Анализ и синтез – главные операции мышления

направляться подчернуть, что синтез и анализ – главные операции мышления. Остальные – являются производными от них, потому, что нет ни одного мыслительного действия, которое не включало бы в себя синтез и анализ. Любая операция мышления делает определенную роль в ходе мышления и находится в тесной связи с остальными. Проследим единство операциональных компонентов мышления на примере ответа журналистом опытной задачи создания подборки из писем, поступивших в редакцию. При первом знакомстве с письмами обозреватель принимает их лишь глазами, он приобретает целостное представление о поступивших от читателей сообщениях, являющееся результатом первичного синтеза. Тут нет еще глубокого проникновения в содержание каждого из них. В ходе предстоящей работы с целью содержания и выявления формы происходит анализ, выделяются отдельные элементы писем, после этого выявляются различие и сходство этих элементов по тематике, актуальности и т.п. Сравнение ведет к обнаружению неспециализированного и разного и объединению отдельных писем в целое — подборку в соответствии с их темой, проблематикой, актуальностью и т.п. Происходит вторичный синтез, из-за которого и появляется план создания подборки – ответ задачи.

Формы мышления

Формами мышления именуются формальные их сочетания и структуры мыслей. Главными формами мышления являются понятие, умозаключение и суждение.

Понятие — это отражение в сознании человека неспециализированных и значительных особенностей однородных явлений и предметов. Как раз в понятиях протекает процесс людской мышления. Понятие результат познания окружающей действительности. Оно появляется на базе последовательного перехода от ощущения к представлению и восприятию. Представление перерабатывается в сознании человека. В ходе данной переработки стираются кое-какие подробности образа, рельефнее выступают существенные элементы, образ схематизируется и, по существу, уже относится не к отдельному предмету, а ко многим ему подобным. Таким методом на базе представлений формируются понятия.

Суждение — определенное знание о предмете, утверждение либо отрицание каких-либо его особенностей, отношений и связей. В суждении выражается результат мысли: отрицание либо утверждение факта. В зависимости от содержания отражаемых в суждении их свойств и предметов различаются следующие виды суждения: частное и общее, условное и окончательное, утвердительное и отрицательное. В суждении выражаются не только знания о предмете, но и субъективное отношение человека к этому знанию, разная степень уверенности в истинности этого знания. В психотерапевтическом отношении сообщение суждений индивида рассматривается как его рассудочная деятельность. Умение делать верные суждения – предпосылка успешного ответа задачи. Развитие этого умения есть серьёзным условием формирования мышления журналиста.

Умозаключение. Оно являетсяболее сложным актом интеллектуальной деятельности, на протяжении которого происходит выведение из одного либо нескольких суждений нового суждения.Мышление начинается в ходе постоянных переходов от общего к единичному и от единичного — к неспециализированному, другими словами на базе взаимосвязи дедукции и индукции, индуктивных и дедуктивных умозаключений:

  • индуктивное умозаключение — это вероятностное умозаключение: по отдельным показателям некоторых явлений делается суждение обо всех предметах данного класса, т.е. при индукции мышление идет от единичных фактов к неспециализированному выводу;
  • дедуктивное умозаключение — процесс мышления идет от общего к частному, т.е. происходит отражение неспециализированной связанности явлений, познание частного случая в свете неспециализированных связей.

Умозаключение кроме этого может протекать методом аналогии, в то время, когда вывод делается на базе явлений сходства и сопоставления предметов. Но выводы по аналогии будут верными в том случае, если сходство между явлениями и предметами имеется в главном, значительном. Чем в большем числе значительных показателей сходны объекты, тем выше возможность их сходства и в других отношениях.

Виды мышления

Нужным условием опытного мастерства журналиста есть развитие разных видов мышления. В психологии существует пара классификаций мышления. Выделяют: практически-действенное, наглядно-образное и теоретически отвлеченное.

В базу данной классификации положено два показателя: 1-ый – форма отражения действительности субъектом, т.е. черта самого отражения действительности (отражение в форме ярких восприятий, представлений либо отвлеченных понятий); 2-й – совокупность операций, при помощи которой мыслящий объект взаимодействует с внешним миром, чем он оперирует (практическими либо действенными обобщениями, преобразует образы либо осуществляет логические операции с понятиями).

Определяющее значение в практически-действенном мышлении имеют действия с предметами. На базе практически-действенного, манипуляционного мышления появляется наглядно-образное мышление. Главным средством его реализации есть уже не практическое воздействие, а умственный (психологический) образ. Теоретически-отвлеченное мышление воображает высшую ступень мышления, оно оперирует понятиями, но сохраняет сообщение с практикой.

В психологии тип мышления отдельных людей разделяют на в основном образное (художественное) и абстрактное (теоретическое) мышление. Но в разных видах деятельности у одного и того же человека на первый замысел выступает тот либо другой вид мышления. К примеру, бытовые дела требуют наглядно-действенного и образного мышления, а написание статьи на научную тему – теоретического мышления.

В зависимости от глубины обобщенности различают эмпирическое и теоретическое мышление: эмпирическое мышление (от греч. empeiria — опыт) дает первичные обобщения на базе опыта; теоретическое мышление выявляет общие отношения, исследует объект познания в совокупности его нужных связей; его результат — построение теоретических моделей, создание теорий, обобщение опыта, раскрытие закономерностей развития различных явлений, знание которых снабжает преобразовательную деятельность человека.

Эмпирическое мышление не нужно смешивать с практическим. В практическом мышлении человека значительно оптимальное соотношение его воли и ума, познавательных, регуляционных и энергетических возможностей индивида. Практическое мышление связано с своевременной постановкой первоочередных целей, выработкой эластичных замыслов, программ, громадного самообладания в напряженных условиях деятельности.

2017-06-25 — БГ 10.10 — синтез и Анализ — два метода мышления (Владивосток, храм)


Также читать:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: