Антропоцентризм (anthropocentrisme)

Рвение поставить человека в центр, но не сокровищ, как это делает гуманизм, а бытия. С позиций антропоцентризма Вселенная создана только для нас, а потому все на свете должно вращаться около нас. Сущность антропоцентризма так же легко понять с позиции психологии (что-то наподобие нарциссизма, характерного целому виду), как тяжело принять с позиции рационального мышления. Из-за чего, фактически, человечество должно появляться в таком страно привилегированном положении? Ответить на данный вопрос запрещено, не прибегая к помощи религии, которая сама есть парадоксальной формой антропоцентризма (ее подлинным центром остается Всевышний), либо критицизма, что являет собой гносеологический антропоцентризм. «Коперникианская революция», предложенная Кантом, на деле есть контрреволюцией, попыткой снова поместить человека в центр, откуда его изгнал прогресс науки. И не только в центр познания при помощи трансцендентальности, но и в центр творения (представив его как конечную цель творения) при помощи свободы. Но это все равно что признать идеи Просвещения, не отказываясь наряду с этим от веры. Центральным вопросом философии, утверждает Кант, есть вопрос: «Что такое человек», и все остальные вопросы сводятся к нему же. Я считаю это проявлением философского антропоцентризма, и это помогает одной из обстоятельств того, что я не кантианец.

Более убедительным представляется мне в данной связи Фрейд. В известном отрывке из «Опытов прикладного психоанализа» он перечисляет три нарциссические травмы, каковые нанес человечеству революция и: научный прогресс, т. е. настоящая революция, идеальная Коперником, из-за которой человек был изгнан из центра Вселенной (космологическое унижение); эволюционизм Дарвина, указавший человеку на его место в животном царстве (биологическое унижение); наконец, сам психоанализ, доказавший, что «мое “я” не есть хозяином у себя дома» (психотерапевтическое унижение). Я бы добавил к этому перечню Маркса, Дюркгейма и Леви-Строса (29), каковые продемонстрировали, что человечество не есть хозяином ни самому себе, ни истории. Очевидно, направляться иметь в виду, что древние мыслители, как о том напоминает Реми Браг (30), отнюдь не рассматривали центральное положение как привилегированное (Плотин приводит в пример человеческое тело, а Макробий (31) – сферу; и в том и в другом случае центр – скорее «низ», чем «верх»), а сама Почва впредь до Восстановления виделась чем-то наподобие подвала Вселенной, но это, в итоге, не так уж и принципиально важно. Значительно ответственнее второе: вся совокупность знаний новейшего времени определенно свидетельствует против антропоцентризма, что обосновывает правоту Фрейда. И как же повел себя в этих событиях антропоцентризм? Свойственный ему нарциссизм скоро отыскал себе разнообразные утешения: философские (Кант, Гуссерль (32)), научные либо псевдонаучные (антропогенный принцип), наконец и в основном, психоаналитические. Мое «я» не имеет возможности распоряжаться у себя дома? Ну и что, но у меня имеется подсознание, мое второе «я», и пускай оно иногда ведет себя нелепо, так кроме того занимательнее! Не спорю, в этом присутствует элемент искажения психоанализа, но таково главное правило всякого успешного предприятия, которое не обходится без недоразумений. Легко Нарцисс покинул собственный водоем и разлегся на диване. «Ах, до чего я увлекательный человек! Какая во мне глубина! Какая сложность! А забрать моего отца? А мою мать? Какая пропасть смыслов, драм, прихотливых жажд!» И вот уже психоанализ, начинавший с роли психотерапевтической травмы нарциссического сознания человечества, преобразовывается в его очередное, нарциссическое же, утешение, может, лишь еще более самовлюбленное и болтливое, чем все другие. Прекрасно еще, что психоанализ время от времени способен излечить нас от себя самого. Стоит потерять интерес к себе, и с лечением покончено.

Апагогическое Подтверждение (Apagogique, Raisonnement -)

Научное а также пара педантичное наименование доказательства от противного (Вздор) . Время от времени апагогическим именуют кроме этого подтверждение истинности суждения методом опровержения не одного прямо противоположного суждения (как в доказательстве от противного), а всех суждений, которыми возможно было бы заместить данное суждение в рамках ответа одной и той же неприятности. Эта процедура столь же тяжеловесна, сколь и обозначающее ее слово.

Безразличие (Apathie)

Отсутствие страсти, воли либо энергии. Но, подобная многозначность термина показалась только в новейшие времена вместе с верой в то, что в базе воли и энергии в обязательном порядке лежит страсть. Исходя из этого людям новейшего времени безразличие довольно часто представляется симптомом (в частности, некоторых шизофренических либо депрессивных состояний), и нельзя сказать, что они так уж заблуждаются. Второй вопрос, сводится ли понятие безразличия лишь к этому. В случае если мы разглядим его этимологию и установим его начальное значение (apathos в переводе с греческого – отсутствие страсти, беспокойства), то возможность разительным образом изменится. Стоики, к примеру, полагали безразличие не слабостью, а добродетелью. Из-за чего? По причине того, что они больше верили в храбрость, чем в страсти, а чтобы функционировать, вовсе не нуждались в каком-то особенном подъеме. Возможно, в отношении страстей они были прозорливее нас – как мы прозорливее их в отношении воли? Познать возможно только то, что преодолеешь. У каждой эры – те озарения, которых она заслуживает.

Ricardo Rivas Garcia — Une etude de l’anthropocentrisme judeo-chretien -Periode de questions


Также читать:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: