Атрибут аллаха — благородный лик (опровержение ложных истолкований матуридитов).

Следующий атрибут, что нужно разобрать и довольно него разъяснить — Аль-Ваджуль Карим (Добропорядочный Лик Всевышнего Аллаха).

Вопрос об этом атрибуте затрагивался на споре и разъяснение этого вопроса нужно. Перед тем как разбирать вопросы о Лике Всевышнего Аллаха (субханахьу ва та’аля) нужно отметить то, что приверженцы единой общины и сунны утверждают Всевышнему Аллаху (субханахьу ва та’аля) данный атрибут и говорят Всевышний Аллах (субханахьу ва та’аля) описывается Ликом и данный атрибут есть атрибутом хабария, другими словами атрибутом, весть о котором пришла нам в контекстах. Имеется в виду хабария противоположна аклия — не есть атрибутом аклия, постигаемого разумом, другими словами человек не имеет возможности постичь разумом, что Всевышний Аллах (субханахьу ва та’аля) описывается Ликом, но извещение об этом пришло в контекстах шариата — в Кур’ане и Сунне. Данный атрибут есть неотъемлемым элементом сущности Всевышнего Аллаха (субханахьу ва та’аля) неотделяемой от нее. И приверженцы сунны утверждают данный атрибут и говорят, Всевышний Аллах (субханахьу ва та’аля) описывается Ликом, таким Ликом, каким подобает Его Величию не подобным лицам творений. Матуридиты, каковые идут по мазхабу либо по дороге та’виля (истолкования) — истолковывают данный атрибут словами Аль-Вуджуд либо Аз-зад. Они говорят, в то время, когда Всевышний Аллах (субханахьу ва та’аля) говорит Лик Аллаха — имеется в виду или существование Аллаха, или сущность Аллаха. Такое истолкование видится в их книгах, таких как «Мадарик ат-Танзиль ва хакаику-т-Таъвиль» Абуль-Бараката ан-Насафи (ум. 710 г.х.) 2 том, стр. 670, Шарх аль-мавакъиф аль-джуржани 8 том, стр.111, ‘Иршад аль-акъыл аль-салим Абу Са’уда аль-‘Имади 7 том, стр. 28. Ишарат аль марам Аль Баяды стр. 189.

И тут нужно упомянуть то, что не считая этих двух истолкований, другими словами Аль-Вуджуд и Аз-зад (сущность и существование) — у этого атрибута имеется другие истолкования у других заблудших течений. Кое-какие из них говорят то, что под Ликом Всевышнего Аллаха (субханаху ва та’аля) имеется в виду саваб валь-джаза (приз Всевышнего Аллаха).

Четвертое истолкование этого атрибута то, что говорят аль-къибля, другими словами направление в сторону которого нужно делать ду`а, выполнять другие виды и намаз поклонения.

Это те истолкования, каковые имеются в книгах философов, матуридитов, ашаритов, муътализитов и им аналогичных заблудших течений. И эти истолкования нужно уничтожить и разъяснить их несостоятельность.

Во-первых, несостоятельность того, что под Ликом Всевышнего Аллаха (субханахьу ва та’аля) подразумевается Аз-зад, другими словами сущность Всевышнего Аллаха (субханахьу ва та’аля).

Несостоятельность этого возможно разъяснить в следующем:

Во-первых, те, каковые говорят то, что под Ликом имеется в виду Сам Господь видятся с проблемой, в то время, когда им говорят сообщил Всевышний Аллах: Остался Лик твоего Господа. В случае если забрать познание того, что под Ликом подразумевается слово «Сам Его сущность и Господь» — окажется, что «останется Господь твоего Господа». И по обстоятельству того, что они видятся с данной проблемой, они показывают на то, что слово вадж в этих аятах и аналогичных этим аятам являются таким элементом арабского языка, что не несет суть сам по себе, но есть добавочным, как бы лишним словом в этом аяте. Опровержение этого содержится в том, что применение слова аль-вадж как добавочное слово в арабском языке, не несущее смысла неизвестно, другими словами нереально привести аргумент на это из арабского языка, в то время, когда слово вадж употребляется, как добавочное слово не несущее суть.

Второе опровержение этого содержится в том, что сами же имамы ашаритов и им аналогичных заблудших течений такие как Аль-Хаттаби либо Аль-Байхаки, сами говорят и обосновывают то, что слово аль-вадж не имеет возможности приходить в смысле аз-зад. И говорят в случае если мы прочтёт слова Всевышнего Аллаха: «ва йябка ваджху раббиказуль-джаляля валь-икрам», слово «зуль-джаляля валь-икрам»пришло в форме марфуу,как описание«ваджха» (в форме наата пришло).И останется Лик твоего Господа владеющий почётом и величием. почётом и Величием в этом аяте кто владеет Господь либо Его Лик? Если ты переведешь владеет почётом и величием Лик, тогда ты будешь переводить: «И останется лик твоего Господа, владеющий почётом и величием», если ты сообщишь описание: «почётом и величием», относится к Самому Господу, ани к Его Лику, тогда ты будешь переводить: «И останется Лик твоего Господа, владеющего почётом и величием», так вот в арабском языке если ты желаешь обрисовать почётом и величием Лик, то ты будешь сказать: «ва йябка ваджху раббика зуль джаляли валь икрам», как пришло в аяте, а если ты желаешь обрисовать этим описанием Самого Господа, тогда ты будешь сказать: «ва йбка ваджуху раббика зиль джаляли валь икрам», по причине того, что «раббик» пришло в форме «маджрур» (мудоф и мудоф илейхи), «ваджху раббик», и его наат следует в грамматическом разборе за самим обрисовываемым объектом, и в случае если мы обрисовываем «ваджх» (он у нас марфу`) тогда его описание у нас также будет марфу` «зуль джаляли валь икрам», если ты обрисовываешь Господа, а Господь тут пришел в форме «маджрур», слова «рабб», тогда приходит в форме маджрур кроме этого: «зиль джаляли валь икрам», как пришлов некоторых из аятов (Корана). «Табарака сму раббикя зиль джаляли валь икрам» (Благословенно имя твоего Господа, владеющего почётом и величием, тут уже обладанием почётом и величием описывается Сам Господь. Тут слово «зи» пришло в форме маджрур кроме этого как слово Господь (Раббикя), по этому мы говорим оно есть наатом (описанием) слова Господь. От ко мне понимается что раз в этом аяте приходит: «ва йябка ваджху раббика зуль джаляли валь икрам», описание почётом и величием касается Лика, от ко мне берется что Лик не есть сущностью, а есть вещью раздельной от сущности Аллаха субханаху ва та`ля, в смысле того что Лик есть описанием данной сущность, а ни самой сущностью Аллаха, по причине того, что если бы под Ликом подразумевался Сам Господь, то пришло бы ни «зуль джаляли валь икрам», а пришло бы «зиль джаляли валь икрам», по причине того, что в этом случае слово «ваджх», раз на него направляется описание фразы «зуль джаляли валь икрам», это показывает на то что слово «ваджх» (Лик) не может быть тут «силя заида» (добавочным элементом в этом предложении), по причине того, что добавочный элемент, не описывается, но это есть лишним словом, которое возможно опустить, а раз оно описывается, это говорит о том что, его нельзя опустить из этого предложения. Это говорит о том что Господь описывается Ликом «ваджх», а Лик Господа, описывается тем что он владеет почётом и величием. Это два доказательства того что слово «ваджх» не имеет возможности приходить в форме «зад» в арабском языке, по причине того, что это подтверждение строится на том что слово «ваджх» должно быть «силя заида» (добавочным элементом в этом предложении), а этими двумя аргументами мы доказали что слова «ваджх», не может быть «силя заида» в этом предложении.

А это что это по большому счету не известно в арабском языке дабы слово «ваджх» приходило как «силя заида». А во вторых по причине того, что в этом аяте: «ва йябка ваджху раббика зуль джаляли валь икрам», приходит описания «ваджха» (Лика Господа), а если бы «ваджх» было лишним добавочным словом, то описание на него не направлялось бы.

Третье подтверждение того, что слово Лик не имеет возможности приходить в значении сущность чего-либо либо сама вещь. Третье подтверждение этого в том, что для того чтобы по большому счету не приходит в арабском языке дабы словом Лик обрисовывали сущность, другими словами, если ты желаешь сообщить сущность какой-то вещи, в арабском языке не приходит для того чтобы, что ты можешь сообщить Лик данной вещи. Слово Лик — не пришло из его значения слово сущность в арабском языке. Это третий метод доказательства того, что слово Лик не может быть в смысле «сущность».

Кое-какие из них применяют фразы, допустим, что говорят лицо стенки либо говорят лицо одежды и говорят, тут приходит подтверждение на то, что лик употребляется как сущность данной вещи. Мы говорим, это не есть верным. Из-за чего? По причине того, что в то время, когда ты говоришь «ваджху сауб» лицо одежды, имеется ввиду внешняя сторона данной одежды. В то время, когда ты показываешь одежду с двух сторон, первая сторона внешняя, которую все люди видят именуется внешняя сторона одежды, а та сторона внешняя не именуется внешняя сторона. Так вот, они говорят внешняя сторона имеется ввиду сущность одежды. Фраза внешняя сторона не свидетельствует саму одежду либо ее сущность, но имеется ввиду одна из ее двух сторон, наряду с этим внешняя ее сторона — то, что мы встречаем при видении. В то время, когда ты видишь одежду, ты видишь внешнюю ее сторону. Исходя из этого применение фразы «ваджху сауб» лицо одежды, внешняя сторона как подтверждение того, что слово Лик может употребляться как в смысле сущность какой-то вещи есть неправильным. По причине того, что имеется ввиду внешняя сторона данной вещи, а не сама эта вещь. Не сама это вещь и не ее сущность.

И еще одно возможно привести подтверждение на то, что слово Лик не имеет возможности приходить в смысле сущность – это то, что пришло от Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, что в то время, когда он входил в мечеть он делал дуа «А’узу би-Лляхи-ль-‘азыми ва би ваджхи-хи-ль Карим ва сультани-хи-ль-кадыми мин аш-шайтани-р-раджим».

Я прибегаю за прибежищем к Всемогущему, Великому Аллаху, ва би ваджхи-хи-ль Карим (и к Его Добропорядочному Лику) мин аш-шайтани-р-раджим (от побиваемого камнями шайтана).

И данный хадис есть аргументом на то, что Лик Всевышнего Аллаха не свидетельствует сущность самого Всевышнего и Всевышнего Аллаха Аллаха. Из-за чего? По причине того, что в этом хадисе Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, поделил между этими двумя понятиями, сообщив: «а’узу би-Лляхи-ль-‘Азым (Я прибегаю за прибежищем к Всевышнему Аллаху)», позже сообщил: «ва би ваджхи-хи-ль-Карим (и к Его Добропорядочному Лику)», значит указал на то, что Аллах это одно, а Его Лик это второе. Это не то же самое что Всевышний Аллах. Всевышний Аллах описывается этим Ликом, но Лик это не сам Всевышний Аллах. Исходя из этого Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, поделил между этими двумя понятиями в данной собственной мольбе. Сообщив: «а’узу би-Лляхи-‘азыми ва би ваджхи-хи-ль-Карим» поделил эти два понятия частицой «уау», которая говорит о разделении, на отличие в этих понятиях.

Значит Всевышний Аллах это одно, а Лик это не то же самое, что Аллах, но Всевышний Аллах описывается этим Ликом. Это еще одно подтверждение того, что слово Лик Аллаха «ваджху Ллах» не имеет возможности и не несет значение сущность Аллаха либо сам Аллах. Исходя из этого в то время, когда ты говоришь: «останется Лик твоего Господа» (ва йбка ваджу раббик) — не свидетельствует останется сам твой Господь, но свидетельствует останется Лик твоего Господа. Второй вопрос то, что останется Лик Всевышнего Господа, из этого вытекает обязательно, что останется сам Господь. По причине того, что нереально дабы оставался Лик, а сущность сама не оставалась. Из-за чего? По причине того, что Лик — это атрибут, что есть неотъемлемым элементом сущности Аллаха и не существует без Него. Не имеет возможности Лик Аллаха существовать без самого Всевышнего Аллаха. Исходя из этого, в случае если говорим «и останется Лик твоего Господа»из этого обязательно выходит, что и сам Господь останется. Но это не свидетельствует, что нужно отменить тут атрибут Лик. Атрибут Лик из этого аята берется и устанавливается Всевышнему Аллаху.

Что касается мнения о том, что под «ваджом» Ликом имеется ввиду саваб (приз). Останется Лик твоего Господа, а они говорят: «останется приз твоего Господа», то это есть одним из самых глубоких заблуждений. По причине того, что во-первых, неизвестно в арабском языке дабы слово вадж именовали приз, другими словами нигде ты не отыщешь ни в Куране, ни в сунне, дабы высказывали словом приз слово вадж(Лик). Нет для того чтобы в применении слова лик в арабском языке в значении приз. Это первое опровержение этому истолкованию.

Второе опровержение этому истолкованию содержится в том, что саваб(приз) есть «махлюк» сотворенным предметом, другими словами приз Всевышнего Аллаха тебе, которым Он тебя почтит биизниЛлах в раю, в ахира есть сотворенным эдем да и то, что в нем есть сотворенным. Приходит множество дуа, что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, делал дуа (а`узу би ваджхикя Карим…) «О Аллах, я прибегаю за прибежищем к Твоему Добропорядочному Лику, дабы Ты не заблудил меня, воистину Ты Живой, Не умирающий, а люди и джинны умираю» — в этом дуа пришло: «О Аллах, я прошу тебя Твоим Добропорядочным Ликом» и не дано делать истиазу чему-нибудь сотворенному. И множество дуа пришло в сунне, что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, делал истиазу при помощи Лика Всевышнего Аллаха и нельзя делать истиазу чем-то сотворенным. В случае если мы скажем, что Лик есть саваб(призом, а приз есть сотворенной), то окажется что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, делает истиазу при помощи чего-то сотворенного, а это есть неосуществимым дабы Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, так делал. А это второе подтверждение того, что под Ликом Всевышнего Аллаха не имеет возможности подразумеваться Его приз, но подразумевается как раз Лик как атрибут Всевышнего Аллаха.

Кроме этого из доказательств того, что под словом «ваджх» Лик не имеет возможности подразумеваться приз — Всевышний Аллах сообщил: «Лиллязина ахсану хусна уа зияда» (Тем, каковые творили благое — им будут блага и добавка), и пришло в хадисах разъяснение того, что такое благо и что такое добавка, пришло указание того, что под благом подразумевается эдем, а под добавкой подразумевается возможность наблюдать на Лик Всевышнего Аллаха в Судный Сутки и в Раю. Всевышний Аллах говорит, что тем, каковые творили благое им будет две вещи, во-первых им будет хусна(блага,имеется ввиду Эдем) и во-вторых, еще добавка к этому, возможность наблюдать и лицезреть Лик Всевышнего Аллаха. И в случае если мы скажем что под Ликом «вадж» подразумевается приз, окажется данный аят необходимо переводить следующим образом «Тем, каковые делают и творят хорошие дела им будет приз и еще приз». Это есть тщетным повторением, а Всевышний Аллах свободен от того, дабы заниматься чем-то тщетным и ниспослать что-то тщетное.

Кроме этого из того, что нужно упомянуть это ошибочность заявления о том, что под словом Лик может подразумеваться направление «къыбла» к чему-либо. Разъясняется ложность этого тем, что ни в арабском языке, ни в шариате, ни в обычаях людей нет для того чтобы, дабы под словом «ваджх» Лик подразумевали направление к чему-либо, но направление либо къыбла в арабском языке может выражаться словом виджхатун. Всевышний Аллах говорит: «И у каждого имеется направление, к которому он направляется», тут слово направление либо то к чему стоит направляться названо словом виджхатун с «тамарбутой» на финише. Кроме этого этим словом (къыбла) может означаться слово джиха, джихатун, другими словами направление, но словом вадж направление и къыбла обозначаться не смогут. Значит у нас имеется три слова: вадж, виджхатун и джихатун. Словом виджхатун и джихатун может обозначаться направление, а словом вадж направление и къыбла обозначаться не смогут, для того чтобы неизвестно в арабском языке, значит это есть опровержением того, что слово вадж не имеет возможности подразумевать собой значение къыбла. Исходя из этого, мы понимаем то, что все эти истолкования, которыми истолковывается это слово вадж (Лик Всевышнего Аллаха) являются фальшивыми, и на них нет доказательства в арабском языке. Напротив, имеется бессчётные доказательства того, что эти истолкования не смогут иметь место в этом случае и не имеют в себе базы.

Источник аудио лекции Руслана абу Ибрахима: отведение сомнений и Разъяснение заблуждений матуридитов, распространенных в сети по окончании недавнего спора на казахском языке.

21 Об Атрибуте Всевышнего Аллаха — вознесение над троном (аль-истиуа) — опровержение матуридитам


Также читать:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: