Анализ динамики рентабельности

Показатели рентабельности характеризуют эффективность работы предприятия в целом, доходность разных направлений деятельности (операционной, инвестиционной, денежной), окупаемость затрат и т. д.

Они более полно, чем прибыль, отражают итоги хозяйствования, по причине того, что их величина показывает соотношение результата с наличными либо использованными ресурсами (т. е. являются относительными показателями).

Все показатели смогут рассчитываться на базе балансовой прибыли, прибыли от чистой прибыли и реализации продукции.

Классификация показателей рентабельности:

1. Показатели, характеризующие окупаемость инвестиционных проектов и издержек производства – рентабельность затрат (Rз):

Rз=БП/З; Rз=Прп/З Rз=ЧПРП/З, Где БП – балансовая прибыль; ПРП – прибыль от реализации прод.; ЧПРП – чистая прибыль от реализации продукции;

З – сумма затрат по реализованной продукции.

Эти показатели отражают, какой количество прибыли приобретает предприятие с каждой гривны, затраченной на реализацию и производство продукции.

Может рассчитываться в целом по предприятию, видам продукции и отдельным производствам.

Подобно определяется рентабельность инвестиционных проектов: полученная либо ожидаемая сумма прибыли от проекта относится к сумме инвестиций в этот проект.

2. Показатели, характеризующие прибыльность продаж – рентабельность продаж (Rп): RП=БП/Д; RП=ПРП/Д; RП=ЧПРП/Д, Где Д – доход от реализации продукции, работ, одолжений. Эти показатели характеризуют эффективность операционной и инвестиционной деятельности и показывают, какой количество прибыли приобретает предприятие с гривны дохода.

3. Показатели, характеризующие доходность его частей и капитала –рентабельность капитала (Rк): RП=БП/К; RП=ПРП/К; RП=ЧПРП/К, Где К – среднегодовая цена всего инвестированного капитала либо отдельных его слагаемых…

В ходе анализа изучается динамика перечисленных показателей рентабельности, исполнение замысла по их уровню и проводятся межхозяйственные сравнения с фирмами-соперниками. Рентабельность затрат, вычисленная в целом по предприятию, зависит в общем случае от трех главных факторов первого порядка: трансформации структуры реализованной продукции, ее средних и себестоимости стоимостей реализации: RЗ=прибыль/затраты

1.

2.

3.

4.

Расчет влияния факторов возможно выполнить способом цепной подстановки.

Факторный анализ рентабельности по каждому виду продукции проводится посредством модели:

1.Рентабельность продаж, вычисленная в целом по предприятию

2.Среднегодовая сумма главного и оборотного капитала (К) зависит от коэффициента оборачиваемости и объёма продаж капитала (Коб), что определяется отношением выручки к среднегодовой сумме капитала.

Чем стремительнее на предприятии оборачивается капитал, тем меньше его требуется для обеспечения запланированного количества продаж. И напротив, замедление оборачиваемости капитала требует дополнительного привлечения средств для обеспечения того же реализации продукции и объёма производства.

Приведенные факторные модели оценки влияния факторов на уровень рентабельности рассчитываются на основании прибыли от реализации продукции.

Рентабельность продаж: формула, пример анализа и расчёта


Также читать:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: