая слово «личность» в самом широком смысле, мы можем в первую очередь подразделить анализ ее на три части в отношении 1) ее составных элементов; 2) эмоций и чувств, вызываемых ими (самооценка); 3) поступков, вызываемых ими (заботы о самом себе и самосохранение).

Составные элементы личности смогут быть подразделены также на три класса: 1) физическую личность, 2) духовную и социальную 3) личность личность.

Физическая личность

В каждом из нас телесная организация воображает существенный компонент отечественной физической личности! а кое-какие части тела смогут быть названы отечественными в теснейшем смысле слова. За телесной организацией направляться одежда. Ветхая поговорка, что людская личность складывается из трех частей: души, тела и платья, — что-то большее, нежели несложная шутка. Мы в таковой степени присваиваем платье отечественной личности, до того отождествляем одно с другой, что немногие из нас, не колеблясь ни 60 секунд, дадут решительный ответ на вопрос, какую бы из двух альтернатив они выбрали: иметь красивое тело, облеченное в всегда нечистые и рваные лохмотья, либо под всегда новым костюмом скрывать безобразное, некрасивое тело. После этого ближайшей частью нас самих является^ отечественное семейство, мать и отец, дети и жена — плоть от кость и плоти от кости отечественной. В то время, когда они умирают, исчезает часть нас самих.’ Нам стыдно за их плохие поступки. В случае если кто-нибудь обидел их, негодование вспыхивает в нас в тот же час, как словно бы мы сами были на их месте. Потом направляться отечественный домашний очаг, отечественный home. Происходящее в нем образовывает часть нашей жизни, его вид вызывает в нас нежнейшее чувство привязанности, и мы нехотя прощаем гостю, который, посетив нас, показывает недочёты в отечественной домашней обстановке либо неуважительно к ней относится. Мы отдаем инстинктивное предпочтение всем этим разнообразным объектам, связанным с самые важными практическими заинтересованностями нашей жизни. Все мы имеем бессознательное влечение защищать отечественные тела, облекать их в платья, снабженные украшениями, лелеять отечественных родителей, детей и жену и приискивать себе личный уголок, в котором мы имели возможность бы жить, совершенствуя собственную домашнюю обстановку.

Такое же инстинктивное влечение побуждает нас накапливать состояние, а сделанные нами ранее приобретения становятся в большей либо меньшей степени родными частями отечественной эмпирической личности. Самый тесно связаны с нами произведения отечественного родного труда. Немногие люди не почувствовали бы своего личного уничтожения, если бы произведение их мозга и рук (к примеру, коллекция насекомых либо широкий рукописный труд), созидавшееся ими в течение целой судьбе, внезапно выяснилось уничтоженным. Подобное же чувство питает скупой к своим деньгам…

Социальная личность

Признание в нас личности со стороны вторых представителей людской рода делает из нас публичную личность. Мы не только стадные животные, не только любим быть в обществе себе аналогичных, но имеем кроме того прирожденную наклонность привлекать внимание вторых и создавать на них благоприятное впечатление. Тяжело придумать более дьявольское наказание (если бы такое наказание было физически вероятно), чем если бы кто-нибудь попал в общество людей, где на него совсем не обращали внимания. Если бы никто не оборачивался при отечественном появлении, не отвечал на отечественные вопросы, не интересовался отечественными действиями, если бы каждый при встрече с нами намеренно не узнавал нас и обходился с нами как с неодушевленными предметами, то нами овладело бы собственного рода неистовство, бессильное отчаяние…

Фактически говоря, у человека столько социальных личностей, сколько индивидов признают в нем личность и имеют о ней представление. Посягнуть на это представление — значит, посягнуть на самого человека. Но, принимая к сведенью, что лица, имеющие представление о данном человеке, конечно распадаются на классы, мы можем заявить, что на практике каждый человек имеет столько же разных социальных личностей, сколько имеется разных групп людей, мнением которых он дорожит. Многие мальчики ведут себя достаточно прилично в присутствии своих родителей либо учителей, а в компании невоспитанных товарищей бесчинствуют и бранятся, как пьяные извозчики. Мы выставляем себя , в совсем другом свете перед отечественными детьми, нежели перед клубными товарищами; мы держим, себя в противном случае перед отечественными постоянными клиентами, чем перед отечественными работниками; мы -нечто совсем второе по отношению к нашим родным приятелям, чем по отношению к нашим хозяевам либо к нашему руководству. Из этого на практике получается деление человека на пара личностей; это может повести к дисгармоничному раздвоению социальной личности, к примеру, , если кто-нибудь опасается выставить себя перед одними привычными в том свете, в каком он представляется вторым; но тот же факт может повести к гармоничному распределению разных сторон личности, к примеру, в то время, когда кто-нибудь, будучи ласковым по отношению к своим детям, есть строгим к подчиненным ему узникам либо воинам…

Хорошая либо дистрофичная слава человека, его честь либо позор — это заглавия для одной из его социальных личностей. Необычная публичная личность человека, именуемая его честью, — результат одного из тех раздвоений личности, о которых мы скажили. Представление, которое складывается о человеке в глазах окружающей его среды, есть руководящим мотивом для одобрения либо осуждения его поведения, смотря по тому, отвечает ли он требованиям данной публичной среды, каковые он имел возможность бы не выполнять при второй житейской обстановке…

Духовная личность

Под духовной личностью, потому, что она связана с эмпирической, мы не разумеем того либо другого отдельного преходящего состояния сознания. Скорее, мы разумеем под духовной личностью полное объединение отдельных состояний сознания, конкретно забранных свойств и духовных способностей. Это объединение в каждую отдельную 60 секунд может стать объектом отечественной мысли и выкликать эмоции, подобные чувствам, создаваемым в нас вторыми сторонами отечественной личности. В то время, когда мы думаем о себе как о мыслящих существах, все другие стороны отечественной личности представляются довольно нас как бы внешними объектами. Кроме того в границах отечественной духовной личности кое-какие элементы кажутся более внешними, чем другие. К примеру, отечественные способности к ощущению представляются, так сообщить, менее интимно связанными с нашим «я», чем желания и наши эмоции. Самый центр, самое ядро отечественноего «я», потому, что оно нам известно, святое святых отечественного существа — это чувство активности, обнаруживающееся в некоторых наших внутренних душевных состояниях.

Самооценка

Она не редкость двух родов: недовольство и самодовольство собой. Самолюбие возможно отнесено к третьему отделу, к отделу поступков, потому что ко мне в основном относят скорее известную группу действий, чем чувствований в узком смысле слова. Для обоих родов самооценки язык имеет достаточный запас синонимов. Таковы, с одной стороны, гордость, самодовольство, гордость, суетность, самопочитание, заносчивость, тщеславие; с другой -скромность, униженность, смущение, неуверенность, стыд, унижение, раскаяние, сознание публичного позора и отчаяние. Указанные два противоположных класса чувствований являются непосредственными, первичными дарами отечественной природы.

… возможно заявить, что обычным возбудителем самочувствия есть для человека его благоприятное либо негативное положение в свете — его успех либо неуспех Человек, эмпирическая личность которого имеет широкие пределы, что посредством собственных сил постоянно достигал успеха, личность с высоким положением в обществе, обеспеченная материально, окруженная приятелями, имеющая репутацию, чуть ли будет склонна поддаваться ужасным сомнениям, чуть ли будет относиться к своим силам с тем недоверием, с каким она относилась к ним в молодости. («Разве я не взрастила сады великого Вавилона?») В это же время лицо, потерпевшее пара неудач одну за второй, падает духом на половине житейской дороги, проникается больном неуверенностью в самом себе и отступает перед попытками, вовсе не превосходящими его силы…

Заботы о себе и самосохранение. Под это понятие подходит большой класс отечественных главных инстинктивных побуждений. Ко мне относится телесное, социальное и духовное самосохранение.

Заботы о физической личности. Все целесообразно-движения питания и рефлекторные действия и защиты составляют акты телесного самосохранения. Подобным же образом гнев и страх приводят к целесообразному движению. В случае если под заботами о себе мы условимся разуметь предвидение будущего в отличие от самосохранения в настоящем, то мы можем отнести страх и гнев к инстинктам, побуждающим нас охотиться, искать пропитание, строить жилища, делать нужные орудия и заботиться о собственном организме. Но, последние инстинкты в связи с эмоцией любви, родительской привязанности, любознательности и соревнования распространяются не только на развитие отечественной телесной личности, но и на все отечественное материальное «я» в самом широком смыс-ле слова.

Отечественные зaбoты о социальной личности выражаются конкретно в эмоции дружбы и любви, в жажде привлекать внимание и вызывать в других удивление, в эмоции ревности, рвении к соперничеству, жажде славы, власти и влияния; кос-венным образом они проявляются во всех побуждениях к материальным заботам о себе, потому, что последние могут служить средством к осуществлению публичных целей…

Мы из сил выбиваемся, для получения приглашения в дом, где не редкость громадное общество, дабы при упоминании о каком-нибудь из виденных нами гостей иметь возможность сообщить: «А, я его прекрасно знаю!» — и раскланиваться на улице чуть не с половиною встречных. Само собой разумеется, нам всего приятнее иметь друзей, выдающихся по рангу либо преимуществам, и вызывать в других восторженное поклонение… Имеется страстные любители предавать собственный имя гласности в газетах — им все равно, в какую газетную рубрику попадет их имя, в разряд ли прибывших и выбывших, частных объявлений, интервью либо городских сплетен; за недочётом лучшего они не прочь попасть кроме того в хронику скандалов…

Отечественный широкий внешний обзор фактов, замечаемых в жизни личности, был бы неполон, если бы мы не узнали вопроса о соперничестве и столкновениях между отдельными ее сторонами. Физическая природа ограничивает ваш выбор одними из многочисленных представляющихся нам и желаемых нами благ, тот же факт отмечается и в данной области явлений. Если бы лишь было быть может, то уж, само собой разумеется, никто из вас не отказался бы быть сходу прекрасным, здоровым, замечательно одетым человеком, великим силачом, богачом, имеющим миллионный годовой доход, остряком, бонвиваном, покорителем женских сердец и одновременно с этим философом, филантропом, госдеятелем, военачальником, исследователем Африки, актуальным поэтом и святым человеком. Но это решительно нереально.

