Антимонопольное регулирование и формирование конкурентной среды.

Вопрос 9.

Монополия — тип отраслевого рынка, на котором:

— присутствует единственный продавец товара, талантливый оказывать влияние на объем предложения и на цену товара либо услуги;

— отсутствуют родные заменители товара;

— имеются высокие преграды входа.

Административная экономика собственность национальная.

Монополизм – разменная карта в политической борьбе. Монополии бывают разнообразные; их наличие свойственно любому рыночному механизму.

Существует 3 пути повышения ^ конкурентоспособности:

1) v цены; это несущественное конкурентное преимущество, т.к. соперники не разрешат долго пользоваться им и также начнут снижать цены;

Следующие конкурентные преимущества значительные.

2) Уровень качества: нужно говорить клиенту о качестве (реклама, продвижение, особенная работа с клиентом);

3) Уникальность: клиент обязан знать об уникальности.

Статус монополиста: компания желает взять пользу монопольно прибыль и высокая цена (принцип рационального поведения).

Существование монополии – это естественный рыночный процесс. Монополия не зло!!! Нас тревожит только обстановка поведения, в то время, когда монополия начинает ущемлять население в качестве судьбы. Это должно пресекаться страной.

Т.о. государство не борется с монополиями, это естественный рыночный процесс. Государство регулирует их деятельность, если они перегибают палку.

Монополизм порождается рыночным механизмом, но в также время рыночный механизм и монополизм противоположны по своим целям.

Монополизм довольно часто разрушает экономику за счёт того, что для получения монопольно высокой прибыли монополист снижает количество выпуска продукции (Qv), что приводит к росту стоимостей (p^), довольно часто при сохранении либо ухудшении качества продукции, а это замедляет научно-технический прогресс.

В следствии антимонопольное регулирование должно осуществлять не борьбу с монополиями как таковыми, а борьбу с негативными проявлениями монополии для населения.

Разглядим ключевые принципы антимонопольного регулирования:

1 принцип: в базе используемых действий лежит выявление конъюнктуры степени и изучение рынка ограничения борьбы.

Конъюнктура рынка – это совокупность складывающихся на рынке в любой момент времени экономических условий, при которых осуществляется процесс услуг и реализации товаров.

Покупательv Продавец один пара большое количество
один Двусторонняя (биохетериальная) монополия Ограниченная монопсония Хорошая монопсония
пара Ограниченная монополия Двусторонняя олигополия Олигополия спроса «D»
большое количество Хорошая монополия Олигополия предложения «S» Полиполия (свободная борьба)

В случае если можем заметить (посчитать) тех, кто может оказать влияние на достижение отечественных целей, это олигополия.

Для РФ характерен рынок монополистической борьбе – рынок покупателей и ряда продавцов, совершающих сделки не по единой розничной цене, а в широком диапазоне стоимостей.

В этом случае для удовлетворения одной и той же потребности продавцы начинают предлагать клиентам товары-аналоги – разные товары, отличающиеся между собой некоторыми изюминками, но удовлетворяющие одну и ту же потребность клиентов (к примеру, ручки, телевизоры). Т.о. любая компания предлагает клиенту товары, пара отличающиеся друг от друга: дизайном корпуса, качеством пера/звука и т.д.

Это тип рыночной обстановке, в которой монополистическая власть каждой компании распространяется только на изготовление особенной разновидности товара, но не на контроль над рынком всех товаров однотипного назначения.

Количественные подходы к оценке структуры рынка:

А) Пороговая часть рынка (к с крышей) – употребляется в Российской Федерации для оценки структуры рынка:

В случае если рыночная часть компании (r) пороговой, то компания господствует на рынке.

Пороговая часть рынка в Российской Федерации (к с крышей) = 35%. В случае если часть компании (r) , то компания считается доминантной (компания — доминант). Т.е. собственными действиями она способна оказать влияние на рыночную обстановку.

В случае если рыночная часть компании (r) 62%, то компания есть монополистом (компания — монополист) и заносится в реестр монополистов (информационная база).

Б) второй индекс концентрации = Ic

. На основании данного показателя принималось ответ о том, возможно ли кампаниям произвести

В) Индекс Херфиндаля – Хиршмана (Гефиндаля – Гиршмана) (IH) (с 1992 г. главный показатель оценки рыночной структуры в Соединенных Штатах).

Этот индекс рассчитывается для всех компаний, трудящихся на рынке.

слияние либо нет).

Российская Федерация применяет применяет лишь 1-ый показатель — пороговая часть рынка (к с крышей).

Т.о. монопольную позицию занимать возможно, но лишь дабы не ущемлять интересы потребителей.

2ой принцип антимонопольной политики (регулирования):дифференцированный подход к монопольным рынкам.

Конечная цель антимонопольного регулирования, опирающаяся на реализацию данного принципа, пребывает в том, дабы в экономике в совершенстве осталась лишь территория естественных монополий.

Естественная монополия — монополия компании, обусловленная ее неповторимым положением на рынке. Естественная монополия появляется в ситуации, в то время, когда одна компания в силах удовлетворять целый рыночный спрос на определенные товары либо услуги с более низкими средними издержками, чем это имели возможность сделать пара более небольших компаний.

К категории естественных монополий относятся отрасли, где технологические и экономические условия исключают возможность существования конкурентных рынков, т.е. существуют объективные барьера входа и/либо выхода с рынка, каковые сдерживают процессы борьбы в отрасли. Аудиторские услуги лицензия. Вход/выход – металлургия: доменная печь (узкая сфера применения). В случае если имеется оборудование широкого профиля, то легко выходим с рынка.

Совокупность ЖКХ – тяжёлая в управлении, имеется особенности производства продукции (отопление, единая теплосеть). У кого в собственности сети, тот и производитель, а в этом случае – монополист.

Добыча алмазов – единственный производитель.

Естественная монополия опирается на наличие объективных барьеров вхождения на рынок.

А имеется ещё и субъективные преграды.

Объективные преграды + субъективные преграды = формирующие позиции монополии.

Диверсификация
Разделение продукта
Вертикальная интеграция
Стратегия поведение
Национальное регулирование
+
Субъективные преграды
Объективные преграды
Естественная монополия
Неестественные преграды

Национальное регулирование: наряду с этим формируются институциональные преграды.

Стратегия поведения:

1) Вертикальная интеграция (включает предшествующую и последующую интеграции):

Рынки – это риски. В этом случае вероятно 2 рыночные обстановки. Компании желают снизить рыночные риски.

Последующая интеграция: Волжский пекарь (технологическое обновление, реализация продукции через Тверского торговца).

2) Разделение продукта: воздействует на расширение номенклатуры продукции, формирование бренда.

Разделение продукта — начало выпуска нового изделия в рамках одного типа продуктов

Падает спрос на один товар, удерживаемся за счёт продажи вторых, более востребованных товаров (т.о. можем демпинговать, дабы снизить борьбу, т.е. сможем понизить цену на невостребованный товар).

Демпинг — продажа товаров по искусственно заниженным стоимостям.

4) Диверсификация компании многоотраслевые, трудятся на нескольких рынках.

Диверсификация — в широком смысле — стратегическая ориентация на создание многопрофильного производства.

3ий принцип антимонопольного регулирования:проведение в зоне естественной монополии демонополизации (разукрупнение, неестественная борьба; проводится лишь административными способами).

Для действенного управления монополями и технологическими олигополиями необходимы в основном административные способы.

Вмешательство страны в научно-техническую монополию наряду с этим должно быть минимальным и ограничиваться введением правовых норм

Помимо этого, государство должно учитывать степень эластичности спроса на товар и в отношении товаров неэластичного спроса государство может национализировать их производство, и устанавливать административный контроль над их стоимостями, и фиксировать ставку акцизного налога и т.п. Передача в госимущество переход в частный сектор.

Эластичность – это реакция потребителей на трансформацию цены на продукт.

Обстоятельство (p) – следствие (QD – количество спроса).

Ep (QD) – показывает меру реакции следствия (V спроса) на 1%-ое изменение обстоятельства (цены). Эластичность разрешает дробить товары на 5 видов.

0? Ep (QD) ? 1 непластичный спрос. Т.о. товары неэластичного спроса – те, цена изменяется громадными темпами (посильнее), чем V спроса.

Монополист желает взять больше прибыли. Потребитель при больших стоимостей несёт утраты, но заменить товар не имеет возможности. Возможности удовлетворения его потребностей падают.

При передачи в госимущество принципиально важно не значение товаров, а восприятие потребителей.

Вебинар на тему: «Трансформации антимонопольного законодательства РК. Часть 1»


Также читать:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: