Агенты и институты социализации

O семья
O друзей и групп сверстников
O детские школа и дошкольные учреждения
O высшие и средние особые учебные заведения
O СМИ
O трудовые коллективы
O ассоциации по заинтересованностям
быстро армия
O церковь

ТИПЫ ЛИЧНОСТИ

• Еще в глубокой древности делались попытки выделить главные типы темпераментов и характеров человека с целью действия на него. Так, в соответствии с Аюрведе и Чжуд-ши тело человека складывается из пяти элементов – ¨ эфира (пространства), ¨ воздуха (ветра), ¨ огня (жара), ¨ воды (жидкости) и ¨ почвы (жёсткого вещества). На этом основании выделяются главные психосоматические типы — доши. ¨ Из воздуха и эфира образуется Вата, ¨ из огня и воды — Пита, ¨ из земли и воды — Капха. Эти три типа руководят всеми биологическими и психотерапевтическими функциями человека. ¨ Вата осуществляет контроль перемещения, ¨ Пита управляет обменом веществ, ¨ Капха поддерживает форму и конституцию организма его органов. Всего существует семь сильно выраженных типов людей, в т.ч. ¨ три типа монодошных («Желчь», «Ветер», «Слизь»); ¨ три типа двудошных («Ветер-Желчь», «Ветер-Жёлчь» и «Слизь — Слизь»), ¨ один тип уравновешенных людей, у которых все доши занимают довольно равные доли.

В Древнем Риме еще во II в. до н.э. возможно встретить описание четырех главных темпераментов человека: ¨ холерический (греч. chol — желчь); ¨ меланхолический (греч. melas chol — тёмная желчь); ¨ сангвинический (лат. sanguis — кровь) и ¨ флегматический (греч. phlegma — лимфа).

В психотерапевтических ученияхXX в. самый известны типологии Э.Шпрангера, К. Хорни, Юнга и Фромма. Так, психолог и немецкий философ Эдуард Шпрангер (1882-1963), обрисовал 6 типов личности, каждому из которых соответствует определенный вид активности:

• теоретический (рвение к раскрытию истины, критический подход и рационализм);
• экономический (рвение к пользе и практичность);
• эстетический (рвение к образному построению и гармонии мира);
• социальный (любовь к людям, склонность к служению и самопожертвованию людям);
• политический (любовь к лидерству и власти);
• единства (мироздания смысла и религиозный поиск жизни, вера в сверхъестественное).
У Э.Фромматипы личности исследуются через призму характеров
¨ • рецептивный,
¨ • эксплуатирующий,
¨ • накапливающий,
¨ • рыночный
¨ • продуктивный.

В зависимости от увеличения либо понижения активности
• инициативной личности, опирающейся на ответственность;
• инициативной личности, не опирающейся на механизмы ответственности;
• безынициативной, пассивной личности.
В зависимости от их ценностных ориентаций:
¨ традиционалисты — ориентированы на ценности долга, дисциплины, законопослушания; уровень самостоятельности, креативности, самореали зации низкий;
¨ идеалисты — критически относятся к классическим нормам; жёсткая установка на саморазвитие;
¨ фрустрированный тип — характеризуется низкой самооценкой, угнетенным самочувствием;
¨ гедонистические материалисты — ориентированы на удовлетворение потребительских жажд;
¨ реалисты — сочетают рвение к самореализации с развитым эмоцией долга, скептицизм с самоконтролем

Среди представителей социальной и культурной антропологии известны типы личности Р.Липтона, А.Каринера, М.Мид. Так, Ральф Липтон есть не только одним из создателей ролевой теории личности, но и автором концепций базисной и статусной личности .

Базовая ЛИЧНОСТЬ- особенный тип интеграции индивида в культурную среду на базе опыта социализации участников данной общности. Базовая структура личности передается много поколений при помощи культуры.
СТАТУСНАЯ ЛИЧНОСТЬ — совокупность стандартизированных ролей, закрепленных за определенным статусом Конфигурация личности, характерная практически всем индивидов данного общества, занимающих этот статус.

В будущем концепция базовой личности была пересмотрена. С целью эмпирического обоснования базовых черт было введено понятие «модальная личность». Ее авторами вычисляют Франца Боаса (1858-1942) и Киру Дюбуа (р. 1903).

МОДАЛЬНАЯ ЛИЧНОСТЬ — это чаще всего видящийся в данной культуре тип личности, а не базовая структура, разделяемая участниками данного общества.

Р.Мертон создал социологическую типологию поведения личности в зависимости от отношения к средствам и целям, выделяя пара его классов:

• конформист — лояльный член общества, принимающий одобряемые в нем институциональные средства и культурные цели;
• новатор — член общности, достигающий собственных целей неинституциональными (незаконными) средствами;
• ритуалист — человек, абсолютизирующий средства и игнорирующий цели для осуществления деятельности;
• изолированный тип — личность, которая отходит (изолируется) как от культурных целей, так и от институциональных средств;
• мятежник — личность, отошедшая от средств и целей, принятых в обществе, и противопоставившая им нормы и другие ценности.

Р.Дарендорф, опираясь на термин Аристотеля homo politicus («животное публичное») и подчеркивая, что личность имеется продукт развития культуры, социальных условий, дал собственную типологию личностей, пользуется термином homo sociologicus:

Тема 2. Социализация


Также читать:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: