Б№17 1 отличие науки от религии. особенности научного метода.

В философской энциклопедии дается следующее определение науки: «Наука — … совокупность развивающихся знаний, каковые достигаются при помощи соответствующих способов познания, выражаются в правильных понятиях, истинность которых проверяется и доказывается публичной практикой. Понятие «наука» используется для обозначения как процесса выработки научных знаний, так и всей совокупности проверенных практикой знаний, воображающих объективную истину, и для указания на отдельные области научных знаний, на отдельные науки.

В общей классификации науки в большинстве случаев разделяются на естественные (точные науки и естествознание) и гуманитарные.

В науке (естествознании), как и в религии, существуют такие абсолютные положения — «догматы» — каковые не доказываются (и не смогут быть доказаны), но принимаются в качестве исходных, потому, что являются нужными для построения всей совокупности знания. Такие положения именуются в ней постулатами либо теоремами. Естествознание базируется, как минимум, на следующих двух главных положениях: признании, во-первых, действительности бытия мира и, во вторых, закономерности его познаваемости и устройства человеком. Разглядим эти постулаты.

1) Как ни страно, но утверждение об объективном, т. е. свободном от сознания человека, существовании мира есть, скорее, яркой очевидностью, нежели научно доказанной истиной, более предметом веры, нежели знания.

2) II постулат науки — убеждение в разумности, его устройства познаваемости и закономерности мира — есть основной движущей силой всех научных изучений. Но и он выясняется таким же предметом веры (догматом) для науки, как и первый.

Но кроме того в случае если эти постулаты подлинны (а в этом чуть ли возможно сомневаться), то и тогда остается наиболее значимый вопрос, без ответа которого сама постановка неприятности «религия и наука» теряет каждый суть, — это вопрос о достоверности самого научного познания. Но сперва краткое замечание о его способах.

Главными способами естествознания являются: наблюдение, опыт, догадка и измерение (догадки, теории).

Б№17 2. О ограниченности и возможности применения рациональных доказательств религиозных истин. Классификация известных доказательств бытия Всевышнего.Целью доказательства есть установление истинности тезиса. Но истинность суждения, обоснованного при помощи доказательства, в большинстве случаев, не носит абсолютного характера, т. е. как правило доказанное суждение представляет собой только относительную истину.

во-первых, из того, что основания доказательства — это особенно светло видно в эмпирических науках — только примерно правильно отражают реальность, т. е. со своей стороны являются относительными истинами;

во-вторых, применимость данной логики к одному кругу объектов еще не свидетельствует применимости ее к второму, более широкому кругу.

в-третьих, существует множество понятий, каковые, не будучи четко выяснены, смогут приводить к несоответствиям при их применении в рамках простой людской логики. К примеру, понятие всемогущества Божия, неверно осознаваемого как неограниченная свойство выполнять каждые действия, ведет к парадоксам, подобным известному парадоксу о возможности сотворения Всевышним камня, которого Он не имеет возможности поднять.

Из этого делается очевидной необходимость выяснения непротиворечивости данной аксиом и системы понятий чтобы обеспечивать истинность доказанных в ней суждений. Но подтверждение непротиворечивости есть весьма тяжёлой задачей кроме того для формальной математики. В частности, как доказал Гёдель, утверждение о непротиворечивости данной формальной совокупности в рамках самой совокупности недоказуемо, если она непротиворечива.

Эмпирические доказательства в конечном итоге апеллируют к опыту, т. е. к тому, что конкретно либо опосредованно (через прибор, к примеру, либо веру авторитету) познано людьми. Как раз опыт есть самый надёжным критерием истинности, а не теоретические мысли, сколько бы правдоподобными они ни казались.

Научного доказательства небытия Всевышнего не существует и принципиально не существует, как минимум, по следующим трем обстоятельствам.

Во-первых, религия своим «объектом» познания имеет мир трансцендентный, духовный, Самого Всевышнего. Наука же (естествознание в целом), по определению, занимается изучением только этого, посюстороннего мира. [55], исходя из этого все главные истины религии в принципе не смогут быть предметом научного опровержения.

Во-вторых, любая из наук, кроме смежные, имеет собственную область изучения и потому не имеет возможности опровергать выводы вторых наук. Религия — это совсем особенная наука, наука Богопознания.

В-третьих, знать по существу о том, что обосновывает и что опровергает наука, смогут только люди науки, ученые. Исходя из этого факт наличия огромного числа наибольших ученых, прошлых и современных, верующих в Всевышнего и во Христа, есть очевидным доказательством того, что наука как минимум не опровергает бытия Божия.

Где бессильно знание – законна вера. Вера в то, что не может быть доказано, но одновременно с этим и не может быть опровергнуто знанием, совсем законна. Отсутствие возможности правильного математического доказательства религиозных истин, открывающее законную возможнсть веры, делает религиозные истины (и в первую очередь основную из них – истину бытия Божия) предметом свободной воли человека.

Кое-какие исследователи уверены в том, что отсутствие одного основательного и убедительного доказательства бытия Божия и замена такового несколькими доказательствами говорит о слабости этих последних. Это глубоко неверно! Как купол строения зиждется не на одном основании, но в один момент на многих, так и подтверждение истины бытия Божия зиждется на совокупности нескольких отдельных частных доказательств. Большая часть аргументов в пользу каждого мнения возможно поделить на три большие группы — метафизические, логические и субъективные.

Б№18 1. Древне-средневековая научная картина мира.Научная картина мира – это целостное представление о мире на данном этапе развития развития и научного знания социальных взаимоотношений. В ней синтезированы знания конкретных наук с философскими обобщениями.

Развитие науки идет через смену научных картин мира. Картины мира смогут формироваться на различной мировоззренческой базе. В развитии человечества существовали мифологическая, философская, религиозная картины мира.

Ключевые принципы древней картины мира. Принцип круговых форм, цикличности и движений. Принцип существования начала, лежащего в базе многообразия явлений мира. Первые представления о таком начале сводились к первичным стихиям, таким как вода, воздушное пространство, огонь и земля. Представление о небесном своде. Принцип одухотворенности небесных тел. Принцип небесного совершенства. Принцип центризма либо однородности. Находимся ли мы в центре Вселенной либо у Вселенной центра в принципе не существует, и существовать не имеет возможности? Мир Аристотеля и Платона напоминал луковицу, в середине которой пребывала Почва, в то время как сфера неподвижных звезд составляла ее внешнюю оболочку. Атомисты вычисляли по-второму. В частности Лукреций Кар писал: “Вселенная не имеет центра и содержит нескончаемое множество обитаемых миров”.

Не обращая внимания на разнообразие правил, и моделей Вселенной в Античности, сложившаяся к тому времени культурная воздух, и научная парадигма стали причиной тому, что была утверждена геоцентрическая картина мира, автором которой стал великий древнегреческий ученый 4 в. до нэ Аристотель.

В средневековье сложилась теоцентрическая модель мира. Но Всевышний — не только центр мира, располагающегося в зависимости от Него и около Него. Он присутствует везде, во всех Собственных творениях.

В самом неспециализированном замысле мир виделся тогда в соответствии с некоей иерархической логикой, как симметричная схема, напоминающая две сложенные основаниями пирамиды. Вершина одной из них, верхней — Всевышний. Ниже идут ярусы либо уровни священных персонажей: сперва Апостолы, самый приближенные к Всевышнему, затем фигуры, каковые неспешно удаляются от Всевышнего и приближаются к земному уровню — архангелы, ангелы и тому подобные небесные существа. А дальше идет как бы зеркальное отражение верхней, земной и небесной иерархии, но снова в другом измерении и со знаком минус.

Знаком Вселенной был собор, структура которого мыслилась во всем аналогичной космическому порядку; обозрение его внутреннего замысла, купола, алтаря, приделов должно было дать полное представление об устройстве мира.

Средневековье: латинский Запад церковные деятели, как самые образованные люди собственного времени, явились первыми распространителями научных знаний в средневековой Европе. В это время начало интенсивно развиваться и схоластика, представлявшая собой богословие, основанное не только на Откровении, но и на логических рассуждениях.

Б№18 2. Неприятность истины. Главные теории истины. Специфика христианского понимания истины.В общефилософском смысле неприятность истины шире, чем неприятность истинности знания. Возможно сказать об «подлинной дружбе», «подлинных сокровищах», «истине людской существования» и т. д.

Исторически первой и самой распространенной трактовкой есть восходящее к Аристотелю хорошее познание истины как соответствие отечественных знаний о действительности самой действительности. Потом эта концепция стала называться «корреспондентской теории истины».

Из-за чего глубокое сомнение приводит к философскому методу искания истины? Прежде всего вследствие того что данный способ есть, в собственной сути, чисто рациональным, т. е. включающим в себя известную логику (суждения) и определенный понятийный аппарат, что делает философию формальной совокупностью. Другими словами все системы и философские построения с необходимостью замкнуты в отечественном четырехмерном пространстве-времени и языке, им обусловленном. Разумеется, что нереально посредством понятий трехмерного мира обрисовать реалии мира n-мерного, и тем более безграничного (а возможно, бытие как раз таково?), то тем более рассудок обязан остановиться, в случае если истина по большому счету иррациональна. К тому же философия, ставя вопрос об истинности познания, осуществляемого в ее недрах, оказывается в замкнутом круге. Она не имеет возможности доказать собственную истинность (как и каждая формальная совокупность, что продемонстрировал Гедель собственной второй теоремой о неполноте формальных совокупностей), так как в принципе не может выйти за пределы той рационально-эмпирической данности, которая очерчена кругом ее логико-понятийного аппарата. К этому выводу, практически, философия пришла и в собственном историческом развитии, исследуя проблему бытия.

Главные теории истины:

Авторитарная теория истины исходит из факта доверия к авторитетному источнику, что есть поручителем истинности того либо иного высказывания.

Когерентная теория истины делает упор на таких особенностях знания как самосогласованность и логическая непротиворечивость. истоки концепции восходят к Пармениду и прослеживаются у Канта.

Конвенциональная теория истины определяет истину как следствие соглашения.

Прагматическая концепция истины исходит из практической значимости приобретаемого в ходе познания результата.

Каково познание истины в христианстве? Уже исповедание Единого Личного Всевышнего значительно меняет, если сравнивать с научным и философским подходами, христианское осмысление неприятности истины. Всевышний имеется не просто источник сознания смысла и всякого (бытия), но само Бытие (

«Я есмь Сущий», Исх. 3, 14) и Сознание, другими словами сама Истина. Данный логически естественный вывод есть неоспоримым для всех монотеистических религий. Христианский способ познания истины — в обожении.

Б№19 1. Механистическая научная картина мира.Картина мира, взявшая в хорошей науке наименование механистической (механической), сформировалась в XVII в. и господствовала в течение приблизительно двух столетий, вплоть до конца XIX в. Вселенная рассматривается как складывающаяся из бесчисленных малых невидимых материальных частиц, каковые владеют только количественными особенностями. Они двигаются в пространстве и сталкиваются между собой в соответствии с механическим законам, а не в соответствии с какими-либо намерениями либо целями.

Основополагающими идеями данной картины Мира являются хороших атомизм, восходящий к Демокриту и т.н. механицизм. Само становление механической картины справедливо связывают с именем Галилео Галилея, в первый раз применившего для изучения природы экспериментальный способ вместе с с измерениями исследуемых размеров и последующей математической обработкой результатов.

Наиболее значимыми правилами МКМ являются:

—принцип относительности, все инерциальные совокупности отсчета (ИСО) с позиций механики совсем равноправны

—принцип дальнодействия, сотрудничество передается мгновенно, и промежуточная среда в передаче сотрудничества участия не принимает.

—принцип причинности. Беспричинных явлений нет. следствие и Причина взаимосвязаны, воздействуют друг на друга. Следствие одной обстоятельства может стать обстоятельством другого следствия.

Исходя из этого перед теми, кто был воодушевлен механистическими и материалистическими понятиями, появилась следующая задача. С одной стороны, мы принимаем качества (чувственные качества: запах, цвет, вкус) и ментальные явления (я, вы в противоположность данной горе либо тому дереву). Иначе, в случае если единственно верными являются лишь эти механистические и материалистические понятия, то качества и ментальные явления не смогут существовать.

Декарт поступал в соответствии с пословице — дабы овцы были целы и волки сыты. Природа (res extensa) соответствует механистическим и материалистическим представлениям, в то время как душа (res cogitans) — нет.

Б№19 2. христианство и Философия. Отношение отцов Церкви к философии.Христианство весьма рано поняло себя философией в древнем смысле слова, т.е. начало представлять себя как жизненный выбор и образ жизни— как жизнь по учению Христа. Христианский образ судьбы вобрал в себя многие элементы классической греко-римской философии. Но неспешно в христианстве, в основном в Средние века, случился разрыв между философским дискурсом и образом жизни.

Христианство усвоило кое-какие формы и ценности практики, характерные для древней философии.

Отцы Церкви довольно часто давали мирским философским темам христианскую интерпретацию, утверждая что рекомендованные ими упражнения поощрялись уже в Ветхом и Новом Завете. В случае если, к примеру, во «Второзаконии» употреблено выражение «обращайте внимание», то Василий Кесарийский заключает из этого, что эта библейская книга рекомендует филосософское упражнение «внимания к самому себе». Внимание к самому себе будет названо кроме этого «охранением сердца», потому, что в книге Притч сообщено: «Больше всего хранимого храни сердце твое». В случае если во Втором Послании к Коринфянам содержится призыв «Испытывайте самих себя», то в этом усмотрят побуждение к изучению совести, а слова из Первого Послания к Коринфянам «Я ежедневно умираю» будут истолкованы как пример при- уготовления себя к смертной казни.

Августин Гиппонский сопоставил, в книге «Об подлинной религии», христианство и платонизм. На его взор, сущность платонических учений и сущность учений христианских частично совпадают.

Отношения между христианством и философией, как мы видели, значительно более сложны, и дабы охарактеризовать их, пригодилось бы долгое изучение. Мож-

но заявить, что практически все философские течения начиная с эры средневековья подверглись влиянию христианства. С одной стороны, их философский дискурс начинается в тесной связи с христианством, или оправдывая, прямо либо косвенно, христианскую теорию, или ее опровергая.

Б№20 1. Особенности современной научной картины мира.В XVIII-XIX столетиях и частично, «по инерции», в двадцатом веке в науке господствовала чисто механистическая концепция, которая разглядывала мир не более как громадный механизм, действующий по строгим раз и окончательно данным законам.
Эта «научная точка зрения на мир» включает в себя убеждение, что единственная истина имеется истина «объективная», т. е. та, которая возможно засвидетельствована измерениями и специальными наблюдениями, дешёвыми каждому беспристрастному исследователю. Все другое, что выходит за границы т. н. эксперимента и объективного наблюдения, к примеру, Всевышний, дух, душа, вечность и т. д. есть субъективным, потому не имеет никакого отношения к истине и науке, и не заслуживает внимания.

Современная наука при всех ее огромных достижениях, а правильнее, благодаря им, есть более скромной, чем наука недавнего прошлого. Ученые сейчас реже, чем в прошлом, говорят о абсолютных законах и чаще о гипотезах и теориях, меньше — о детерминизме и больше — о возможности, меньше — об «истине» и больше — о «моделях».

Существуют четыре другие характерные изюминки современной науки, занимательные в плане уяснения степени достоверности ее выводов.

Во-первых, на данный момент ученые редко говорят о «научном способе» в смысле какого-либо единственного универсального способа науки.

Во-вторых, дабы обрисовать одинаковые явления, ученые создают различные дополнительные модели.

В-третьих, имеет место переосмысление понятия объективности в науке.

В-четвертых, бурный процесс расширения границ науки делает все более очевидным, что никакое, фактически, знание нельзя рассматривать как окончательное.

Б№20 2. Разные методы решения проблемы отношения веры и разума: блаж. Августин, Тертуллиан, Сигер Брабантский (учение о двух истинах). Неприятность разума и веры была одной из неприятностей, которая сразу же была понята первыми церковными мыслителями, потому что она в первые века христианства понималась как неприятность античной культуры и отношения христианства.

Истинность христианства пребывает в том, что христианство соединило в себе преимущества древней достоинства и культуры ветхозаветной религии, соединило в подлинном знании, гармонично сочетая разум и веру. Эта традиция, восходящая к Клименту Александрийскому, имеет продолжительную историю. Ее приверженцами являются блаженный Августин.

Тертуллиан предлагает совсем другой подход: между разумом и верой не может быть ничего общего.

Как пишет Тертуллиан, Сын Божий распят. Это правильно, потому что нереально. К Тертуллиану восходит образное афористичное выражение: «Верю, потому что нелепо». Вера несовместима с разумом. Вера постоянно противоречит разуму.

Сигер Брабантский явился родоначальником теории двух истин.

Сигер говорит, что, по всей видимости, существуют две истины: одна истина научная, а вторая истина религиозная. Они существуют обе. Они противоречат друг другу, как это осознать, неизвестно, но это факт. Имеется две истины. Вот под таким видом эта концепция Сигера Брабантского вошла в историю и стала называться концепции двух истин.

Вот четыре разума взаимоотношения и концепции веры. разум и Вера находятся в гармонии, причем вера есть фундаментом для разума. Вера противоречит разуму, и потому вера исключает разум по концепции Тертуллиана, исходя из этого разум необходимо изгнать из культуры. Разум главенствует над верой, вера основывается на разуме по концепции Пьера Абеляра. И разум, и вера противоречат друг другу, являются двумя противоречивыми сторонами людской природы.

Чем философия отличается от науки, искусства и религии? Весьма коротко


Также читать:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: