Анализ, интерпретация и формы репрезентации результатов количественных и качественных исследований в журналистике.

При обработке данных употребляются как общенаучные способы (анализ, синтез, индукция, дедукция и пр.), так и общенаучные процедуры (систематизация, классификация, группировка, типологизация и т.д.). Разглядим такие процедуры анализа данных, как группировка, классификация и типологизация.

Стратегия анализа предполагает обнаружение неких неспециализированных закономерностей в разных явлениях действительности, и выяснение причинно-следственных связей между разнородными фактами. С целью этого имеющиеся в распоряжении журналиста эти классифицируются и группируются по критериям и определённым признакам. «классификация и Группировка, – пишет В.А. Ядов, – элементарные процедуры упорядочения данных, предваряющих их анализ. Посредством этих действий мы “уплотняем” данные, как бы расширяем области подобия и устанавливаем новые границы различий в массе эмпирических данных». Классификация направлена на выяснение закономерностей и связей развития исследуемых объектов. Конкретной формой классификации есть группировка. Она разрешает поделить целостную совокупность объектов либо данных на однородные группы так, дабы различия в группы были намного меньше, чем между группами. При группировке принципиально важно обеспечить сопоставимость и однородность показателей, по которым осуществляется деление.

Существует и перекрестная группировка (либо перекрестная классификация) – связывание предварительно упорядоченных данных по двум показателям (особенностям, показателям) с целью: а) найти какие-то взаимозависимости; б) выяснить направление влияния одного явления (чёрта, свойства) на второе. В журналистском анализе данных перекрестная группировка возможно направлена на поиск тенденций либо изучение происходящих в обществе динамических процессов.

Способ типологизации ориентирован на поиск устойчивых свойств и признаков изучаемых объектов. Данный процесс начинается с момента отбора фактов. Для решения задачи журналисты смогут применять два метода. В первом случае характерные особенности последовательности объектов переносятся на отдельное явление. Во втором – отысканный в жизни тип (темперамент, будущее, стиль поведения) делается базой предстоящей типизации. Журналист упорно ищет в жизни явления и такие объекты, в которых, как в неких «самородках», были бы сконцентрированы интересующие его черты. Способ типологизации широко применяется в прессе. Как раз благодаря ему делается вероятным создание портретов храбрецов отечественного времени, обобщение социальных явлений.

формы и Методы репрезентации данных исследований не равнозначны способам сбора материала (наблюдению, интервью, анализу документов и пр.), а исходя из этого должны рассматриваться как независимый фактор. Способы репрезентации в журналистике представлены: способом сообщения, методом изложения и методом повествования. Формы репрезентации (надеюсь, что это то же, что и приемы): Один из способов публикации результатов социологического изучения эксперты именуют «в чистом виде» – приводятся правильные формулировки вопросов, каковые в анкете предлагались респондентам, а потом следуют варианты ответов и процентное соотношение выбравших те либо иные варианты. Иными словами, это сводная анкета. Время от времени редакция предпосылает ей лаконичный комментарий либо приводит некое обобщение результатов напоследок. самые квалифицированные читатели предпочитают как раз таковой вариант публикации социологических данных, потому, что больше доверяют цифрам, нежели рассуждениям.

«В чистом виде» возможно опубликовать результаты социологического изучения, в случае если представить их в виде таблиц (диаграмм, картинок) со следующей структурой построения: вопрос – распределение ответов – комментарий. В таблицах научный материал подается недвусмысленно и доходчиво, с доверием к читателю.

в подаче социологических данных сейчас оправдывает себя органичное сочетание комментария и иллюстративного материала. Оно предстает самый выигрышно в изданиях, применяющих передовую полиграфическую технику. Исходя из этого в большинстве газет, а также в устном изложении на телевидении и радио используются по большей части прекрасно апробированные описательные приемы распространения социологической информации. В редакционном материале перечисляются главные результаты в виде процентных соотношений либо каких-то вторых сравнений.

Социальная психология. Лекция 1.4. Способы изучения


Также читать:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: