Алгоритм написания сочинения-рассуждения (части с) при подготовке к егэ. 11-й класс

Никитина Наталья Николаевна, литературы русского и учитель языка

Статья отнесена к разделу: Преподавание русского

1. Анализ текста начинаем с обнаружения темы (о чем текст). Для этого выделяем главные слова (слова, относящиеся к одной теме, выражения и синонимичные слова).

… – вот тема, к которой обращается создатель текста.

Данный текст (статья) о …

Создатель обращается к актуальной теме – теме…

Данный текст о …

Создатель посвящает статью…

2. Выяснив тему, возможно постараться сформулировать проблему.

Неприятность – (от греч.) – задача – вопрос, требующий изучения, разрешения.

Неприятность чего, точка зрения на какую-либо проблему, поставить, выдвинуть, разглядеть, обсудить, изложить, разрешить какую-либо проблему, коснуться какой-либо неприятности, уделить время какой-либо проблеме, какая-либо неприятность появляется, поднимается, воображает интерес, заслуживает внимания.

Неприятность формулируется как вопрос, или сочетанием слова «неприятность» с существительным в родительном падеже.

Неприятностей возможно пара. Принципиально важно заметить две и прокомментировать. Принципиально важно комментировать далеко не весь текст, а ту (те) неприятности, каковые вы заявили сначала.

Какой вопрос выбрать? Принципиально важно выбрать тот вопрос, над которым создатель думает больше всего и по поводу которого четко заявлена авторская позиция.

Перечитайте, как вы обозначили проблему. В случае если в форме вопроса, то позиция обязана звучать как ответ на вопрос. В случае если по формуле «неприятность + существительное в родительном падеже», то это существительное должно раздаться в обозначении авторской позиции.

Шаблоны: автором неприятность возможно:

  • поставлена
  • изложена
  • рассмотрена
  • выдвинута
  • затронута
  • поднята
  • сформулирована
  • изучена
  • проанализирована

Вероятные неприятности:

  • Неприятность памяти о собственных истоках, о собственном детстве (из-за чего, повзрослев, человек чувствует сообщение с домом собственного детства, с миром собственного детства?);
  • Проблеме роли детства в жизни человека (из-за чего детство – наиболее значимый этап судьбы человека?);
  • Неприятность исторической памяти (для чего человеку хранить память о прошлом? Что означает обожать собственную семью и отчизну7);
  • Проблеме отчего дома (из-за чего нельзя забывать отчий дом7);
  • Неприятность оценки для того чтобы периода судьбы человека, как детство (вправду ли детство – «золотой» период судьбы человека? Какова роль детства в становлении личности?);
  • Неприятность нравственной прочности человека (из-за чего как раз в обыденных житейских обстановках обычно проявляется нравственная сущность человека?);
  • Проблема развития и сохранения русского (обогащается либо портится русский язык благодаря заимствованиям?);
  • Проблеме влияния человека на природу (какова степень влияния человека на природу и в чём заключаются вероятные последствия этого влияния);
  • Проблеме восприятия человеком природы как живой материи (обязан ли человек принимать природу как что-то живое, заботиться о ней?);
  • Проблеме несправедливости социального устройства общества (конечно ли деление людей на нищих и богатых, верно ли устроено общество?);
  • Проблеме отчуждённости мира богатых и сытых от голодных и мира бедных (думают ли сытые и богатые о тех, кто не имеет возможности позволить себе имеется досыта?);
  • Неприятность внутреннего противостояния искушению изобилием (смогут ли дети из бедной семьи противостоять искушению изобилию и не озлобиться?);
  • Проблеме выбора профессии с учётом личных и публичных заинтересованностей (смогут ли при выборе профессии совпадать индивидуальные и публичные интересы?)
  • Неприятность ответственности человека перед самим собой и обществом (может ли человек быть свободным от общества, от вторых людей?);
  • Проблеме коммерциализации культуры.

3. Комментируем проблему.

Комментарий от несложного пересказа отличается тем, в пересказе вы рассказываете, что делают храбрецы, а в комментарии, что делает создатель. Это – самое серьёзное и сложное.

Принципиально важно поразмышлять над некоторыми вопросами, которые связаны с прочтённым текстом; кому направлен текст? Какова степень актуальности текста? Как создатель подходит к ответу данной неприятности? К какой категории относится неприятность: нравственная, этическая, социальная, экологическая, публично-политическая, философская, психотерапевтическая? Как освещена эта неприятность в литературе? Кто из авторов касался ее? Как создатель подошел к собственной задаче? Как создатель говорит о ситуации, на чем заостряет внимание?

Тут вероятно обратиться к средствам ясности, если они оказывают помощь выяснить авторскую позицию. Какова точка видения писателя? Может создатель показывает это глазами рассказчика, говорит от имени храбреца? С каким настроением пишет создатель? Что подчеркивает? Что из этого направляться? К каким выводам подводит нас?

Шаблоны:Неприятность возможно:

  • социальная
  • публично-политическая
  • идеологическая
  • морально-этическая
  • философская
  • психотерапевтическая
  • нравственная
  • эстетическая

Значимость неприятности возможно выделить посредством слов:

  • публично-значимая
  • животрепещущая
  • жизненная
  • насущная
  • первостепенная
  • острая
  • серьёзная
  • важная
  • спорная
  • глубокая
  • злободневная
  • актуальная
  • основная
  • сложная
  • принципиальная
  • жгучая
  • наболевшая
  • главная
  • неразрешимая
  • назревшая

Неприятность может вынудить читателя:

  • глубоко задуматься
  • рассуждать вместе с автором
  • лучше осознать себя и окружающих
  • лучше осознать трагизм происходящего
  • серьёзно думать
  • критичнее относиться к…
  • по-иному взглянуть на…
  • поделиться мыслями о…

Из-за чего принципиально важно мочь комментировать главную проблему текста?

  • Это разрешает заметить, что интересует автора.
  • Комментируя проблему, вы показываете и собственное восприятие того, что тревожит автора.
  • Комментарий разрешит вам глубже взглянуть на поставленную проблему.

В комментарии не должно быть:

Произведение 15.3 в ОГЭ по русскому! Как писать? Примеры и клише!


Также читать:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: