Анализ процесса по отношению к заданным требованиям

Любой процесс организации возможно разбирать с позиций удовлетворения некоторым требованиям. На данный момент в мире нет специальных стандартов, регламентирующих требования к бизнес-процессам. Фактически единственным документом, предъявляющим определенные требования к организации процесса, есть МС ИСО 9001:2000. Предлагаемая ниже структура требований к организации процесса создана с учетом этих требований.

Таблица 5. Требования к организации процесса

№ п.п. Требования к типовому процессу
1. Требования к обладателю процесса
1.1. Обязан существовать один обладатель процесса
1.2. Полномочия и ответственность обладателя процесса должны быть четко выяснены
1.3. Не должно быть ответственности и пересечений полномочий с другими начальниками организации
1.4. Обладатель бизнес-процесса делает следующие функции: u Определяет состав и процессы функций, их взаимосвязь и последовательность работ. u Планирует, осуществляет контроль, разбирает, корректирует деятельность процесса. u Определяет критерии и показатели эффективности процесса. u Организовывает совокупность сбора информации о ходе процесса. u Руководит ресурсами и информацией по процессу. u Несёт ответственность за реализацию мероприятий по увеличению эффективности процесса
2. Границы процесса
2.1. Границы процесса должны быть четко выяснены (по ответственности и функциям начальников) и зафиксированы документально
2.2. Границы функциональных подразделений процесса должны быть четко выяснены
3. Регламентирующие документы
3.1. Должно существовать действующее описание процесса в целом
3.2. Должны существовать действующие положения о подразделениях
3.3. Должны существовать действующие должностные руководства
3.4. : Должны существовать действующие методики (внутренние стандарты)
3.5. Обязана функционировать совокупность актуализации документации
3.6. Процесс обязан соответствовать существующим законодательным актам и нормативным документам, регламентирующим исполнение процесса
4. Выходы процесса
4.1. Выходы процесса должны быть четко выяснены
4.2. Пользователи каждого выхода процесса должны быть четко выяснены, потребности пользователей оформлены документально
4.3. Должны существовать спецификации, которые содержат требования на любой выход процесса
4.4. Любой выход должен быть закреплен за важным исполнителем
4.5. Обязана функционировать совокупность контроля качества выходов процесса
5. Входы процесса
5.1. Входы должны быть четко выяснены
5.2. Поставщики каждого входа процесса должны быть четко выяснены, требования к поставщикам — специфицированы
5.3. Должны существовать спецификации, которые содержат требования на любой вход процесса
5.4. Любой вход должен быть закреплен за важным исполнителем
5.5. Обязана существовать совокупность входного контроля качества
6. Ресурсы
6.1. — Ресурсы должны быть четко выяснены
6.2. Должны существовать спецификации, которые содержат требования к каждому ресурсу
6.3. Любой ресурс должен быть закреплен за важным исполнителем (материально важным лицом)
7. Показатели процесса
7.1. Показатели должны быть выяснены и всегда использоваться на практике
7.2. Показатели должны быть сгруппированы по трем главным направлениям: • показатели процесса; • показатели продукта процесса; • показатели удовлетворенности потребителей процесса.
7.3. Обязана существовать совокупность сбора данных для расчета показателей, выяснены методики измерения показателей; установлены критерии оценки для каждого из показателей.
7.4. Совокупность показателей должна быть выстроена с учетом стратегии развития компании
7.5. Совокупность показателей должна быть употребляться в совокупности корректирующих и дающих предупреждение действий
7.6. Обладатель процесса обязан оказывать влияние на показатели собственного процесса
8. Совокупность управления процессом
8.1. Управления бизнес-процессами должно осуществляться на базе цикла PDCA (Plan-Do-Check-Act)
8.2. Процесс обязан включать известную схему управления по отклонениям: «планирование процесса — исполнение процесса — учет — контроль — принятие ответов».
8.3. Все процессы должны быть выяснены
8.4. Процесс является совокупностью работ, любая из которых со своей стороны есть процессом (функцией).
8.5. Процесс включает в себя: обладателя процесса; разработку процесса; совокупность показателей (процесса, продукта удовлетворенности потребителя); управление процессом; ресурсы процесса.
8.6. Обязан быть использован процессный подход к управлению, т.е.использование для управления ресурсами и деятельностью организации совокупности взаимосвязанных процессов
8.7. При внедрении процессного подхода к управлению должны употребляться следующие методики: методика создания сети бизнес-процессов; методика определения обладателей бизнес-процессов; методика моделирования (описания) бизнес-процессов; методика регламентации бизнес-процессов; методика управления бизнес-процессами на базе цикла PDCA; методика аудита бизнес-процессов.
Процесс постоянного улучшения ГОСТ Р ИСО 9004-2001
Стратегической целью организации есть постоянное улучшение процессов для обеспечения деятельности выгоды и совершенствования организации ее заинтересованным сторонам. Имеются два главных подхода к проведению постоянного улучшения процессов: а) проекты прорыва, ведущие либо к улучшению и пересмотру существующих процессов, либо внедрению новых процессов; в большинстве случаев, их реализовывают многопрофильные группы вне простой деятельности; б) деятельность по постепенному постоянному улучшению, проводимая работниками в рамках существующих процессов.

Оптимизация бизнес-процессов Андрей Коптелов


Также читать:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: