Авторы подходов к изучению общества

его представители и Подход Сущность
Идеалистический:
Г.В.Гегель
Настоящая, глубинная действительность неосязаема, лишена материальных особенностей и по сути духовна либо совершенна, сущность человека духовна. Сознание определяет бытие. Имеет последователей среди приверженцев цивилизационного подхода.
Материалистический:
К.его сторонники и Маркс
настоящая действительность — это материя, под которой понимается всё то, что существует самостоятельно, независимо от чувств и наших мыслей, но совместно с тем осязаемо, доступно людской опыту и по большому счету познанию. Бытие определяет сознание, исходя из утверждения определяющей роли материальной трудовой деятельности в жизни человека. В качестве конкретного примера возможно разглядывать формационный, стадиальный и технологический подходы.
Этический:
И. Кант
Исходной проблемой для Канта есть вопрос «Как вероятно чистое знание?» Выдвинул окончательный императив доброго отношения к людям как цели, а не средству.

Т. Гоббс и Дж. Док
Общество как сумма индивидов-атомов.
Натуралистический: Ш. Монтескьё, Л.Н. Гумилёв На развитие общества переносились законы из естественных наук, а объяснения исторических процессов делались на основании биологических, географических или других природных факторов
Культурно-исторический:
Н.Я. Данилевский
Как и цивилизационный данный подход разглядывает в качестве народов дифференциации и факторов стран существование свободных друг от друга культурно-исторических общностей, любая из которых характеризуется неповторимым комплектом духовных, религиозных и культурных линия. Жизнь общества рассматривается под влиянием моральных, эстетических и других духовных сокровищ.
Цивилизационный:
А. Тойнби, О. Шпенглер, П. А. Сорокин, С. Хантингтон
В соответствии с А.Тойнби цивилизация – общность людей, объединенных духовными (религиозными) традициями, сходным образом судьбы, географическими и историческими рамками. Движущими силами истории являются вызовы, на каковые цивилизации должны давать ответы, отысканные творческими меньшинствами этих цивилизаций. В концепции германского философа О. Шпенглера (в книге «Закат Европы» )исторический процесс – череда сменяющих друг друга культур. Культуры имеют собственную судьбу и переживают стадии происхождения, зрелости, увядания и старости. Настоящими творцами всемирный истории являются такие культуры, каковые достигли подъёма и наивысшего расцвета: египетская, вавилонская, индийская, китайская, «волшебная»(арабо-византийская), «аполлоновская» (греко-римскую) и «фаустовская» (западноевропейская) культуры. Цивилизации как завершающий этап развития культуры характеризуются, по Шпенглеру, упадком мастерства, религии, творчества и преобладанием рационализма, атеизма, господством научного прогресса, обезличиванием человека. Классификация цивилизаций, созданная российско-американским социологом П. А. Сорокиным, основана на совокупности господствующих сокровищ культуры. С. Хантингтон разглядывает цивилизацию как крупномасштабную культурную общность, которая определяется наличием последовательности неспециализированных линия (язык, история, религия, обычаи, университеты), и соответствующей самоидентификацией людей. За А. Тойнби он отводит религиозному началу ключевую роль в качестве критерия принадлежности к той либо другой цивилизации. Главными цивилизациями современности С. Хантингтон вычисляет англо-саксонскую, католическо-протестантскую, славяно-православную, конфуцианскую (китайскую), японскую, мусульманскую, латиноамериканскую и африканскую. Наличие цивилизационных разломов может привести к страшным конфликтам.
Технологический подход: Д. Белл (создатель термина – постиндустриальное общество), О. Тоффлер (стал наровне с термином постиндустриальное общество применять термин информационное общество), З. Бжезинский,
Р. Арон
Приверженцы технологического подхода считают, что именно уровень развития технологии и техники есть определяющим в развитии общества. На данной базе выделяют три технологических уклада:

  • классическое общество (аграрное) — ручной труд и примитивная техника, большой удельный вес сельского хозяйства, медленный технический прогресс. Его отличает кроме этого иерархическая социальная структура общества с низкой социальной мобильностью.
  • Индустриальное – в ХVII—ХIХ вв. в Европе осуществлялся переход к индустриальному обществу. Данный процесс взял наименование модернизации. Выросла социальная мобильность, высокая концентрация труда стала причиной урбанизации, капитал начал играть громадную роль, чем происхождение)
  • постиндустриальное общество (информационное) – основано на экономике одолжений, высоких информационных разработках, информация играется все громадную роль, происходит «революция менеджеров», возрастает роль образования, более динамичными оказываются малые предприятия.

Все многообразие технических достижений, известных в истории цивилизации О. Тоффлер воображает в виде трех технологических волн

Стадиальный:
У. Ростоу
У. Ростоу внес предложение дробить историю на 5 стадий: 1) классическое общество, которое отличается крайней замедленностью развития, низким уровнем производительности труда, преобладанием аграрного сектора в экономике; 2) «переходное общество», в котором осуществляется переход к более динамичному, капиталистическому производству; 3) «период сдвига», характеризующийся началом индустриализации и промышленными революциями; 4) «период зрелости», в то время, когда заканчивается индустриализация и появляются высокоразвитые в экономическом отношении страны; 5) «эра большого уровня широкого потребления», характерная для самые передовых современных государств.

Дополнительно смогут понадобиться:

Т.Р. Мальтус: Опыт о законе народонаселения –доказал, что население растет стремительнее, чем средства для существования К. Манхейм – работы по идеологии и о молодёже
Г. Галилей А. Солженицын
Ж.Ж. Руссо о царстве свободы Н. Маккиавелли – создатель Правителя
Ю.А. Гагарин В.В. Соловьев
Л.Н. Толстой А.Д. Сахаров – об ответственности ученого
М. Борн Д.С. Лихачёв
К.П. Брюллов — живописец П.А. Флоренский — философ
Н.Н. Моисеев В.И. Вернадский

Формационный и цивилизационный подходы к изучению общества


Также читать:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: