Антимонопольная политика в отношении искусственных монополий

В отличие от естественной, неестественная (либо предпринимательская) монополия складывается в тех областях, где единственный производитель не владеет повышенной эффективностью если сравнивать с несколькими соперничающими компаниями. Установление монополистического типа рынка, исходя из этого не есть неизбежным для таковой отрасли, не смотря на то, что на практике может и сложиться, в случае если будущему монополисту удастся устранить соперников.

При неестественного монополизма главным направлением регулирования есть противодействие формированию таких монополий, а иногда и разрушение уже сложившихся. Основанием для приведения в воздействие антимонопольной политики есть наличие любого из двух главных показателей монополизации рынка, в частности:

— или концентрации большой доли рынка в руках одной компании,

— или переплетения ведущей компании с соперниками.

При определении степени концентрации в той либо другой отрасли государство в большинстве случаев ориентируется на три показателя деятельности наибольших компаний: размеры оборота, число занятых и величину капитала. самые важным из них с позиций политики есть часть оборота компании на конкретном рынке, потому, что именно она показывает, какую часть неспециализированного предложения товара концентрирует эта компания.

Для измерения рыночной доли ведущих компаний экономистами предложен последовательность индексов. Самым распространенным из них есть индекс Херфиндаля-Хиршмана ( IHH ):

IHH =( X 1) 2+( X 2) 2+…+( XN ) 2,

где XN – часть каждой из компаний отрасли, выраженная в процентах.

Легко понять, что чем выше степень концентрации в отрасли, тем больше будет и значение индекса. Так, при чистой монополии, в то время, когда все сто процентов рынка контролируются одной компанией, он достигнет собственного максимума 10000 (т. к.1002=10000). В случае если же в отрасли действует, скажем, более десяти тысяч компаний равного размера (т.е. практически сложились условия идеальной борьбе), индекс упадет ниже единицы.

В большинстве случаев рынок считается надёжным с позиций монополизации, в то время, когда IHH

Переплетение ведущей компании с соперниками значительно чаще реализуется в следующих формах:

Картель – это объединение компаний, согласующих собственные решения относительно объёмов и цен продукции так, как если бы они слились в чистую монополию.

Совокупность участий проявляется в том, что ведущая компания обладает частью капитала компаний-соперников. Либо в том, что все главные соперники перекрестно обладают частями капитала друг друга. Являясь практически совладельцами единого капитала, подобные компании выступают на рынке как одно предприятие.

Личная уния пребывает в том, что одинаковые лица руководят различными компаниями-соперниками.

Не считая перечисленных кроме этого вероятны так именуемые «вертикальные» соглашения – соглашения, заключаемые между не соперничающими субъектами, в то время, когда один из субъектов есть поставщиком либо клиентом товаров другого. Их особенность содержится в том, что клиенту (дистрибьютору) наровне с товаром, в большинстве случаев, предоставляется определенный комплекс необыкновенных прав.

Согласованные действия являются самый распространенным действием хозяйствующих субъектов по поддержанию цен на товары при наличии на них потребительского спроса, по вытеснению с рынка (создание препятствий доступу на рынок) соперничающих хозяйствующих субъектов. Доказать, что хозяйствующие субъекты действовали скоординировано и сознательно ставили собственный поведение в зависимость от поведения вторых участников рынка, весьма сложно, т.к. согласованные действия, не имеют какого-либо оформления в виде соглашений либо успехи каких-либо иных формальных договоренностей.

Как видим, все формы переплетения компаний-соперников практически имеют темперамент сговора, в то время, когда снаружи соперничающие между собой компании в конечном итоге действуют заодно, в большинстве случаев, нанося этим ущерб потребителю. Как раз исходя из этого за последовательность нарушений, которые связаны с созданием картелей, во многих государствах предусмотрена кроме того уголовная ответственность.

Сложнее обстоит дело с национальным регулированием степени существующей на рынке размера и концентрации компаний. С одной стороны, высокая концентрация доли рынка в руках одной компании, содействует его монополизации, исходя из этого государство должно стремиться к недопущению через чур большой концентрации и мешать формированию компаний-гигантов. Иначе, лишь большие фирмы смогут полноценно применять хорошие стороны экономии в масштабах другие преимущества и производства большого бизнеса. С этих позиций большие размеры национальных компаний, наоборот, содействуют их высокой эффективности и потому должны поддерживаться страной.

Об антимонопольной политике – Вадим Новиков


Также читать:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: