Ангажированность (engagement)

Посвящение собственной деятельности либо себя лично делу, которое полагают честным. Этим словом в основном пользуются интеллигенты, имеется кроме того особенное выражение – «ангажированный интеллигент». Наряду с этим они рискуют подчинить собственный образ мыслей необходимости, навязанной делом, притом что он обязан подчиняться лишь истине либо хотя бы тому, что они вычисляют истиной. На мой взор, большего доверия заслуживает интеллигент с гражданской позицией. Очевидно, без ответственности, накладываемой участием, которое он, в меру собственной компетенции, принимает в публичных спорах, не может быть интеллигента. Но это участие совсем не обязательно должно заставлять его подчинять собственный образ мыслей делу, которое существует и кроме него. Добросовестность серьёзнее веры во что бы то ни было. Свобода духа серьёзнее ангажированности.

В фильме про Астерикса древние римляне призывали: «Вступайте под отечественные флаги!» – это пример рвения ангажировать окружающих. В слове «ангажированный» присутствует тот же военизированный оттенок. Любая ангажированность предполагает покорность. Но идея не приемлет покорности кому бы то ни было. Достаточно, дорогие сотрудники, в случае если мы будем функционировать заодно с другими. Но мы не имеем права заставлять себя думать так, дабы доставить наслаждение этим вторым либо дабы доказать их правоту.

Ангел (Ange)

«Существо – посредник между божеством и нами», по определению Вольтера. В противном случае говоря, ангел – это посланник Всевышнего (по-гречески angelos и значит посланник). Необычно лишь одно: для чего Всевышнему посредники?

Анимизм (Animisme)

В узком смысле учение, растолковывающее жизнь присутствием в каждом организме души. Тем самым анимизм противостоит материализму (растолковывающему жизнь существованием неодушевленной материи) и отличается от витализма (что по большому счету отказывается ее растолковывать).

В более широком смысле анимизмом именуют рвение во всем видеть душу (anima ) либо дух (animus ) – кроме того в тех существах, каковые, на первый взгляд, лишены способности ощущать: в деревьях, в огне, в реке, в звездах и т. д. Анимизм – самое первое суеверие и, быть может, принцип, на котором строятся все остальные. Но, к примеру, Огюст Конт вычислял анимизм нужным началом умственной деятельности. Перед тем как познавать, нужно уверовать. А что возможно легче веры в дух – базу любой веры?

Огюст Конт, но, предпочитает термин фетишизм , которому мы сейчас придаем совсем второе значение. Он думает фетишизм первой стадией религиозного сознания, одновременно и более яркой и более логичной, чем две остальные (монотеизм и политеизм). «Разглядывать все внешние тела, независимо от того, являются ли они естественными либо неестественными, как одушевленные и по большей части имеющие жизнь, подобную отечественной», как он утверждает, само собой разумеется, заблуждение, но вместе с тем это заблуждение оказывает помощь сделать первый ход к пониманию настоящей действительности. Лучше уж совершить ошибку, изучая данный мир, чем изобретать какой-нибудь второй. С духами разобраться все-таки несложнее, чем с всевышними.

Либо тогда уж нужно признать, что всевышние совсем покинули нас – как всевышние Эпикура либо Всевышний Симоны Вейль (25) – и покинули мир во власти бездушной материи. Мир, по выражению Алена, глухой к молитвам и чуткий к творениям рук людских. Противоположностью анимизма, как и каждый религии, являются труд, действие и познание.

Аномия (Anomie)

Отсутствие законов либо организации. Дюркгейм (26) осознаёт под аномией вид социального расстройства, из-за которого нарушаются либо рушатся социальные связи («органическая солидарность общества»). Индивидуум выясняется предоставленным самому себе, без законов, без ориентиров, как принято сказать сейчас, без подстраховки и ограничителей. Все это обрекает его на ужас, отчаянные действия, принуждение – либо на суицид.

Антиматерия (Antimatiere)

Термин, употребляемый в физике для обозначения так называемых античастиц, имеющих симметричные чертей (ту же массу и противоположный заряд) по отношению к частицам, составляющим простую материю – ту, которая нас окружает и из которой мы сами состоим. В философском смысле антиматерия не может быть ничем иным, не считая легко речевого оборота. В случае если антиматерия существует объективно, другими словами независимо от мышления и духа, то она столь же материальна, как и все другое.

Антиномия (Antinomie)

Нужное несоответствие между двумя в равной мере правдоподобными либо доказуемыми тезисами. Кант именует антиномиями чистого разума конфликтные столкновения разума с самим собой, в каковые он неизбежно приходит при мельчайшей попытке достигнуть абсолюта. Он перечисляет четыре такие антиномии: возможно с равным успехом доказать, что мир имеет начало во времени и ограничен в пространстве и, напротив, что мир не имеет начала во времени и бесконечен; что все в мире складывается из несложных частиц и, напротив, что в мире нет ничего несложного; что существует свободная каузальность и, наоборот, что все в мире происходит в соответствии с законам природы; наконец, что существует полностью нужное бытие и, напротив, что по большому счету никакого для того чтобы бытия не существует («Критика чистого разума», «Трансцендентальная диалектика», глава вторая). Эти четыре антиномии помогают одинаково успешным опровержением сциентизма и догматической метафизики и, по Канту, оправданием критицизма.

Антитезис (Antithese)

В риторике – простое противопоставление. В философии – значительно чаще тезис, противопоставляемый второму тезису (к примеру, у Канта, в антиномиях чистого разума). Антитезисом именуется кроме этого вторая составляющая гегелевской трехчастной диалектики (триады): антитезис противопоставляется тезису, но само их противопоставление должно быть «преодолено» – в один момент сохранено и стёрто с лица земли – посредством синтеза. Таково противопоставление небытия и бытия в становлении.

Правда в том, что лучшего момента ощутить себя радостными не существует


Также читать:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: