Александр сергеевич грибоедов

«Горе от ума»

1. Укажите фамилию персонажа, к которому обращается Фамусов в конце первой реплики.

2. Что даёт основание разглядывать пьесу А.С. Грибоедова «Горе от ума» как трагикомедию?

3. Из-за чего Софья, героиня комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума», по выражению автора, – «женщина, сама не глупая, предпочитает дурака умному человеку»?

4. Из-за чего в комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума» так много второстепенных персонажей?

5. Что разрешило М.Е. Салтыкову-Щедрину назвать Молчалина одной из самых ужасных фигур русского общества? (По пьесе А.С. Грибоедова «Горе от ума».)

6. Из-за чего Фамусов и Чацкий произносят самые громадные и содержательные монологи в пьесе? (По комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума».)

7. В чём своеобразие конфликта Чацкого с фамусовским обществом? (По комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума».)

8. Кто Чацкий: «лишний» человек либо личность, не отыскавшая собственный место в жизни? (По комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума».)

9. Из-за чего Софья, героиня комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума», по выражению автора, – «женщина, сама не глупая, предпочитает дурака умному человеку»?

10. Из-за чего Фамусов и Чацкий произносят самые громадные и содержательные монологи в пьесе? (По комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума».)

11. В чём содержится своеобразие финала комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума»?

Воздействие 1 Явление 4 Фамусов Страшный век! Не знаешь, что начать! Все умудрились не по летам. А пуще дочери, да сами добряки. Дались нам эти языки! Бepeм же побродяг, и в дом и по билетам, Чтобы отечественных дочерей всему учить, всему – И танцам! и пенью! и нежностям! и вздохам! Как словно бы в жены их готовим скоморохам. Ты, визитёр, что? ты тут, сударь, к чему? Безродного пригрел и ввел в мое семейство, Дал чин асессора и забрал в секретари; В Москву переведен через мое содейство; И будь не я, коптел бы ты в Твери. София Я бешенства вашего никак не растолкую. Он в доме тут живет, великая напасть! Шел в помещение, попал в другую. Фамусов Попал либо желал попасть? Да совместно вы для чего? Запрещено, дабы случайно. София Вот в чем, но, случай целый: Как давиче вы с Лизой были тут, Перепугал меня ваш голос очень, И ринулась ко мне я со всех ног… Фамусов Пожалуй, на меня всю суматоху сложит. Не в пору голос мой наделал им тревог! София По смутном сне мелочь тревожит; Сообщить вам сон: осознаете вы тогда. Фамусов Что за история? София Вам поведать? Фамусов Ну да. (Садится.) София Разрешите… видите ль… сперва Цветистый луг; и я искала Траву Какую-то, не отыщу в памяти наяву. Внезапно дорогой человек, один из тех, кого мы Заметим – словно бы век привычны, Явился тут со мной; и вкрадчив, и умен, Но робок… Понимаете, кто в бедности рожден… Фамусов Ах! матушка, не довершай удара! Кто беден, тот тебе не пара. София Позже пропало все: небеса и луга. – Мы в чёрной помещении. Для довершенья чуда Раскрылся пол – и вы оттуда, Бледны, как смерть, и дыбом волоса! Тут с громом открыли двери Какие-то не люди и не животные, Нас врознь – и мучили сидевшего со мной. Он словно бы мне дороже всех сокровищ, Желаю к нему – вы тащите с собой: Нас провожают стон, гул, смех, свист чудовищ! Он вслед кричит!.. – Проснулась. – Кто-то говорит, – Ваш голос был; что, думаю, так рано? Бегу ко мне – и вас обоих нахожу.

e В каких произведениях русской классики обрисованы сны храбрецов и в чем их возможно сравнить со сном героини пьесы А.С. Грибоедова? (Приведите 2–3 примера с указанием авторов.)

e Многие высказывания храбрецов пьесы «Горе от ума» вошли в повседневную разговорную обращение. Как именуется суждение характера, высказывающее в лаконичной художественной форме законченную и обобщенную идея, философскую либо житейскую мудрость, поучительный вывод («И будь не я, коптел бы ты в Твери»)?

e С первых сцен пьесы в ней намечается противостояние «младшего» поколений «и» старшего. Как именуется острое несоответствие, столкновение, лежащее в базе драматургического действия?

e Как именуется форма общения между действующими лицами (к примеру, разговор между Софьей и Фамусовым), которая является способом чёрта персонажей и мотивирует развитие сюжета?

e Назовите жанр пьесы А.С. Грибоедова «Горе от ума».

e Разговор Cофьи и Фамусова происходит до появления в пьесе ее главного храбреца Чацкого и завязки главных событий. Как именуется этап действия, предшествующий завязке и отображающий положение действующих лиц до начала действия?

e Как соотносится с настоящими событиями пьесы придуманный Софьей сон?

e Как именуется краткая черта автором происходящего на сцене, воображающая собой рекомендацию актерам в отношении их поведения, жестов, мимики, темпа речи и т.д. (к примеру, садится)?

Фамусов Пожалуй, на меня всю суматоху сложит. Не в пору голос мой наделал им тревог! София По смутном сне мелочь тревожит; Сообщить вам сон: осознаете вы тогда. Фамусов Что за история? София Вам поведать? Фамусов Ну да. (Садится.) София Разрешите… видите ль… сперва Цветистый луг; и я искала Траву Какую-то, не отыщу в памяти наяву. Внезапно дорогой человек, один из тех, кого мы Заметим – словно бы век привычны, Явился тут со мной; и вкрадчив, и умен, Но робок… Понимаете, кто в бедности рожден… Фамусов Ах! матушка, не довершай удара! Кто беден, тот тебе не пара. София Позже пропало все: небеса и луга. – Мы в чёрной помещении. Для довершенья чуда Раскрылся пол – и вы оттуда, Бледны, как смерть, и дыбом волоса! Тут с громом открыли двери Какие-то не люди и не животные, Нас врознь – и мучили сидевшего со мной. Он словно бы мне дороже всех сокровищ, Желаю к нему – вы тащите с собой: Нас провожают стон, гул, смех, свист чудовищ! Он вслед кричит!.. – Проснулась. – Кто-то говорит, – Ваш голос был; что, думаю, так рано? Бегу ко мне – и вас обоих нахожу. Фамусов Да, плох сон, как погляжу. Тут все имеется, коли нет обмана: И любовь и черти, и цветы и страхи. Ну, сударь мой, а ты? Молчалин Я слышал голос ваш. Фамусов Забавно. Дался им голос мой, и как себе исправно Всем слышится, и всех сзывает до зари! На голос мой торопился, за чем же? – скажи. Молчалин С бумагами-с. Фамусов Да! их недоставало. Помилуйте, что это внезапно припало Усердье к письменным делам! (Поднимается.) Ну, Сонюшка, тебе покой я дам: Бывают необычны сны, а наяву необычнее; Искала ты себе травы, На приятеля набрела скорее; Повыкинь бред из головы; Где чудеса, в том месте мало складу. – Поди-ка, ляг, усни снова. (Молчалину) Идем бумаги разбирать.

e Софья, Фамусов, Чацкий – главные храбрецы комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума», а как в драматургии именуют таких персонажей как Лиза (Репетилов, князья Тугоуховские и др.)?

e Укажите наименование литературного направления XVIII в., традицию которого продолжает Грибоедов, наделяя некоторых храбрецов собственной реалистической пьесы «говорящими» фамилиями – чертями.

e В бланк ответа впишите термин, обозначающий тип развёрнутого высказывания героини, которая в этом эпизоде говорит о собственном сне.

e Как в литературоведении классифицируют (по тематическому принципу) тип конфликта пьесы А.С. Грибоедова «Горе от ума», связанный с сюжетной линией Софья – Молчалин – Чацкий?

e В чем какие образа героини и противоречивость Софьи русской хорошей литературы схожи с героиней комедии А.С. Грибоедова?

ЯВЛЕНИЕ 11 София, Лиза, Молчалин. София Молчалин! Как во мне рассудок цел остался! Так как понимаете, как жизнь мне ваша дорога! Для чего же ей играться, и без того небрежно? Сообщите, что у вас с рукой? Не дать ли капель вам? Не нужен ли покой? Отправим к врачу, пренебрегать не должно. Молчалин Платком перевязал, не больно мне с того времени. Лиза Ударюсь об заклад, что бред; И в случае если б не к лицу, не требуется перевязки; А то не бред, что вам не избежать огласки: На хохот, того смотри, подымет Чацкий вас; И Скалозуб, как собственный хохол закрутит, Поведает обморок, прибавит сто прикрас; Шутить и он горазд, поскольку в наше время кто не шутит! София А кем из них я дорожу? Желаю – обожаю, желаю – сообщу. Молчалин! Словно бы я себя не принуждала? Вошли вы, слова не сообщила, При них не смела я дохнуть, У вас задать вопрос, на вас посмотреть. Молчалин Нет, Софья Павловна, вы через чур откровенны. София Откуда скрытность почерпнуть! Готова я была в окно к вам прыгнуть. Да что мне до кого? До них? До всей вселенны? Смешно? – пускай шутят их; обидно? – пускай бранят. Молчалин Не повредила бы нам откровенность эта. София Неужто на дуэль вас позвать захотят? Молчалин Ах! Злые языки ужаснее пистолета. Лиза Сидят они у батюшки сейчас, Вот кабы вы порхнули в дверь С лицом радостным, легкомысленно: В то время, когда нам сообщат, что желаем – Куда как верится с радостью! И Александр Андреич, – с ним О прошлых днях, о тех проказах Поразвернитесь-ка в рассказах, пара и Улыбочка слов, И кто влюблен – на всё готов. Молчалин Я вам рекомендовать не смею. (Целует ей руку.) София Желаете вы?.. Отправлюсь любезничать через слез; Опасаюсь, что выдержать притворства не сумею. Для чего ко мне всевышний Чацкого принес! (Уходит).

e Укажите род литературы, к у которого в собствености пьеса А.С. Грибоедова «Горе от ума».

e Кому из храбрецов, участвующих в данной сцене, принадлежат афоризмы: «В мои лета не должно сметь собственный суждение иметь», «Частенько в том месте мы покровительство находим, где не метим», «В чинах мы маленьких…»?

e Укажите термин, которым в литературе обозначают авторские пояснения в тексте пьесы, сопровождающие действия храбрецов: «Целует ей руку», «Уходит» и др.

e Как именуют созвучие финишей стихотворных строчков:

«А кем из них я дорожу?

Желаю – обожаю, желаю – сообщу.

Молчалин! Словно бы я себя не принуждала?

Вошли вы, слова не сообщила,

При них не смела я дохнуть,

У вас задать вопрос, на вас посмотреть».

e Какую роль в комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума» играется тема сплетен и в каких произведениях русской литературы боязнь «злых языков» оказывала влияние на судьбы и поступки храбрецов?

Фамусов, Слуга Фамусов Петрушка, всегда ты с обновкой, С разодранным локтем. Дотянись-ка календарь; Просматривай не так, как пономарь; А с эмоцией, с толком, с расстановкой. Постой же. – На странице черкни на записном, Противу будущей семь дней: К Прасковье Федоровне в дом Во вторник кликан я на форели. Куда как чуден создан свет! Пофилософствуй – ум вскружится; То бережешься, то обед: Ешь три часа, а в три дни не сварится! Отметь-ка, в тот же сутки… Нет, нет, В четверг я кликан на погребенье. Ох, род людской! пришло в забвенье, Что каждый сам В том же направлении обязан лезть, В тот ларчик, где ни стать, ни сесть. На память по себе собирается кто покинуть Житьем похвальным, вот пример: Покойник был почтенный камергер, С ключом, и сыну ключ умел доставить; Богат, и на богатой был женат; Переженил детей, внучат; Скончался; все о нем прискорбно поминают, Кузьма Петрович! Мир ему! – Что за тузы в Москве живут и умирают! – Пиши: в четверг, одно уж к одному, А может в пятницу, быть может и в субботу, Я обязан у вдовы, у докторши, крестить. Она не родила, но по расчету По моему: обязана родить. Фамусов, Слуга, Чацкий. Фамусов А, Александр Андреич, просим, Садитесь-ка. Чацкий Вы заняты? Фамусов (Слуге) Поди. (Слуга уходит) Да, различные дела на память в книгу вносим, Забудется, того смотри. – Чацкий Вы что-то не радостны стали; Сообщите, отчего? Приезд не в пору мой? Уж Софье Павловне какой Не приключилось ли печали?.. У вас в лице, в перемещениях суета. Фамусов Ах! батюшка, отыскал тайную: Не весел я!.. В мои лета Не возможно же пускаться мне вприсядку! Чацкий Никто не приглашает вас; Я только что задал вопрос два слова Об Софье Павловне: возможно, нездорова? Фамусов Тьфу, господи забудь обиду! Пять тысяч раз Твердит одно да и то же! То Софьи Павловны на свете нет пригоже, То Софья Павловна больна. Сообщи, тебе понравилась она? Обрыскал свет; не желаешь ли жениться? Чацкий А вам на что? Фамусов Меня не худо бы спроситься, поскольку я ей пара сродни; По крайней мере искони Отцом недаром именовали.

e Как именуется форма высказывания персонажа, к которой прибегает драматург в начале данного фрагмента?

e Укажите термин, которым обозначают устаревшие слова «кафтан», «ключ» (как символ отличия).

e Фамусов, раздосадованный жаждой Чацкого сказать лишь о Софье, восклицает: «Пять тысяч раз твердит одно да и то же!». Как именуется данный прием?

e Какова фамусовская формула жизненного успеха и какие конкретно храбрецы русской классики близки Фамусову по своим взорам на человека и мир?

Воздействие 4 Явление 4 Репетилов Зря ужас тебя берёт, Вслух, звучно говорим, никто не разберёт. Я сам, как схватятся о камерах*, присяжных, О Бейроне , ну о матерьях серьёзных, Частенько слушаю, не разжимая губ; Мне не под силу, брат, и ощущаю, что глуп. Ax, Alexandre! у нас тебя недоставало; Послушай, миленький, потешь меня хоть мало; Отправимся-ка на данный момент; мы, благо, на ходу; С какими я тебя сведу Людьми!!! Уж на меня нисколько не похожи! Что за люди, moncher! Сок умной молодёжи! Чацкий Всевышний с ними и с тобой. Куда я поскачу? Для чего? в глухую ночь? К себе, я дремать желаю. Репетилов Э! кинь! кто в наше время спит? Ну, полно, без прелюдий, Решись, а мы!.. у нас… решительные люди, Тёплых дюжина голов! Кричим – поразмыслишь, что много голосов!.. Чацкий Да из чего беснуетесь вы столько? Репетилов Шумим, братец, шумим… Чацкий Шумите вы? и лишь? Репетилов Не место растолковывать сейчас и недосуг, Но национальное дело: Оно, вот видишь, не созрело, Запрещено же внезапно. Что за люди! moncher! Без дальних я историй Сообщу тебе: во-первых, князь Григорий!! Чудак единственный! нас со хохоту морит! Век с британцами, вся британская складка, И без того же он через зубы говорит, И без того же кратко обстрижен для порядка. Ты не знаком? о! познакомься с ним. Второй – Воркулов Евдоким; Ты не слыхал, как он поет? о! диво! Послушай, дорогой, особливо Имеется у него любимое одно: А! нон лашьяр ми, но, но, но. * Ещё у нас два брата: Левон и Боринька, прекрасные парни! Об них не знаешь что сообщить; Но в случае если гения прикажете назвать: Удушьев Ипполит Маркелыч!!! Ты произведения его Просматривал ли что-нибудь? хоть мелочь? Прочти, братец, да он не пишет ничего; Вот эдаких людей бы сечь-то, И приговаривать: писать, писать, писать; В изданиях можешь ты, но, найти Его отрывок, взор и что-то. Об чём бишь что-то? – обо всем; Всё знает, мы его на тёмный сутки пасем. Но голова у нас, какой в Российской Федерации нет, Не нужно именовать, определишь по портрету: Ночной разбойник, дуэлист, В Камчатку сослан был, возвратился алеутом, И прочно на руку нечист; Да умный человек не может быть не плутом. В то время, когда ж об честности высокой говорит, Каким-то демоном внушаем: Глаза в крови, лицо горит, Сам плачет, и мы все рыдаем. Вот люди, имеется ли им подобные? Навряд… Ну, между ими я, само собой разумеется, зауряд , Самую малость поотстал, ленив, поразмыслить кошмар! Но ж я, в то время, когда, умишком понатужась, Засяду, часу не сижу, И как-то невзначай, внезапно каламбур рожу. Другие у меня идея эту же подцепят Другие шестеро на музыку кладут, Другие рукоплещут, в то время, когда его дают. Брат, смейся, а что любо, любо: Свойствами Всевышний меня не наградил, Дал сердце хорошее, вот чем я людям мил, Совру – забудут обиду… Лакей (у подъезда) Карета Скалозуба! Репетилов Чья?

e Черты какого именно литературного направления XVII–XVIII столетий, требующего от драматурга соблюдения правила «трёх единств», нашли отражение в пьесе «Горе от ума»?

e В каких произведениях русской классики главных героев сопровождают их «двойники» и в чём эти произведения возможно сопоставить с грибоедовской пьесой?

e Что даёт основание утверждать, что Репетилов выступает в качестве пародийного «двойника» Чацкого?

e Назовите жанр пьесы А.С. Грибоедова «Горе от ума».

e Какое художественное средство, основанное на переносе особенностей одного явления на второе по принципу их сходства, использовано Репетиловым для чёрта участников Британского клуба: «сок умной молодёжи»?

e Как именуются храбрецы, каковые на сцене не появляются (к примеру, Воркулов, Удушьев)?

e Установите соответствие между персонажами пьесы и принадлежащими им высказываниями.

А) Чацкий

Б) Репетилов

В) Скалозуб

1) «Я жалок, я забавен, я неуч, я дурак».

2) «Что за тузы в Москве живут и умирают!».

3) «Чины людьми даются, А люди смогут обмануться».

4) «Избавь. Ученостью меня не обморочишь».

e Рассказ Репетилова об Британском клубе представляет собой развёрнутое высказывание. Укажите термин, которым обозначают подобные высказывания.

e Как именуются фамилии, характеризующие литературного персонажа, подчёркивающие самая яркую его линии (Репетилов, Удушьев)?

Молчалин Какая свадьба? с кем? Лиза А с девушкой? Молчалин Поди, Надежды большое количество в первых рядах, Без свадьбы время проволочим. Лиза Что вы, сударь! да мы кого ж Себе в мужья другого другим? Молчалин Не знаю. А меня так разбирает дрожь, И при одной я мысли трушу, Что Павел Афанасьич раз Когда-нибудь поймает нас, Разгонит, проклянёт!.. Да что? открыть ли душу? Я в Софье Павловне не вижу ничего Завидного. Дай Всевышний ей век прожить богато, Обожала Чацкого когда-то, Меня разлюбит, как его. Мой ангельчик, хотел бы вполовину К ней то же ощущать, что ощущаю к тебе; Да нет, как ни твержу себе, Готовлюсь ласковым быть, а свижусь – и простыну. София (в сторону) Какие конкретно низости! Чацкий (за колонною) Подлец! Лиза И вам не совестно? Молчалин Мне завещал папа: Во-первых, угождать всем людям без изъятья – Хозяину, где доведётся жить, Главе, с кем буду я помогать, Слуге его, что чистит платья, Швейцару, дворнику, для избежанья зла, Собаке дворника, чтобы нежна была. Лиза Сообщить, сударь, у вас огромная опека! Молчалин И вот любовника я принимаю вид В угодность дочери для того чтобы человека… Лиза Что кормит и поит, А время от времени и чином подарит? Отправимся же, достаточно толковали. Молчалин Отправимся любовь дробить плачевной отечественной крали. Дай обниму тебя от сердца полноты. (Лиза не даётся.) Для чего она не ты! (Желает идти, София не пускает.) София (практически шёпотом, вся сцена тихо) Нейдите потом, наслушалась я большое количество, Страшный человек! себя я, стен стыжусь. Молчалин Как! Софья Павловна… София Ни слова, для Всевышнего, Молчите, я на всё решусь. Молчалин (кидается на колена, София отталкивает его) Ах! вспомните! не гневайтеся, взгляньте!.. София Не не забываю ничего, не докучайте мне. Воспоминания! как острый нож оне. Молчалин (ползает у ног её) Помилуйте… София Не подличайте, поднимитесь.

e Как именуется ясное оценочное определение («плачевной отечественной крали», «ужасныйчеловек»)?

e Укажите жанр произведения А.С. Грибоедова «Горе от ума».

e Каким термином обозначается вопрос, не требующий ответа («Да что? открыть ли душу?»)?

e К какому роду литературы относится произведение А.С. Грибоедова «Горе от ума»?

e Каким предстаёт Молчалин в данном фрагменте произведения?

e В амурный конфликт в «Горе от ума» вовлечено пара персонажей. Установите соответствие между этими их поступками и персонажами, событиями их жизни: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ПЕРСОНАЖИ ПОСТУПКИ, СОБЫТИЯ СУДЬБЫ

А) Чацкий

Б) Молчалин

В) Лиза

1) говорит о тайном собрании в Британском клубе

2) переводит часы в гостиной, заставляет их играться

3) встречает на балу ветхого друга

4) падает с лошади

e В каких произведениях русской литературы храбрецы строят собственную жизнь по отцовскому завету и в чём этих храбрецов возможно сопоставить с Молчалиным?

e В приведённом фрагменте раскованное обращение Молчалина с Лизой противопоставлено его готовности унижаться и лицемерить перед Софьей. Каким термином обозначают противопоставление в художественном произведении?

e Как именуется разговор персонажей, обменивающихся репликами?

Александр Грибоедов. Ослепительно маленькая судьба / 2010 /


Также читать:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: