Альтернативные подходы к исследованию политической культуры

При всей теоретической и эмпирической тщательности изучений Инглхарта политологам направляться признать, что он уходит от главного тезиса политического дискурса – тезиса о соответствии политической культуры политической совокупности, об их соотношении, взаимовлиянии и взаимодействии. Исходя из этого приведем пример типизации политических культур, применяя нарративный способ, т. е. описание характерных линия культуры той либо другой политической совокупности. Согласно нашей точке зрения, в XX в. существовали две главные соперничающие культуры – демократическая и тоталитарная, что было обусловлено противостоянием тоталитаризма и демократии (см. главу 10 «Теории политической совокупности»).

Тоталитарная политическая культураимеет своим прообразом подданническую культуру, либо культуру повиновения (по Алмонду). Ей свойственны твёрдое управление политической совокупностью, обществом со стороны господствующей политической партии, централизация и образования и унификация воспитания, твёрдый контроль над политической деятельностью граждан. Характерные черты для того чтобы типа политической культуры – не проведение выборов, а демонстрация народа и единства власти, не выражение групповых заинтересованностей, а показ единодушия народа, не представление собственной индивидуальности, а растворение в коллективе. Политические мероприятия в обществе тоталитарной политической культуры имеют показной, демонстративный темперамент: доказать всему миру «собственную правду», устрашить соперника и т. д. Для поддержания единства всех групп людей нужен внешний неприятель, и его в обязательном порядке находят в виде империализма либо «не того толка» религии, «не той» расы. Характерной чертой тоталитарной культуры делается ее отказ от норм и общечеловеческих ценностей. Высшими сокровищами объявляются классовые, расовые либо религиозные, к примеру построение коммунизма либо уничтожение «неисторических народов». Общечеловеческие нормы кроме этого искажаются. К примеру, воспитывается неприязнь к определенным группам людей (предпринимателям, иудеям и т. д.). Характерными чертами тоталитарной политической культуры являются ксенофобия, агрессивность, коллективизм, рвение к равенству во всем. Отношение преданности народа и демонстративной любви к политическим фаворитам скоро сменяется по окончании их ухода презрением, неприязнью, осмеянием. Тоталитарная политическая культура имеет как бы два слоя: официальный и неофициальный. Официальный – это демонстративные церемониальные политические представления, неофициальный – политические отношения на базе общечеловеческих сокровищ (беседы в кулуарах, в узком кругу друзей). Из этого – раздвоенность не только норм и политических ценностей, но и политического сознания, поведения людей и политического отношения. Люди думают одно, а говорят и делают второе.

Демократическая политическая культура(по Алмонду – культура участия) формирует эластичную, самонастраивающуюся, саморазвивающуюся политическую совокупность с обратной связью в виде научно изучаемого публичного мнения. Государство оказывает помощь в образовании и воспитании граждан, но не унифицирует жестко эти процессы. Демократическая культура формируется естественным методом в условиях соблюдения прав и свобод человека. Политические мероприятия имеют естественный, а не показной темперамент. Действует плюрализм интересов и мнений. Идет не показная, а настоящая политическая борьба в рамках законов. Тут нет официального и неофициального слоев культуры, однако демократическая политическая культура многослойна и разнообразна. Слои данной культуры отражают образ действий и политическое сознание разных групп, страт и классов общества. Помимо этого, разнообразие демократической культуры проявляется в так называемых горизонтальных слоях общества: половых, возрастных, расовых, социальных группах. Характерные черты данной политической культуры – индивидуализм, рвение к консенсусу и компромиссу, открытость миру, общечеловеческие моральные нормы. Одновременно с этим постоянная борьба и различие интересов за них часто толкают людей на нарушение моральных норм, на отношение к окружающим как к соперникам.

По типу политических идеологийполитическая культура делится на анархистскую, коммунистическую, социалистическую, демократическую, либеральную, консервативную, националистическую, фашистскую [175] .

Помимо этого, в случае если дать согласие с Алмондом и принять инструментальную роль политической культуры как элемента политики, то появляется вопрос о ее динамике. Вправду, политическая совокупность рассматривается теоретиками политики как саморазвивающаяся и изменяющаяся во времени конструкция. Будем помнить, что культура проявляет себя через всех людей – как через рядовых избирателей, находящихся вне политической совокупности, так и через политических фаворитов, включенных в структуры власти. Значит, культура как составляющая внешней и внутренней среды взаимодействует с политической совокупностью и начинается, движется вместе с ней. Постараемся представить политическую культуру не как состояние, а как процесс. У индивидов формируются ориентации и политические установки на определенные сокровища в ходе социализации. Так, политическая культура индивида – следствие его социализации, которое проявляется как политическое участие. Наряду с этим как социализация, так и политическое участие являются постоянные субпроцессы. Эти субпроцессы (вместе с процессом изменения и формирования совокупности установок, сокровищ, ориентаций, точек зрения и образцов поведения, воображающим собой ядро политической культуры личности), регулируемые обратной связью, т. е. осознанием собственных политических поступков в разных случаях либо мероприятиях политического участия и их корректировкой, и имеется процесс политической культуры (рис. 18.2).

Рис. 18.2. Политическая культура как процесс

Разглядывая теории культуры, авторы книжек по теории политики, изданных в Российской Федерации, в обязательном порядке касаются неприятности соотношения политических Востока и культур Запада и специфики русском культуры. Глубочайший анализ изюминок политических культур западного и восточного типов дан в книжке А. И. Соловьева [176] . Мы, со своей стороны, напомним, что ни географически, ни исторически, ни геополитически, ни лингвистически, ни экономически, ни тем более в религиозном и культурном отношении Россию нереально отделить от Европы. Однако русский политическая культура имеет собственные особенности, обусловленные ее географическим положением, климатом, историей, религией, ее образом и развитием судьбы. Сущность этих изюминок,согласно нашей точке зрения, содержится в следующем. • С одной стороны, географически Российская Федерация остаётся наибольшей по площади страной мира, страной с жёстким климатом; она владеет огромными энергетическими и другими ресурсами. Это не имеет возможности не сказываться на образе мышления россиян, их если не снисходительном, то, по крайней мере, не восторженном отношении к вторым, кроме того самым передовым и технически вооруженным народам, к их политической культуре, а также таким ее составляющим, как конституционализм, парламентаризм, народовластие, политическое участие. Иначе, огромные гигантская протяжённость и размеры России ее границ разрешают гражданам России общаться не только с европейцами, но и с самыми различными населениями украины, что кроме этого не содействует принятию европейских политических сокровищ.

• Геополитически Российская Федерация остаётся большим игроком всемирный политики; она владеет всеми видами оружия массового поражения, а также ядерным, она постоянный член Совбеза ООН, она стала участником «громадной восьмерки». Российская Федерация сохраняет большой геополитический статус и высокий интернациональный авторитет. Всем этим гордятся многие россияне. Исходя из этого ясно, из-за чего они не спешат перенимать ценности и образцы поведения западной политической культуры.

• С одной стороны, исторически Российская Федерация соседствует с Западной Европой, и из трех самых кровавых и разрушительных нашествий два (Гитлер и Наполеон) пришли из Европы. А армейские военные и союзы противостояния оказывают огромное действие на формирование политической культуры. Последнее противостояние в холодной войне кроме этого не забыто россиянами. Иначе, россияне знают, что большая часть научных, технических, социальных и политических новаций поступало в Россию как раз из Европы. С XVIII в. правящая семейство в Российской Федерации была европейской, все дворянство, офицерство, чиновничество, педагогическое сообщество, а после этого и разночинная интеллигенция приобретали образование и европейское воспитание, обладали европейскими языками. Но так уж сложилось по ряду причин, что именно политические новации принимались в Российской Федерации в последнюю очередь.

• Православная ветвь христианства, к у которых в собствености большая часть верующих россиян, до сих пор не имеет с другими христианскими верами обычных взаимоотношений, что кроме этого разделяет европейскую и русского политические культуры.

• Российская Федерация остаётся многоконфессиональной, многонациональной и многоэтнической страной, что значительно замедляет рост политической активности и неспециализированной политической культуры.

• Политическая совокупность, существовавшая до начала 1990?х гг. в Российской Федерации, не содействовала формированию у россиян гражданской политической культуры.

Главное направление трансформаций политической культуры россиян, с учетом развития страны и направленности реформ, непременно, связано с формированием гражданской политической культуры. направляться подчернуть, что культурные трансформации происходят достаточно медлительно, в течение десятков лет. Главные механизмы этих изменений, как вычисляют политологи, это приход и ресоциализация в политическую судьбу новых поколений.

Главные понятия: политическая культура, концепция политической культуры Алмонда и Вербы, приходская культура, подданническая культура, культура участия, гражданская культура, функции и структура политической культуры, консенсусная культура, конфликтная культура, политическая социализация, агенты социализации, концепция культуры Инглхарта, материалистические и постматериалистические ценности, демократическая и тоталитарная политические культуры.

Вопросы для самоконтроля

1. В каком смысле употребляли термин «политическая культура» Гердер и Майнеке?

2. Как определяли политическую культуру Алмонд и Верба?

3. Какова структура политической культуры, в соответствии с указанным выше авторам?

4. Обрисуйте совокупность политических ориентаций У. Розенбаума.

5. Какие конкретно типы политической культуры выделили Алмонд и Верба?

6. Что такое гражданская политическая культура?

7. Как Алмонд и Верба решали проблему соответствия гражданской политической демократии и культуры?

8. В чем состояла критика теории политической культуры Алмонда и Вербы?

9. Какие конкретно этапы в собственном развитии прошла теория политической культуры?

10. Назовите три уровня, либо ракурса, политической культуры (Алмонд, Пауэлл, Стром) и поясните их значение.

11. Что такое консенсусные и конфликтные политические культуры?

12. пути формирования и Каковы механизмы политической культуры?

13. Что такое унифицирующая и разобщающая модель политической социализации?

14. Перечислите агентов политической социализации.

15. Назовите главные тенденции современных политических культур.

16. В чем сущность теории политической культуры Инглхарта?

17. Что в теории Инглхарта свидетельствует ценностно?структурный сдвиг?

18. Что такое постматериалистические ценности?

19. Какие конкретно трансформации происходят в политической совокупности с переориентацией общества на ценности постматермализма?

20. Как решал Инглхарт проблему соотнесения политической демократии и культуры?

21. В чем сущность теории межгенерационной перемены сокровищ?

22. Что такое нарративный подход к изучению политической культуры?

23. Назовите главные черты тоталитарной и демократической политической культуры.

24. Вероятно ли представить политическую культуру как процесс?

25. Каковы особенности политической культуры россиян?

Литература

Алмонд Г., Верба С. стабильность демократии и Гражданская культура // Полис. 1992. № 4.

Алмонд Г., Пауэлл Дж., Стром К ., Далтон Р. Сравнительная политология сейчас: Всемирный обзор: Учебное пособие. М., 2002.

Антология всемирный политической мысли: В 5 т. М., 1997. Т. 2.

Исаев Б. А. Политология. 5?е изд. СПб., 2005. С. 86–88.

Инглхарт Р. демократия и Культура // Культура имеет значение. Как именно сокровища содействуют публичному прогрессу / Под ред. Л. Харрисона и С. Хантингтона. М., 2002.

Инглхарт Р. Постмодерн: изменяющиеся сокровища и изменяющиеся общества // Политология: Хрестоматия / Сост. Б. А. Исаев, А. С. Тургаев, А. Е. Хренов. СПб., 2006.

Мухаев Р. Т. Теория политики. М., 2005.

Политология: Хрестоматия / Сост. проф. М. А. Василии , доц. М. С. Вершинин. М., 2000.

Соловьев А. И. Политология: Политическая теория, политические разработки. М., 2001. С. 382–387.

Теория политики: Учебное пособие / Под ред. Б. А. Исаева. СПб., 2008. Гл. 16.

Хейвуд Э. Политология: Учебник для студентов институтов. М., 2005.

Политическая ее типы и культура. Видеоурок по обществознанию 9 класс


Также читать:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: