Антимонопольная политика отдельных развитых стран

В Германии к органам проведения отраслевой политики относятся Министерство экономики (осуществляет неспециализированное управление), Федеральный орган по картелям (разбирает конкретные дела), Антимонопольный комитет (комитет специалистов, дающих советы по выработке конкурентной политики, действует как консультативный орган).

Тут контролю подвергаются:

— приобретения активов предприятия всецело;

— приобретение долей 25, 50 и более процентов акций компании,

— каждая сделка, из-за которой компания получает прямой либо косвенный контроль над предприятием;

— каждая сделка, включая приобретение менее 25 процентов акций предприятия, в случае если это позволяет компании-клиенту оказывать влияние на конкурентное поведение второй компании.

Антимонопольный закон Германии включает рассмотрение дел о создании холдинга либо кооператива из вторых фирм (при условии координации фирмы фирмы-дочери и поведения-матери). Наряду с этим употребляются такие критерии оценки компании, как создание либо усиление главного положения. Главное положение компании является ситуацией на рынке, в то время, когда у компании нет соперников либо сильных соперников; в то время, когда компания располагает большей властью на рынке по сравнению со собственными соперниками. Замысел анализа компании с позиций ее главного положения включает следующие факторы:

— часть рынка;

— денежные показатели (прибыль, выручка, затраты);

— доступ к каналам распределения;

связи с другими фирмами;

— преграды входа на рынок;

— наличие товаров-субститутов;

— возможность обращения клиентов к вторым поставщикам.

Наряду с этим компании смогут рассматриваться как находящиеся в состоянии коллективного доминирования, в случае если борьба между ними незначима либо в случае если у них имеется сильная власть над третьей стороной на рынке.

Количественные показатели, при которых компания (либо несколько компаний) рассматривается как главная на рынке (либо владеющая избыточной рыночной властью), характеризуются следующим образом:

  • 1/3 рынка для одной компании;
  • не меньше 50 процентов рынка для трех компаний;
  • не меньше 2/3 рынка для пяти компаний.

В Англии органами контроля при проведении антимонопольной политики являются промышленности и Министерство торговли; Комитет по монополиям и слияниям (консультативный орган); Комитет по свободной торговле (следит за проведением конкурентной политики, проводит предварительное расследование) Критерием доминирования на рынке помогает часть компании в 25 процентов рынка.

При рассмотрении антиконкурентных дел принимаются во внимание следующие практические мысли:

  • влияние данного мероприятия на платежный баланс страны;
  • влияние национальной отраслевой политики на занятость в Англии.

В Италии проведение отраслевой политики осуществляется Рабочей группой по борьбе на рынке, которая разглядывает дела предприятий, за исключением средств массовой информации и банков, и расследует дела о приобретениях, создании и слияниях неспециализированных филиалов. В качестве наказания предусмотрен штраф за совершение сделки без разрешения Рабочей группы — до 1 процента оборота в год ее совершения; штраф за сделку, которая была совершена вопреки запретительному ответу Рабочей группы — 1-10 процентов оборота.

Для Японии характерно проведение антимонопольной политики такими органами, как: Рабочая группа по свободной торговле, торговли и Министерство промышленности. Механизм политики осуществляется своеобразным образом: органы регулирования в большинстве случаев не принимают официальных ответов, а предпочитают неформальные переговоры с компаниями в «тяжёлых» случаях. Так, компании с годовым оборотом в 2 млрд. иен и выше должны каждый год воображать в Рабочую группу отчет о собственных участиях в деятельности вторых компаний и отчет о предполагаемых слияниях. В конечном итоге компании консультируются неформальным образом с Рабочей группой прежде, чем предпринять какие-либо действия (слияния, участия).

Главные слияния разрешаются:

• при кризиса, угрожающего сектору/отрасли экономики;

• при необходимости исполнения зарубежных обязательств Японии;

• для поддержания курса иены;

• в интересах занятости;

• при необходимости спасти предприятие от банкротства.

Изюминкой отличается и антимонопольная (скорее, но, промонопольная) политика регулирования отраслевых структур во Франции. Тут в послевоенный период в соответствии с политикой правительства предусматривалось создание в каждой отрасли 1-2 больших фирм (национальных фаворитов), каковые должны были защищать мелкие предприятия и средние — собственных потребителей и поставщиков. Предусматривалось кроме этого создание региональных правительственных агентств для помощи этим большим фирмам при банкротства.

В 80-е годы национальным фаворитам отводится роль специалистов в отдельных секторах рынка, что разрешает им быть конкурентноспособными в этих нишах рынка. 90-е годы характеризуются как политика «ниш»: происходит оказание национальной помощи отдельным отраслям — нишам экономики — для обеспечения вертикального потока продукции. Политика правительства направлена на стимулирование слияний, поощрение НИОКР, производство на экспорт. Правительство финансирует инвестиции, подготовку рабочей силы, национальные закупки товаров частных компаний. Конкурентная (антимонопольная) политика не представляется значимой. Но незаконными считаются:

• коллективные ограничения торговли;

• злоупотребления главным положением;

• контроль уровня розничной цены;

• дискриминация клиентов.

К органам регулирования во Франции относятся: Рабочая группа по борьбе и Министерство экономики, каковые по большей части осуществляют контроль поглощения и слияния.

Как создаются развитые государства. Это всецело управляемый процесс


Также читать:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: