Акварельная живопись с нуля

Иногда бывает так, что или нет подходящей фотографии для преобразования в акварельный рисунок, или хочется самостоятельно поработать с акварелью. В этом случае фильтр вам не поможет. Программа Photoshop вполне хороша для рисования, хотя и не обладает таким разнообразием живописных средств, как, скажем, Fractal Painter.

Теме не менее, если проявить упорство, можно добиться такого качества цифровой акварельной живописи, что она будет почти неотличима от традиционной, создаваемой с помощью обычной кисти. Давайте создадим в программе Photoshop новый документ, заполненный белым цветом, и попробуем нарисовать что-нибудь, имитируя акварельные краски.
В главе "Урок 3: инструменты рисования и раскрашивания" вы уже познакомились с инструментом Кисть (Paintbrush). Как вы помните, палитры Кисти (Brushes) и Кисть (Paintbrush Options) могут оставаться открытыми в процессе работы над изображением, так что в любой момент можно сменить размер кисти и прозрачность мазка одним щелчком кнопки мыши.

Кроме того, я предпочитаю держать раскрытой палитру Каталог (Swatches) и использовать ее в качестве коробки с красками для подбора нужных цветов вместо того, чтобы каждый раз обращаться к окну диалога Палитра цветов (Color Picker). Не стесняйтесь возвращаться к пройденному материалу каждый раз, когда ощущаете потребность освежить в памяти рассмотренные ранее приемы.
Один из важнейших признаков "настоящей" акварели — это прозрачность. Чтобы работать с "синтетической" акварелью, не следует устанавливать степень непрозрачности кисти выше чем 75%. Поскольку непрозрачность является свойством, противоположным прозрачности, установка такой величины означает, что мазки цвета будут иметь 25-процентную прозрачность, а это близко к характеристикам реальной акварели.

Попробуйте нарисовать несколько мазков кистью на чистом холсте нового документа, и вы увидите, что при пересечении ранее нарисованного мазка цвет области пересечения темнеет. Установите флажок Мокрые края (Wet Edges) в палитре Кисть (Paintbrush Options), чтобы имитация настоящей акварели выглядела еще более естественно.

Установка этого флажка заставляет цвет как бы "растекаться" к краям мазка, делая их более темными, подобно тому как происходит во время рисования настоящей акварельной кистью, если ее сильно смочить в воде. На рис. 7.5 показана разница между мазками цифровой акварели в обычном режиме и в режиме Мокрые края (Wet Edges).

Художники, рисующие (или, как говорят профессионалы, "пишущие") настоящей акварелью на обычной бумаге, часто начинают с рисования контуров предметов, а затем прорисовывают детали. На рис. 7.6 показана начальная стадия рисования акварелью цветка. Сначала были нарисованы контуры цветка, стебля и листьев, а теперь выполняется прорисовка внутренней тонкой структуры листьев при помощи маленькой кисти.

Обычно подобные вещи проще делать в режиме увеличения. Между прочим, цветная версия данного рисунка хранится на сопроводительном компакт-диске. Если хотите посмотреть его, откройте файл 07file02.jpg.

Вот еще один полезный прием рисования цифровой акварелью: инструмент Ластик (Eraser) используется для частичной отмывки слишком темных цветов, словно это кисть, намоченная в чистой воде. Применяйте ластик при очень низкой степени непрозрачности, чтобы совсем немного высветлить цвет, и при высокой степени непрозрачности, если требуется подправить нанесенные мазки, вышедшие за пределы контура объекта. Помните, что ластик всегда стирает изображение до текущего фонового цвета.

Если в процессе рисования фоновый цвет менялся, не забудьте установить оттенок, который должен появиться после стирания.

Большая часть настоящих акварельных работ выполнена на специальной бумаге с сильно выраженной текстурой. Если вы захотите придать цифровой работе аналогичный характер, то можете по завершении рисования применить к изображению фильтр Текстуризатор (Texturizer), позволяющий имитировать шероховатую текстуру бумаги.

Не следует применять этот фильтр до завершения работы над рисунком, поскольку любая дальнейшая правка после появления текстурного узора будет воздействовать также и на этот узор. На рис. 7.7 показано окно диалога Текстуризатор (Texturizer). Для имитации шероховатостей бумаги лучше всего подходит текстура типа Брезент (Canvas), особенно если немного уменьшить ее масштаб.

Я предпочитаю задавать соответствующий параметр равным 70-80%, а Рельеф (Relief) — 3 или 4. Для установки этих параметров используйте соответствующие ползунки окна диалога фильтра. Я обнаружил, что повторное применение той же текстуры при противоположном направлении света (параметр Свет — Light Direction) дает наилучшую имитацию текстуры бумаги для рисования. Пример текстуры можно найти в файле 07file03.jpg на сопроводительном компакт-диске.

Цифровая живопись маслом

Живопись маслом имеем совсем иной вид, чем живопись акварелью, и программа Photoshop достаточно точно воспроизводит эту разницу. К числу качеств, отличающих работы маслом, относятся полная непрозрачность мазков, текстура холста, просматривающаяся в виде характерной тканевой основы сквозь изображение, и толщина мазков, которые в ряде случаев выглядят объемными. Чтобы полностью воспроизвести все эти особенности в программе Photoshop, необходимо применять целую совокупность различных методов.

Начнем же мы, как это делают обычные живописцы, с нанесения цветовых пятен, или подмалевки.

Нанесение цветовых пятен

Когда художник начинает рисовать масляными красками земной или морской пейзаж, он обычно сначала несколькими точными линиями набрасывает эскиз, пользуясь для этого угольным или обычным карандашом, чтобы зафиксировать положение линии горизонта и основных элементов пейзажа. Затем он окунает большую кисть в жидко разведенную краску и начинает подмалевку, то есть нанесение цветовых пятен.

Они появляются там, где впоследствии будут находиться основные области сравнительно однородной окраски: небо, земля, вода, крупные элементы ландшафта, такие как скалы, утесы и любые другие масштабные объекты будущей картины. Цветовые пятна создают основу будущей картины, задавая тон и определяя границы объектов композиции. Примерно так же кладется фундамент и устанавливается каркас будущего строения перед тем, как начнется укладка кирпичей в стены дома.

Подмалевка формирует общий облик всех фрагментов создаваемой картины. Завершив ее, можно переходить к прорисовке деталей.
Фильтр Рисование на обороте (Underpainting)1 программы Photoshop анализирует изображение и преобразует его в набор крупных однородных цветовых областей, уменьшая общее количество оттенков. На рис. 7.8 показан пример применения данного фильтра к фотографии морского побережья с горной грядой на заднем плане.

Для использования фильтра Рисование на обороте (Underpainting) необходимо правильно установить значения ряда параметров. Параметр Текстура (Texture) совершенно аналогичен такому же параметру фильтра Текстуризатор (Texturizer), рассмотренному выше. В данном случае, однако, проявление текстуры холста на изображении должно быть более выраженным, так что следует применять большую величину параметра Рельеф (Relief) и, возможно, больший масштаб текстуры, задаваемый параметром Масштаб (Scaling).

С помощью раскрывающегося списка Текстура (Texture) можно выбрать в качестве основы для живописного полотна такие материалы, как мешковина, известняк или кирпич, а также выполнить импорт изображения, которое будет играть роль текстуры. Параметр Размер кисти (Brush Size) изменяется в диапазоне от 0 до 40. Выбор кисти меньшего размера позволяет сохранить большую детализацию изображения. Кисти большего размера дают картину, состоящую из отдельных пятен, с утраченными мелкими деталями.

Параметр Текстурный фон (Texture Coverage) также изменяется в диапазоне 0-40. При малых значениях параметра текстура на изображении будет менее выражена, при больших — более заметна. При подмалевке текстура проявляется не по всей площади изображения, а только в тех местах, где есть цветовые пятна.
Чтобы преобразовать фотографию в имитацию подмалевки масляными красками, выполните следующие шаги:

  1. Откройте файл с любой подходящей фотографией (мы будем выполнять дальнейшие действия на примере снимка побережья).
  2. Раскройте окно фильтра, выполнив команду Фильтр — Имитация — Рисование на обороте (Filter — Artistic — Underpainting).
  3. Установите размер кисти (параметр Brush Size) равным 3. При этом будут сохранены основные детали изображения.
  4. Выберите в качестве текстуры вариант Брезент (Canvas) и задайте параметр Масштаб (Scaling) равным 65%. Мы собираемся сделать характерный масштаб элементов текстуры более мелким, чтобы в дальнейшем он не мешал восприятию деталей, которые будут добавлены к изображению.
  5. Задайте рельеф (Relief) равным 8, а в списке Свет (Light Direction) выберите вариант Сверху (Top). Текстура будет видна ровно настолько, насколько требуется, чтобы понять, что картина написана на холсте, а не на куске камня.
  6. Щелкните на кнопке Да (OK), чтобы применить фильтр.

Прорисовка

После применения фильтра преобразования фотографии в совокупность цветовых пятен мы получаем расплывчатую картину, которая, может быть, и подходит для каких-то целей, но определенно выглядит незаконченной. Художник после подмалевки поступает следующим образом: он повторно проходит кистью по всем областям картины, прорисовывая необходимые детали. Именно это и предстоит нам проделать, чтобы завершить начатую выше картину морского пейзажа.

Режимы наложения пикселей

Когда в реальной жизни вы касаетесь кистью холста, на который уже нанесен красочный слой, результат взаимодействия красок может различаться в зависимости от того, насколько непрозрачна наносимая краска, просох ли ранее нанесенный красочный слой и т. д. В программе Photoshop управление взаимодействием красок осуществляется за счет выбора одного из так называемых режимов наложения пикселей. Перечень допустимых режимов можно найти в раскрывающемся списке в правом верхнем углу палитры Кисть (Paintbrush Options).

Как видите, в списке перечислено множество режимов. Рассмотрим вкратце отдельные режимы и их назначение.

Предположим, что мы работаем всего с двумя цветами. Один из них будет считаться базовым — это тот цвет, который уже нанесен на холст. Второй — налагаемый, тот, который будет наноситься поверх базового с использованием одного из режимов наложения пикселей.

В итоге, после наложения одного цвета на другой, получается третий, результирующий цвет, меняющийся в зависимости от режима наложения исходных цветов.
Ниже описывается, что происходит при выборе того или иного режима.

  • Нормальный (Normal): это режим, принятый по умолчанию. Налагаемый цвет просто заменяет базовый.
  • Растворение (Dissolve): случайное число пикселей базового цвета перекрашивается в налагаемый цвет. Данный режим производит эффект живописи в технике "сухой кисти".
  • Подложка (Behind): действует только в пределах прозрачных участков слоя изображения. Создается впечатление, будто мазки кистью или заливка наносятся на обратную сторону листа прозрачной пленки, на которой представлено изображение слоя. Если нет прозрачных областей, режим недоступен.
  • Умножение (Multiply): умножает базовый цвет пикселей на налагаемый цвет, производя результирующий оттенок, более темный, чем оба исходных цвета. Получающийся эффект подобен рисованию на "волшебной" бумаге со скрытым изображением, проявляющимся под действием мокрой кисти.
  • Осветление (Screen): умножает базовый цвет пикселей на цвет, обратный по отношению к налагаемому, производя результирующий оттенок, более светлый, чем оба исходных цвета. Эффект напоминает рисование известью.
  • Перекрытие (Overlay): в зависимости от яркости базового цвета происходит или умножение на налагаемый цвет, или осветление. Сохраняет тени и блики базового цвета.
  • Мягкий свет (Soft Light): затемняет базовый цвет или делает его светлее в зависимости от яркости налагаемого цвета. Считается, что результат подобен освещению изображения пятном рассеянного света. При очень высокой яркости налагаемого цвета эффект почти незаметен.
  • Жесткий свет (Hard Light): в зависимости от яркости налагаемого цвета происходит или умножение на налагаемый цвет, или осветление. Эффект подобен освещению изображения светом прожектора с резко очерченным пятном.
  • Осветление основы (Color Dodge): увеличивает яркость базовых цветов пропорционально яркости налагаемых цветов.
  • Затемнение основы (Color Burn): уменьшает яркость базовых цветов пропорционально яркости налагаемых цветов.
  • Замена темным (Darken): сравнивает яркость базового и налагаемого цветов и оставляет в качестве результирующего более темный. В итоге светлые пиксели изменяют цвет, а темные остаются прежними.
  • Замена светлым (Lighten): сравнивает яркости базового и налагаемого цветов и оставляет в качестве результирующего более светлый. В итоге более темные пиксели изменяют цвет, а более светлые остаются неизменными. Эффект полностью противоположен действию режима Замена темным (Darken), рассмотренного выше.
  • Разница (Difference): анализирует налагаемые и базовые цвета и производит вычитание более светлых оттенков из более темных.
  • Исключение (Exclusion): подобен режиму Разница (Difference), но с более мягким проявлением.
  • Цветовой тон (Hue): изменяет цветовой тон пикселей базового цвета на цветовой тон налагаемых оттенков, оставляя неизменными насыщенность и яркость.
  • Насыщенность (Saturation): результирующий цвет получает яркость и цветовой тон базового, а насыщенность — налагаемого цвета.
  • Цветность (Color): оставляет неизменной яркость базового цвета, придавая результату цветовой тон и насыщенность налагаемого цвета. Полезен для расцвечивания одноцветного полутонового изображения с сохранением исходных градаций яркости.
  • Яркость (Luminosity): производит результирующий цвет на основе цветового тона и насыщенности базового и яркости налагаемого цвета. Эффект противоположен действию режима Цветность (Color).

Для работы над морским пейзажем наибольшую пользу даст режим Растворение (Dissolve). Используйте его для того, чтобы, как показано на рис. 7.10, нанести цветовые детали поверх подмалевки.

Изменяйте размеры кисти и непрозрачность для нанесения большего или меньшего количества "краски" при каждом мазке.

Вы можете продолжить рисование, пока изображение не приобретет точный вид картины, написанной маслом, или использовать полученную заготовку для экспериментирования с использованием различных фильтров и графических эффектов. Как показано на рис. 7.11, мы попробовали применить к нашему морскому пейзажу фильтр Растушевка (Smudge Stick), вызываемый одноименной командой подменю Фильтр — Имитация (Filter — Artistic).

При использовании малых значений параметра Длина штриха (Stroke Length) этот фильтр придает изображению красивый текстурный эффект. Кроме того, он немного затемняет изображение, так что имеет смысл вернуться на шаг назад и подкорректировать вид переходной кривой, чтобы снова придать изображению солнечную атмосферу. Можно также повысить интенсивность цвета изображения, чтобы предотвратить его потемнение.

Это, однако, скажется и на результате действия фильтра. Поэкспериментируйте с набором значений параметров, пока не найдете комбинацию, наиболее подходящую для обрабатываемого изображения. Цветную версию итогового результата можно увидеть, если открыть файл 07file04.jpg, находящийся на сопроводительном компакт-диске и содержащий изображение окна Photoshop с редактируемым снимком.

Цифровое рисование

Инструмент Карандаш (Pencil) являлся непременным атрибутом всех графических программ. Он исключительно полезен, если, конечно, вы умеете им пользоваться. Первое, что следует знать при использовании данного инструмента, — это то, что, удерживая нажатой клавишу Shift, вы обеспечите рисование линий, выровненных точно по вертикали, по горизонтали или по диагонали, под углом в 45°.

Второй секрет инструмента Карандаш (Pencil) состоит в том, что его можно использовать в качестве ластика, если установить флажок Автоматическое стирание (Auto-Erase) в палитре параметров. Если этот режим включен, то щелчок кнопкой мыши вызывает стирание пикселя изображения, на который установлен указатель инструмента. Пользуйтесь этой возможностью для подчистки краев рисунка или для стирания прямых линий.
Инструмент Карандаш (Pencil) хорош для ретуширования или рисования линий толщиной в один пиксель, но его сложно использовать для настоящего художественного рисования. Эта задача несколько упрощается, если установить режим увеличения в 200%, когда на экране становятся видны отдельные пиксели. Помогает также установка скорости перемещения указателя мыши в режим Медленно (Slow), которая производится на Панели управления (Control Panel) операционной системы, однако наилучших результатов позволяет добиться использование графического планшета вместо мыши.
Если вы хотите безо всяких усилий придать изображению вид карандашного рисунка, попробуйте воспользоваться фильтром Цветные карандаши (Colored Pencil), команда вызова которого располагается в меню Фильтр — Имитация (Filter — Artistic), или фильтром, вызываемым командой Фильтр — Штрихи — Перекрестные штрихи (Filter — Brush Strokes — Crosshatch). В результате действия фильтра Цветные карандаши (Colored Pencil), как показано на рис.

7.16, на основе изображения-оригинала получается светлый, несколько стилизованный рисунок, воспроизводящий манеру рисования цветными карандашами. Действие фильтра Перекрестные штрихи (Crosshatch), иллюстрируемое на примере того же изображения на рис. 7.17, позволяет сохранить цвет и детали оригинала в менее искаженном виде, однако все же придает изображению вид графической работы, выполненной с помощью пера и цветных чернил.

Рандомно подобранные статьи с сайта:

Акварель для начинающих, живопись с нуля, закат


Похожие статьи:

admin