… отечественное довольство собой в жизни обусловлено целиком и полностью тем, к какому делу мы себя предназначим. Самоуважение определяется отношением отечественных настоящих свойств к потенциальным, предполагаемым — дробью, в которой числитель высказывает отечественный настоящий успех, а знаменатель отечественные притязания:

Самоуважение = Успех /Притязание

При повышении числителя либо уменьшении знаменателя дробь будет возрастать. Отказ от притязаний дает нам такое же желанное облегчение, как и осуществление их на деле, и отказываться от притязания будут неизменно в том случае, в то время, когда разочарования постоянны, а борьбе не предвидится финала…

Отечественное самочувствие, повторяю, зависит от нас самих. «Приравняй собственные притязания к нулю, — говорит Карлейль, — и целый мир будет у ног твоих. Справедливо писал умнейший человек отечественного времени, что жизнь начинается с момента отречения»…

Иерархия личностей

В соответствии с практически единодушно принятому точке зрения, разные виды личностей, каковые смогут заключаться в одном человеке, и вследствие этого разные виды самоуважения человека возможно представить в форме иерархической шкалы с физической личностью внизу, духовной — наверху и разными видами материальных (находящихся вне отечественного тела) и социальных личностей в промежутке. .Довольно часто природная наклонность заботиться о себе вызывает в нас рвение расширять разные стороны личности; мы преднамеренно отказываемся от развития в себе только того, в чем не сохраняем надежду достигнуть успеха.; Таким-то образом отечественный альтруизм есть «нужной добродетелью», и циники, обрисовывая отечественный прогресс в области морали, не совсем без основания напоминают наряду с этим об известной басне про виноград и лису… .

Само собой разумеется, это не путь, на котором мы обучаемся подчинять низшие виды отечественных личностей высшим. В этом подчинении, несомненно, играется известную роль этическая оценка, и, нафиниш, большое значение имеют тут суждения, высказанные нами о поступках вторых лиц. Одним из курьезнейших законов отечественной (психологической) природы есть то событие, что мы с наслаждением замечаем в себе узнаваемые качества, каковые кажутся нам ужасными у других. Ни в ком не имеет возможности возбудить симпатии физическая неопрятность иного человека, его жадность, честолюбие, вспыльчивость, ревность, насилие- либо заносчивость. Предоставленный полностью самому себе, я, возможно, с радостью разрешил бы развиваться этим наклонностям и только спустя продолжительное время оценил положение, которое обязана занимать подобная личность в последовательности вторых. Но так как мне неизменно приходится составлять суждения о вторых людях, то я скоро приучаюсь видеть в зеркале чужих страстей, как выражается Горвич, отражение моих собственных и начинаю мыслить о них совсем иначе, чем их ощущать. Наряду с этим, очевидно, нравственные принципы, внушенные с детства, очень ускоряют в нас появление наклонности к рефлексии.

Таким-то методом и получается, как мы сообщили, та шкала, на которой люди иерархически располагают разные виды личностей по их преимуществу. Узнаваемая часть телесного эгоизма есть нужной подкладкой для всех других видов личности. Но чувственный элемент стараются приуменьшить либо в лучшем случае уравновесить вторыми особенностями характера. Материальным видам личностей, в более широком смысле слова, отдается предпочтение перед яркой личностью — телом. Жалким существом почитаем мы того, кто не может пожертвовать маленьким числом пищи, питья либо сна для неспециализированного подъема собственного материального благосостояния. Социальная личность в ее целом стоит выше материальной личности в ее совокупности. Мы должны более дорожить отечественной честью, человеческими отношениями и друзьями, чем материальным благополучием и здоровьем. Духовная же личность должна быть для человека высшим сокровищем: мы должны скорее пожертвовать приятелями, хорошим именем, собственностью а также судьбой, чем потерять духовные блага отечественной личности.

Во всех видах отечественных личностей — физическом, социальном и духовном — мы проводим различие между ярким, действительным, с одной стороны, и более отдаленным, потенциальным, с другой, между более близорукой и более предусмотрительной точками зрения на вещи, действуя наперекор первой и в пользу последней. Для состояния организма нужно жертвовать минутным наслаждением в настоящем; нужно выпустить из рук один американский доллар, имея в виду взять сотню; нужно порвать дружеские сношения с известным лицом в настоящем, имея в виду наряду с этим приполучить более хороший круг друзей в будущем; приходится проигрывать в изяществе, остроумии, учености, чтобы надежнее стяжать спасение души.

Теории личности в западно-европейской и американской психологии. Хрестоматия по психологии личности. -Самара, 1996. -С.22-39.

Бацзы. О чем говорит элемент личности Металл? Как достигнуть баланса в жизни? 16+


Также читать:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: