Акроаматический (acroamatique)

Научный синоним эзотерического. Термин связан с именем Аристотеля. Собственные акроаматические произведения Аристотель направил ученикам, в отличие от трудов экзотерических, обращенных к более широкой аудитории и сейчас полностью потерянных. Чтение первых разрешает нам составить представление о том, как велик был уровень подготовки учеников Аристотеля, и в один момент заставляет горько сожалеть об потере вторых, приводивших к такому восхищению современников мыслителя.

Аксиология (Axiologie)

Учение о сокровищах и изучение сокровищ. Аксиология возможно объективной (в случае если разглядывает сокровище как факты) либо нормативной (в случае если признает их в качестве сокровищ). Вторая вытекает из первой, но первая имеет значение лишь в сочетании со второй.

Теорема (Axiome)

Недоказуемое положение, служащее для доказательства вторых положений. Являются ли теоремы подлинными? Продолжительное время считалось, что являются. Согласно точки зрения Спинозы либо Канта, теорема – это истина, очевидность которой ясна без доказательств, а потому и не испытывает недостаток в них. логики и Современные математики склонны разглядывать теоремы как чистые конвенции либо догадки, каковые не смогут быть очевидными истинами. Отныне истина содержится не в самих положениях (в случае если теорема не есть истина, ни одна теорема не может быть подлинной), а в объединяющих их отношениях импликации либо дедукции. Следовательно, теорем в классическом понимании термина не существует, имеется только постулаты (Постулат ). Но и это заявление – постулат, а не теорема.

Аксиоматика (Axiomatique)

Совокупность теорем, а время от времени, в широком смысле, и совокупность выводов, каковые возможно сделать из этих теорем, не прибегая к эмпирическим данным. Аксиоматика имеется формальная гипотетико-дедуктивная совокупность. Математика, к примеру, являет собой пример аксиоматики, вернее, нескольких аксиоматик, и не просто так математику подразделяют на отдельные дисциплины. А как с логикой? Если бы логика сводилась лишь к аксиоматике, она не имела возможности бы претендовать на истинность. Что тогда осталось бы от отечественных истин?

Факт, что сокровище аксиоматики прямо пропорциональна ее разумности, еще не разрешает нам разглядывать сам разум как один из видов аксиоматики и принимать какую-либо аксиоматику за разум.

Акт (Acte)

Что-то сделанное (латинское actum происходит от глагола agere – делать). В психологии и этике акт – синоним действия, не смотря на то, что бывают и непроизвольные акты (оговорка, тик, ошибочное воздействие). В этом смысле акт как что-то сделанное противостоит данному в ощущениях либо являющемуся результатом действия. С позиций онтологии акт противостоит потенции, как настоящее (сделанное) противостоит вероятному (тому, что возможно сделано). «Акт, – говорит Аристотель, – это факт, обосновывающий, что эта вещь существует в действительности». К примеру, статуя существует в потенции , пока пребывает в виде мрамора, и актуализируется, когда скульптор завершит работу над ней.

Очевидно, оба понятия относительны. Дуб пребывает в желуде, существующем актуально, в виде потенции, но и желудь со своей стороны пребывает в актуальном дубе в виде потенции. Но и мрамор актуален (как что-то настоящее, выполненное, завершенное) – как до собственного превращения в статую, так и по окончании него. Однако первичен как раз акт, и в этом Аристотель совсем прав: не настоящее рождается из вероятного, а вероятное из настоящего.

Но, в настоящем и акт, и потенция слиты воедино: тут и по сей день вероятно лишь то, что имеется в действительности. Это и имеется бытие как потенция в действии (energeia, conatus ).

Активность (Activisme)

Преувеличенная вера в его возможности и действие. В большинстве случаев активному действию противопоставляют теоретизирование. Имеется ли метод преодолеть недочёты того и другого? Имеется. Это осмысленное и продуманное воздействие – мышление в действии.

Актуализм (Actualisme)

Учение, в соответствии с которому все сущее существует актуально, другими словами в конечном итоге. Значит ли это, что вероятное не существует? Вовсе нет. Дело в том, что в настоящем вероятное и настоящее сущность одно да и то же. Видами актуализма являются учение Спинозы и учение стоицизма, и это, на мой взор, самое полезное в обеих школах. Нет бытия в потенции, имеется только потенция бытия и его постоянный переход в воздействие, другими словами в акт, что мы и именуем миром либо становлением.

Акцидент (Accident)

То, что случается с кем-то либо с чем-то (от латинского accidere – «падать на что-либо»). Акцидент как случающееся направляться отличать от субъекта (субстанции), с которым он случается, сущности, без которой субъект не существует, наконец, от своеобразных либо постоянных особенностей, присутствующих в субъекте неизменно, а не появляющихся в следствии случайности. К примеру, тот факт, что человек сидит, это акцидент (он имел возможность бы лежать либо находиться и наряду с этим оставаться человеком). То, что он человек, – это его сущность. То, что он наделен разумом, способен заниматься политикой либо смеяться, – его свойства.

Вот из-за чего Эпикур говорит, что время имеется акцидент акцидентов – так как все, что случается (к примеру, факт сидения), имеет некую длительность во времени. И напротив, настоящее имеется свойство бытия, как бытие имеется сущность настоящего.

Из этого вытекает, что все в мире акцидентально, а также свойства, сущности, субстанции, потому, что все это имеет место во времени. Бытие случайно, становление нужно – значит, существует лишь история.

Алетейа (Aletheia)

В переводе с древнегреческого – «истина». С легкой руки Хайдеггера понятие aletheia принято противопоставлять понятию veritas – его латинскому аналогу, обширно применяемому в работах схоластов. Aletheia в собственности бытию; это приоткрывание покрова бытия либо самое бытие, лишенное покрова тайны. Veritas в собственности духу либо дискурсу; это соответствие, совпадение, адекватность между реальностью и мышлением. Различение двух этих понятий и комфортно, и в полной мере законно. Но, направляться подчернуть, что ни греки, ни римляне его не проводили, по крайней мере в указанном смысле. И, в случае если мы такое различие проводим, это не означает, что нам вольно выбрать одно из них, отбросив второе, – они отсылают друг к другу. Что мы имели возможность бы определить о бытии, если бы в отечественных мыслях не было ему соответствия? И какой суть был бы рассуждать о том, адекватна мысль действительности либо нет, если бы само бытие изначально не было адекватно самому себе? Вот из-за чего первоосновой истины, быть может, помогает тождество: «Одно да и то же имеется, – говорит Парменид (19), – бытие и мысль». Истина, осознаваемая и как aletheia , и как veritas , и имеется тождество в это же время, что представляется уму (veritas ), и тем, что существует в мире (aletheia ). Но, не смотря на то, что эти два понятия тесно а также неразрывно связаны между собой (veritas предполагает наличие aletheia и одновременно с этим разрешает ее осмыслить), различие между ними носит принципиальный темперамент. Aletheia – это истина представления; veritas – истина понятия. Так, первична aletheia , но осмыслить ее возможно лишь при помощи veritas. Veritas существует в нас, но только за счет того, что мы сами существуем в aletheia . Истина дешева нам лишь вследствие того что мы существуем в подлинном мире, а дух способен понять себя, лишь раскрываясь миру.

Аллегория (Allegorie)

Выражение какой-либо идеи через образ либо устный рассказ. Аллегория обратна абстракции; это собственного рода идея, получившая плоть. С философской точки зрения аллегория не может служить доказательством чему бы то ни было. И, если не считать Платона, ни один философ не сумел применять аллегорию, дабы не показаться наряду с этим забавным.

Алфавит (Alphabet)

Буквы, выстроенные в случайном либо продиктованным обычаем порядке. Алфавитный порядок – такой же хаос, как каждый, но его удачное отличие от других хаотических совокупностей содержится в том, что видимость порядка в алфавите сведена к самая простой форме и не претендует на осмысленность. Алфавит не несет никакой информации, и в этом его заслуга. К примеру, книга, которую вы на данный момент держите в руках, возможно адекватна собственному предмету лишь в том случае, если она будет прочтена в хаотическом порядке, другими словами в таком порядке, в каком существуют истина и мир. Словарь – что-то противоположное совокупности и значительно более полезное.

КАК Скоро ПОДНЯТЬ ПОТЕНЦИЮ Дома ПЕРЕД СВИДАНИЕМ | YourBestBlog


Также читать:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: