Анализ теоретико-экспериментальных исследований и формулирование выводов

Базой совместного анализа теоретических и экспериментальных изучений есть сопоставление выдвинутой рабочей догадки с умелыми данными наблюдений.

Теоретические и экспериментальные эти сравнивают способом сопоставления соответствующих графиков. Параметрами сопоставления смогут быть минимальные, максимальные отклонения и средние результатов экспериментов от данных, установленных расчетом на базе теоретических зависимостей. Вероятно кроме этого вычисление дисперсии и среднеквадратического отклонения. Но самые достоверными нужно считать критерии адекватности (соответствия) теоретических зависимостей экспериментальным.

В следствии теоретико-экспериментального анализа смогут появиться три случая:

1) установлено полное либо достаточно хорошее совпадение рабочей догадки, теоретических предпосылок с результатами опыта. Наряду с этим дополнительно собирают полученный материал изучений так, дабы из него вытекали главные положения созданной ранее рабочей догадки, в следствии чего последняя преобразовывается в доказанное теоретическое положение, в теорию;

2) экспериментальные эти только частично подтверждают положение рабочей догадки и в той либо другой ее части противоречат ей. В этом случае рабочую догадку изменяют и перерабатывают так, дабы она самый полно соответствовала итогам опыта. Значительно чаще создают дополнительные корректировочные опыты с целью подтвердить трансформации рабочей догадки, по окончании чего она кроме этого преобразовывается в теорию;

3) рабочая догадка не подтверждается опытом. Тогда ее критически разбирают и всецело производят перерасмотрение. После этого выполняют новые экспериментальные изучения с учетом новой рабочей догадки. Отрицательные результаты научной работы, в большинстве случаев, не являются бросовыми, они во многих случаях оказывают помощь выработать верные представления об объектах, явлениях __________и процессах.

По окончании выполненного анализа принимают решение, которое формулируют как заключение, выводы либо предложения. Эта часть работы требует высокой квалификации, потому, что нужно коротко, четко, научно выделить то новое и значительное, что результат изучения, дать ему исчерпывающую оценку и выяснить пути предстоящих изучений.

В большинстве случаев по одной теме не рекомендуется составлять большое количество выводов (не более 5—10). В случае если же кроме главных выводов, отвечающих поставленной цели изучения, возможно сделать еще и другие, то их формулируют раздельно, дабы не затемнить конкретного ответа на главную задачу темы.

Тема 5. Научная информация: поиск, обработка и накопление

5.1 Научная информации и ее источники

Умственный труд в любой его форме неизменно связан с поиском информации. Тот факт, что данный поиск делается на данный момент все сложнее и сложнее, в доказательствах не испытывает недостаток. Усложняется сама совокупность поиска, неспешно она преобразовывается в особую отрасль знаний. Знания и навыки в данной области становятся все более необходимыми для любого эксперта.

Понятие подготовленности в этом отношении складывается из следующих главных

элементов:

• четкого представления об неспециализированной совокупности информационных ресурсов и тех возможностях, каковые дает применение информационных источников собственной области;

• знания всех вероятных источников информации по собственной профессии;

• умения выбрать самая рациональную схему поиска в соответствии с его условиями и задачами;

• наличия навыков в применении запасных библиографических и информационных материалов.

Характерной чертой развития современной науки есть бурный поток новых научных данных, приобретаемых в следствии изучений. Каждый год в мире издается более 500 тысяч книг по разным вопросам. Еще больше издается изданий. Но, не обращая внимания на это, огромное количество научной информации остается неизданной.

Информация имеет свойство стареть. Это разъясняется возникновением новой печатной и неизданной информации либо понижением потребности в данной информации. По зарубежным данным интенсивность падения сокровища информации (старения) ориентировочно образовывает 10% в сутки для газет, 10% в месяц для изданий и 10% в год для книг.

Так, найти новое, передовое, научное в ответе данной темы — непростая задача не только для одного научного работника, но и для многочисленного коллектива.

Недостаточное применение всемирный информации ведет к дублированию изучений. Количество повторно приобретаемых данных достигает в разных областях научного творчества 60 а также 80%. А это утраты, каковые в Соединенных Штатах, к примеру, оцениваются многими миллиардами долларов каждый год.

Что же направляться осознавать под термином «информация»? Приведем пара определений информации.

1. сообщение, осведомление о положении дел, сведения о чём-либо, передаваемые людьми;

2. уменьшаемая, снимаемая неопределённость в следствии получения сообщений;

3. сообщение, неразрывно связанное с управлением, сигналы в единстве синтаксических, семантических и прагматических черт;

4. передача, отражение разнообразия в произвольных процессах и объектах (неживой и живой природы).

Научная информация – это приобретаемая в ходе познания логическая информация, которая адекватно отображает закономерности объективного мира и употребляется в публично-исторической практике.

Из определения вытекает, что научной можно считать лишь те данные, которая удовлетворяет нескольким важным требованиям.

Во-первых, научная информация получается человеком в ходе познания, и, следовательно, неразрывно связана с его практической, производственной деятельностью, потому, что последняя есть базой познания. Во-вторых, научная информация – это логическая информация, которая образуется методом обработки информации, поставляемой человеку органами эмоций, при помощи абстрактно-логического мышления. К примеру, совокупность информации о температуре в разных точках нашей страны, не будет еще научной информацией. Информация будет научной в том случае, в то время, когда между данными будет установлена сообщение. Наряду с этим нужно учитывать и третье условие отнесения той либо другой информации к научной.

Она обязана адекватно отображать объективный мир. Но исполнения этих условий не достаточно. Дабы информация считалась научной, она обязана удовлетворять еще одному, четвертому условию: она обязана обязательно употребляться в публично-исторической практике. Как раз исходя из этого к научной информации не смогут быть отнесены научно-фантастические литературные произведения. Не имеет возможности принимать во внимание научной адекватная и логически обработанная информация, полученная кем-то в следствии долгих наблюдений за погодой лишь с той целью, дабы выбрать себе самоё подходящее время для отдыха. Данный пример говорит о том, что не всякое применение информации делает ее научной.

Под «источником научной информации» понимается документ, содержащий какое-то сообщение, а отнюдь не библиотека либо информационный орган, откуда он взят. Это довольно часто путают. Документальные источники содержат в себе главный количество сведений, применяемых в научной, преподавательской и практической деятельности, и исходя из этого в этом разделе речь заходит как раз о них. К документам относят разного рода издания, являющиеся главным источником научной информации. Издание – это документ, предназначенный для распространения содержащейся в нем информации, прошедший редакционно-издательскую обработку, полученный печатанием либо тиснением, полиграфически самостоятельно оформленный, имеющий выходные сведения.

Документы создают огромные информационные потоки, темпы которых каждый год возрастают.

Различают восходящий и нисходящий потоки информации.

Восходящий — это поток информации от пользователей в регистрирующие органы.

Исполнитель научной работы (НИИ, институты и др.) по окончании утверждения замысла работ обязан в

месячный срок представить информационную карту в соответствующие вышестоящие университеты. К восходящему потоку относят кроме этого статьи, направленные в разные издания.

Нисходящий — это поток информации в виде библиографических обзорных реферативных и другой информации, что направляется в низовые организации по их запросам.

Все документальные источники научной информации делятся на первичные и вторичные.

Первичные документы содержат исходную данные, яркие результаты научных изучений (монографии, сборники научных трудов, авторефераты диссертаций и т.д.), а вторичные документы результат аналитической и логической переработки первичных документов (справочные, информационные, библиографические и другие тому подобные издания).

Разглядим, первым делом, те издания, из которых возможно почерпнута нужная для научно-исследовательской работы информация. Это научные, учебные, справочные и информационные издания.

Научные издания

Под научным знают издание, содержащее результаты теоретических и/либо экспериментальных изучений, и научно подготовленные к публикации исторические документы и памятники культуры. Научные издания возможно поделить на следующие виды:

монография, автореферат, диссертации, препринт, сборник научных трудов, материалы научной

конференции, тезисы докладов научной конференции, научно-популярное издание.

Монография — научное либо научно-популярное книжное издание:

• содержащее полное и всестороннее изучение одной неприятности либо темы;

• принадлежащее одному либо нескольким авторам.

Автореферат диссертации – научное издание в виде брошюры, содержащее составленный автором реферат совершённого им изучения, предоставляемого на соискание ученой степени.

Препринт — научное издание, содержащее материалы предварительного характера, опубликованные до выхода в свет издания, в котором они смогут быть помещены.

Сборник научных трудов — сборник, содержащий исследовательские материалы научных учреждений, учебных заведений либо обществ.

Тезисы докладов научной конференции — научный непериодический сборник, содержащий опубликованные до начала конференции материалы предварительного характера: аннотации, рефераты докладов и/либо сообщений.

Материалы научной конференции – научный непериодический сборник, содержащий итоги научной конференции (программы, доклады, советы, решения).

Научно-популярное издание — издание, содержащее сведения:

• о теоретических либо экспериментальных изучениях в области науки, культуры и техники;

• изложенные в форме, дешёвой читателю-неспециалисту.

Учебные издания

Учебное издание – это издание, содержащее систематизированные сведения научного либо прикладного характера, изложенные в форме, удобной для преподавания и изучения, и рассчитанное на обучающихся ступени обучения и разного возраста. К учебным изданиям относятся:

учебник, учебное пособие, учебное наглядное пособие, учебно-методическое пособие, хрестоматия и т.д.

Учебник — учебное издание, содержащее систематическое изложение учебной дисциплины, ее раздела либо части, соответствующее учебной программе и официально утвержденное в качестве книжки.

Учебно-методическое пособие — учебное издание, содержащее материалы по методике преподавания учебной дисциплины либо по методике воспитания.

Учебное пособие – это учебное издание, дополняющее либо частично заменяющее учебник и официально утвержденное в качестве учебного пособия.

Хрестоматия — учебное пособие, содержащее литературно-художественные, исторические и иные произведения либо отрывки из них, составляющие объект изучения учебной дисциплины.

Учебное наглядное пособие — учебное изоиздание, содержащее материалы в помощь изучению, преподаванию либо воспитанию.

Справочно-информационные издания

Справочным именуют издание, содержащее краткие сведения научного либо прикладного характера, расположенные в порядке, эргономичном для их стремительного отыскания, не предназначенное для целого чтения.

Информационное издание — издание, содержащее систематизированные сведения об опубликованных, непубликуемых либо неизданных документах либо обобщения сведений и результат анализа, представленных в источниках.

Информационные издания выпускаются организациями, осуществляющими научно- информационную деятельность.

Информационные издания смогут быть библиографическими, реферативными, обзорными.

Библиографическое издание — библиографическое пособие, выпущенное в виде отдельного документа. По многим экономическим наукам публикуются тематические библиографические справочники.

Реферативное издание – это информационное издание, содержащее упорядоченную совокупность библиографических записей, включающих рефераты.

Издания смогут быть непериодическими, периодическими и длящимися.

Непериодические издания – это издания, выходящие однократно и не имеющие продолжения. К ним относятся: книги, брошюры, листовки и т.д. Книга — книжное издание количеством более чем 48 страниц. Брошюра — книжное издание количеством более 4-х, но не более 48 страниц. Листовка — в издательском деле — листовое издание количеством до четырех страниц.

Издание — сериальное издание, выходящее, через определенные промежутки времени, постоянным для каждого года числом номеров (выпусков) и не повторяющимися по содержанию, однотипно оформленными нумерованными либо датированными выпусками, имеющими однообразное заглавие. К периодическим печатным изданиям – по законодательству РФ относят: газеты, издания, альманах, бюллетени, иное издание, имеющее постоянное наименование, текущий номер и выходящее в свет не реже одного раза в год.

Газета – это периодическое газетное издание, выходящее через краткие промежутки времени, содержащее официальные материалы, статьи и оперативную информацию по актуальным публично-политическим, научным, производственным и вторым вопросам, и литературные произведения и рекламу. В большинстве случаев газета издается в виде громадных страниц (полос).

Издание — периодическое журнальное издание, содержащее статьи либо рефераты по разным публично-политическим, научным, производственным и вторым вопросам, литературно-художественные произведения; имеющее постоянную рубрикацию, официально утвержденное в качестве журнального издания. Издание может иметь приложения.

Альманах — сборник, содержащий литературно-художественные и/либо научно-популярные произведения, объединенные по определенному показателю.

Бюллетень — периодическое либо длящееся издание, производимое оперативно, содержащее краткие официальные материалы по вопросам, входящим в круг ведения производящей его организации. В большинстве случаев периодические бюллетени имеют постоянную рубрикацию. Примерами таких изданий могут служить: биржевой бюллетень (периодический орган биржи, в котором публикуются направления ценных бумаг, биржевые стоимости товаров, сведения о осуждённых сделках), бюллетень направлений зарубежной валюты, бюллетень Рабочей группе по акциям и биржам (в Соединенных Штатах — периодическая публикация, касающаяся практики и интерпретации правил бухучёта, которых придерживается Рабочая группа по акциям и биржам), бюллетень по вопросам изучений в области бухучёта (издание Совета по правилам бухучёта)

25. Дайте определение понятий «научная» информация «и информация.

Базы научных изучений Понятие о научную ее роль и информацию в проведении научных изучений На современном этапе развития рыночных взаимоотношений, в то время, когда передачи информации и темпы накопления растут, появилось несоответствие между возможностями и производством информации ее потребления, использования и переработки. Необходимы соответствующие методики ориентации научных работников на наиболее использование и продуктивный поиск соответствующих информационных материалов. Слово «информация» в переводе с латинского свидетельствует разъяснение.Разъяснение — это сведения об окружающей среде, о процессы, каковые осуществляются в нем, о состоянии и событиях, каковые воспринимаются людьми, каковые руководят системами и машинами. Это одно из неспециализированных понятий науки, что свидетельствует определенные сведения, совокупность каких данных, знаний, детальная, систематизированная подача определенного отобранного материала, но без любого анализа. Научная информация — это логическая информация, приобретаемая в ходе познания, адекватно отражает закономерности объективного мира и употребляется в публично-исторической практике. Главные показатели научной информации: — она приобретается в ходе познания закономерностей объективной действительности, базой которой есть практика, и подается в соответствующей форме; — это документированные либо публично раскрытые сведения об отечественных и зарубежных достижениях науки, техники, производства, полученные в ходе научно-исследовательской, умело-конструкторской, производственной и публичной деятельности. Главные источники научно-технической информации возможно сгруппировать в таком виде: 1. Монография — это научная работа, посвященная глубоком изложения материала в конкретной, в большинстве случаев узкой области науки. Это научная работа одного либо нескольких авторов. Она имеет большой количество: не меньше 50 страниц машинописного текста. Это научное издание, содержащее полное и исчерпывающее изучение одной неприятности либо темы. 2. Сборник — это издание, которое складывается из отдельных работ различных авторов, посвященных одному направлению, но с различных его отраслей. В сборнике публикуются закончены работы с рекомендацией их применения. 3. Издания — издания, другие издания и бюллетени по разным отраслям науки и техники. В периодической прессе смогут печататься труда и их результаты. Изложение материала проводится в популярной, дешёвой форме. 4. Особые выпуски технических изданий — это документы информационного, рекламного замысла, аналитические, статистику по проблеме. 5. Патентно-лицензионные издания (патентные бюллетени). 6. Стандарты — это нормативно-технические документы поединых требований к продукции, ее разработке, применению и производству. 7. Учебная литература — это книжки, учебные пособия, учебно-методическая литература. 8. Напечатанные документы — это диссертации, отчеты о научно-исследовательскую работу, отдельные труда. Это документы для студентов, аспирантов, занимающихся научно-исследовательской работой: плановые, отчетные документы, статистические и опубликованы доклады, методические и інструкційні материалы. 9. Научно-информационная деятельность — совокупность действий, направленная на удовлетворение потребностей граждан, государства и юридических лиц, которая содержится в ее сборе, аналітико-синтетической обработке, фиксации, хранении, распространении и поиске. 10. Информационные ресурсы научно-технической информации — это систематизированные собрание техлитературы и документации, зафиксированных на бумажных и иных носителях. 11. Справочно-информационный фонд — это совокупность упорядоченных первичных документов и справочно-поискового аппарата, предназначенных для удовлетворения информационных потребностей. 12. Справочно-поисковый аппарат — это совокупность упорядоченных вторичных документов, создаваемых для поиска источников; 13. Информационные ресурсы неспециализированного пользования — это совокупность информационных ресурсов национальных органов научно-технической информации (библиотека, компании, организации); 14. Аналітико-статистическая обработка научно-технической и практической информации; 15. Информационный рынок — это совокупность экономических, организационных и правовых взаимоотношений по покупке и продаже информационных ресурсов, разработок, услуг и продукции. Законом Украины «Об информации» выяснены главные правила информационных взаимоотношений: — гарантированность права на данные; — свобода обмена и доступность информации ею; — объективность, достоверность информации; — точность и полнота информации; — правомерность получения, применения, хранения и распространения информации. Право на данные имеют все граждане Украины, государственные органы и юридические лица. С целью удовлетворения информационных потребностей, органы власти и местного самоуправления создают информационные работы, совокупности, сети, базы и банки данных. Для ускорения отбора нужной информации и увеличения эффективности труда в Украине создана общегосударственная работа научно-технической информации (НТИ). Она включает отраслевые информационные центры — Республиканский университет, НТИ в НИИ, информационные центры, отделы НТИ в НИИ, конструкторских бюро на фирмах. В ходе научных изучений видится такое понятие, как области информации. Это совокупность документированных либо публично оглашенных сведений об довольно деятельности и самостоятельные сферы жизни. Различают области информации: — политическая; — духовная; — научная; — социальная; — экономическая; — интернациональная. Четкое их сущности и знание терминов, и отраслей информации разрешает научному исследователю оперативно их обнаружить, обрабатывать, обобщать и действенно использовать для исполнения соответствующих задач. роль и Значение информации в том, что, во-первых, без нее не может быть совершено то либо иное научное изучение, во-вторых, информация достаточно скоро стареет, и требуется постоянное обновление материалов. Согласно данным зарубежных источников интенсивность старения информации образовывает более 10% в сутки для газет, 10% в месяц для изданий, 10% в год для монографий и книг. Также, информация для исследователя является предметом и результатом его труда. Осмысливая и прорабатывая необходимую информацию, исследователь издает своеобразный продукт: — как следует новую данные. Наряду с этим подсчитано, что около 50% собственного времени исследователь тратит на поиск информации. Исходя из этого достаточно важным этапом научного изучения есть умение оперативно обнаружить и обрабатывать необходимую информацию по теме изучения.

Информа?ция (от лат. informatio — «разъяснение, представление, понятие о чём-либо», от лат. informare — «придавать вид, форму, обучать; мыслить, мнить»[1]) — сведения независимо от формы их представления[2].

Не обращая внимания на широкую распространённость, понятие информации остаётся одним из самых дискуссионных в науке, а термин может иметь разные значения в различных отраслях людской деятельности.

Информация — это не материя и не энергия, информация — это информация

Норберт Винер[3]

Определений информации существует множество, причём академик Н. Н. Моисеев кроме того полагал, что в силу широты этого понятия нет и не может быть строгого и достаточно универсального определения информации[4].

В международных и русских стандартах даются следующие определения:

знания о предметах, фактах, идеях и т. д., которыми смогут обмениваться люди в рамках конкретного контекста (кожный покров/IEC 10746-2:1996)[5];

знания относительно фактов, событий, вещей, понятий и идей, каковые в определённом контексте имеют конкретный суть(ISO/IEC 2382:2015)[6];

сведения, принимаемые человеком и (либо) особыми устройствами как отражение фактов материального либо духовного мира в ходе коммуникации (ГОСТ 7.0-99)[7].

Не смотря на то, что информация обязана получить некую форму представления (другими словами превратиться в эти), дабы ею возможно было обмениваться, информация имеется прежде всего интерпретация (суть) для того чтобы представления (ISO/IEC/IEEE 24765:2010)[8]. Исходя из этого в строгом смысле информация отличается от данных, не смотря на то, что в неформальном контексте эти два термина частенько применяют как синонимы.

Первоначально «информация» — сведения, передаваемые людьми устным, письменным либо вторым методом (посредством условных сигналов, технических средстви т. д.); с середины XX века термин «информация» превратился в общенаучное понятие, включающее обмен сведениями между людьми, автоматом и человеком, автоматом и автоматом; обмен сигналами в растительном мире и животном; передачу показателей от клетки к клетке, от организма к организму (к примеру, генетическая информация); одно из главных понятий кибернетики[9].

26. Требования, предъявляемые к научной информации.

27. Классификация научной информации.

Научное изучение по собственной сути имеется процесс информационный: исследователь всегда собирает, обрабатывает, разбирает сведения разного характера, сортирует их, организует хранение, обмен (передачу). Начинающий исследователь теряется от обилия информации, которая часто представляется ему Вселенной без границ. Но потом он все более убеждается, что человечество создало не только разветвленную сеть источников информации, но и прекрасно организовало ее построение, совокупность поиска, коммуникации, формы представления данных.

Информация(от лат. Informatio – разъяснение, изложение) в начальном понимании имеется сведения, воображаемые людьми устным, письменным либо вторыми методами. Это энциклопедическое определение сейчас представляется не хватает полным: в понятие «информация» включаются не только сведения, передаваемые между людьми, но и между техникой и человеком, техникой и техникой, сигналы в растительном мире и животном, между организмами и т.п.

Компьютеры уже давно нашли широкое использование не только в управлении разными процессами в индустрии, на транспорте, в армейском космонавтике и деле, но и при проведении научных изучений.

Все возрастающее количество информации, а также научной, научно-технической, учебно-педагогической и т.п. требует от начинающих исследователей (студентов, умений) и аспирантов знаний в области современных компьютерных разработок для поиска, представления и сохранения в эргономичных либо установленных форматах как раз тех данных и сведений, каковые им нужны.

То же касается и результатов обработки информации, каковые смогут выступать в виде новых данных и сведений, воображаемых в рефератах, дипломных и диссертационных работах, отчетах, научных статьях т.д.

Поиск информации в ведомственных (корпоративных) информационно-всемирной сети и справочных системах Интернет, применение электронной почты, текстовых редакторов, графических редакторов, совокупностей управления базами данных и других компьютерных программ в наше время будет привычным делом для исследователя.

Осознание методов работы и важности информации с ней в науке и в обществе стало причиной появлению особой науки информатики, изучающей свойства и структуру научной информации, и вопросы, которые связаны с ее сбором, хранением, поиском, переработкой, преобразованием, использованием и распространением в разных сферах деятельности.

Источники получения научной информации очень многообразны (рис. 6.1). Таковыми смогут быть [33]:

— национальные, интернациональные, межправительственные и региональные информационные совокупности (ИС);

— научные, научно-производственные и производственные организации;

— частные производственные совокупности;

— работники и отдельные учёные, результаты деятельности которых воображают интерес для изучения;

— природная среда, инфраструктура научного учреждения, отрасли.

Источники получения научной информации смогут быть официальными и неофициальными, общедоступными (открытыми) и закрытыми.

Рис. 6.1. Источники научной информации

Классификация источников научной информации представлена на рис. 6.2. В качестве показателей классификации приняты: территориальная принадлежность ИС; степень официальности источника информации для исследователя и т.д. [33].

Источники информации смогут классифицироваться и по вторым показателям, к примеру, по видам носителей: печатные либо литературные источники, на магнитных носителях и т.д. (рис. 6.3).

Интернациональные и межправительственные источники являются системы и информационные центры, находящиеся в собствености интернациональным организациям, альянсам (к примеру, ООН, ЮНЕСКО, Евросоюзу, СНГ и вторым).

Рис. 6.2. Классификация источников научной информации

Рис. 6.3. Главные виды литературных источников информации

Сейчас в числе источников научной информации главное место занимает компьютерная сеть ИНТЕРНЕТ, разрешающая в сжатые сроки приобретать данные по широкому спектру научных направлений, и организовать обмен данными между экспертами различных регионов и стран.

развитие и Появление ИНТЕРНЕТ снимает множество трудностей информационного обеспечения науки [21]. В частности, отпадает необходимость дорогостоящих командировок в большие информационные центры, приобретения редких изданий, участия в симпозиумах и конференциях. ИНТЕРНЕТ компенсирует дефицит информации в библиотеках, недостаток особой литературы. Он дает возможность приобрести в сжатые сроки самую свежую данные, которая ни при каких обстоятельствах не публиковалась (либо будет опубликована через месяцы либо годы), не выходя из учреждения либо из дома.

К национальным источникам информации относятся университеты, службы и центры научно-технической информации (НТИ), объединенные в национальную совокупность научно-технической информации (ГСНТИ). Эти университеты реализовывают выпуск информационных изданий типа каталогов. Такие издания включают в сжатой форме сведения о публикациях в печати, дают содержание публикации и краткий обзор. Они воображают интерес для исследователя из-за информационной оперативности, многих источников, систематизации и новизны материала, удобства поиска. Потому, что информация многообразна по областям знаний и очень громадна по количеству, ГСНТИ имеет последовательность направлений: данные по естествознанию и техническим наукам аккумулирует и распространяет Общероссийский университет научной и технической информации (ВИНИТИ); по публичным наукам – университет научной информации по публичным наукам (ИНИОН); по патентной информации – Федеральное национальное учреждение «Федеральный
университет промышленной собственности Федслужбы по интеллектуальной собственности, товарным знакам и патентам» (ФГУ ФИПС), по отчетам о научно-исследовательских работах и умело-конструкторских разработках (НИР и ОКР), и о защищенных диссертациях – Общероссийский научно-технический информационный центр (ВНТИЦ), о нормативно-технической документации – Общероссийский НИИ классификации, информации и терминологии по качеству и стандартизации Государственного стандарта России (ВНИИКИ). Информационные издания этих университетов поделены на три направления: библиографические, реферативные и обзорные.

Библиографические издания предназначены для ознакомления экспертов с тем, что издано в стране. Они делают две функции: сигнальную (оповещение о появлении документа) и содержательную либо адресную (информируют сведения, по которым возможно отыскать документ: автора, наименование издания, издательства и города, вид издания, количество страниц и др.). Такие издания являются основой составления библиографических библиографических списков и указателей.

Для исследователей сокровище библиографических указателей определяется тем, что они разрешают в сжатые сроки (значительно чаще еще до поступления изданий в информационные центры и торговые организации) информировать экспертов о выпусках отечественной и зарубежной литературы. Наиболее значимым и самый крупным библиографическим указателем есть «Сигнальная информация» ВИНИТИ (СИ ВИНИТИ). Библиографические указатели не раскрывают содержания публикации. Эту задачу решают обзорные издания.

Обзорные издания обобщают и систематизируют по областям сведения по данным реферативных изданий ВИНИТИ, опубликованных за один – три года.

Потому, что многие научные материалы не попадают в печать, существует совокупность информации о не публикуемых исследовательских работах. В этом направлении очень занимательна практика депонирования исходников.

Депонированная рукопись – подготовленные правильно издательского дела статья, монография, доклад, каковые по определенным соображениям не смогут быть опубликованы, или сроки публикации так громадны, что сокровище содержащихся сведений будет в значительной степени потеряна. В этом случае создатель воображает рукопись в ученый совет института (научно-технический совет), что, при хорошей оценки ее содержания, направляет рукопись с рефератом (аннотацией) в отраслевой университет научно-технической информации, которому представлено право депонирования. Университет, приняв рукопись, публикует в собственном очередном сборнике аннотацию, раскрывающую выходные содержание и данные депонированной рукописи.

Наряду с этим автору направляется справка, в которой указываются следующие сведения: наименование университета (центра) научно-технической информации; учетный номер депонированной рукописи; создатель рукописи и ее полное наименование; год и номер выпуска реферативного издания (либо «Указателя поступления информационных материалов»), в котором будет опубликован реферат (аннотация). Справка имеет подпись важного лица и печать университета научно-технической информации. Она есть документом охраны авторских прав.

К непубликуемым материалам относятся кроме этого патенты, репринты и др. Координация сбора, обработки и накопления непубликуемых материалов в стране возложена на Общероссийский научно-технический информационный центр, производящий информационные издания реферативного и сигнального типа; Общероссийский НИИ классификации, информации и терминологии по качеству и стандартизации Государственного стандарта России, издающий информационные издания литературы; ОАО Информационно-издательский центр «ПАТЕНТ», производящий информационные издания по разным направлениям изобретательства (включая сигнальные, библиографические и реферативные издания).

При работе с литературными источниками для исследователя воображают интерес следующие национальные источники информации: Национальная публичная научная библиотека (ГПНТБ); Книжная палата, производящая библиографические указатели «Книжная летопись», «Летопись периодических и длящихся изданий», «Летопись газетных статей» и др.; Русский национальная библиотека; Общероссийская национальная библиотека зарубежной литературы.

Не считая рассмотренных национальных источников информации существуют региональные и отраслевые источники.

Отраслевые источники научно-технической информации интересны для исследователя вследствие того что они предоставляют углубленную данные более узкой, конкретной ориентации. Публикации таких источников проходят редактирование и профессиональный отбор, они в пределах отрасли обычно более дешёвы экспертам (производится рассылка изданий по организациям и учреждениям отрасли, они имеют более узкий круг потребителей информации). Примерами центральных отраслевых источников информации могут служить: Общероссийский НИИ информации и технико-экономических изучений по электронике» (Информ-электро), Общероссийский университет информации и технико-экономических изучений агропромышленного комплекса, Научно-информационный центр «Информпечать» и другие.

Детальное изучение пирамиды Хеопса


Также читать:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: