Б. диагностические методы

К диагностическим исследовательским способам относятся разные тесты, т.е. способы, разрешающие исследователю давать количественную квалификацию изучаемому явлению, и разные приемы качественной диагностики, при помощи которых выявляются, к примеру, разные уровни развития психотерапевтических характеристик и свойств испытуемых.

1. Тест (от англ. test — проба, опробование) — стандартизированное задание, итог исполнения которого разрешает измерить психотерапевтические характеристики испытуемого. Так, целью тестового изучения есть опробование, диагностика определенных психотерапевтических изюминок человека, а его результатом — количественный показатель, соотносимый с ранее установленными стандартами и соответствующими нормами.

Применение определенных и конкретных тестов в психологии самый четко проявляет неспециализированные теоретические установки исследователя и всего изучения. Так, в зарубежной психологии тестовые изучения понимаются в большинстве случаев как измерения и средство выявления врожденных интеллектуальных и характерологических изюминок испытуемых. В отечественной психологии разные диагностические способы рассматриваются в качестве средств определения наличного уровня развития этих психотерапевтических изюминок. Как раз вследствие того что результаты любых тестирований характеризуют наличный и сравнительный уровень психологического развития человека, обусловленный влиянием множества факторов, в большинстве случаев неконтролируемых в тестовом опробовании, результаты диагностического опробования не смогут и не должны соотноситься с возможностями человека, с изюминками его предстоящего развития, т.е. эти результаты не имеют прогностического значения. Не смогут эти результаты послужить основанием и для принятия тех либо иных психолого-педагогических мер.

Необходимость полностью использования и точного соблюдения инструкции однотипных материалов диагностического обследования налагает еще одно значительное ограничение на широкое применение диагностических способов в большинстве прикладных областей психотерапевтической науки. Поэтому ограничения достаточно квалифицированное проведение диагностического обследования требует от исследователя особой (психотерапевтической) подготовки, владения не только инструкцией и материалом используемой тестовой методики, но и методами научного анализа взятых данных.

Главным недочётом большинства диагностических методик есть осознание испытуемым неестественной ситуации обследования, которое довольно часто ведет к актуализации у испытуемых неконтролируемых методикой мотивов (время от времени начинает функционировать желание испытуемых предугадать, что от них желает экспериментатор, время от времени — рвение поднять собственный престиж в глазах экспериментатора или других испытуемых и т.п.), что искажает результаты опыта. Этот недочёт диагностических методик требует тщательного подбора значимого для испытуемых сочетания и экспериментального материала их с беседой, включающей косвенные вопросы и прямые к испытуемому, и с психотерапевтическим наблюдением за изюминками поведения испытуемых на протяжении опыта.

Преимущество диагностических способов (наровне с портативностью и точностью) пребывает в весьма широком спектре исследовательских задач, каковые смогут решаться посредством данных способов, — от изучения степени овладения дошкольниками разными перцептивными и мыслительными действиями и некоторыми предпосылками формирования операционально-технической стороны учебной деятельности и обнаружения личностных изюминок испытуемых до изучения специфики внутриколлективных взаимоотношений.

Итак, отличие диагностических способов от способов неэкспериментальных пребывает в том, что они не просто описывают изучаемое явление, но и дают этому явлению количественную либо качественную квалификацию, измеряют его. Неспециализированной изюминкой этих двух классов исследовательских способов есть то, что они не дают возможности исследователю пробраться за изучаемое явление, не вскрывают закономерности его развития и изменения, не растолковывают его. Задача объяснения исследуемых явлений возможно решена лишь благодаря применению экспериментальных исследовательских способов.

самоё полное собрание объективных тестов возможно отыскать в компендиуме объективных мотивации и тестов личности, составленном Р.Б. Кэттеллом и Ф.В. Варбуртоном. В этом справочнике собрано более 400 разных тестов, каковые смогут быть классифицированы на следующие 12 групп тестов, изучающих личность:

1. Тесты свойств. Кое-какие тесты, первоначально созданные для изучения интеллектуальных функций, знаний и высоко коррелирующие с личностными факторами, к примеру с показателями: беглость речи, моторная ригидность и т.д.

2. Тесты навыков и умений. К данной группе относятся тесты на зрительно-моторную координацию, координацию перемещения рук, точность прохождения лабиринта и т.п.

3. Тесты на восприятие. Эта несколько охватывает широкий диапазон тестов: от зрительного восприятия (завершение незаконченных изображений) до обонятельного (предпочтение запахов).

4. Опросники. Это несколько тестов, выстроенная в виде анкетных ответов о поведении, вкусах, привычках и т.п., к примеру анкеты для опроса о состоянии здоровья, исполнении гигиенических требований и т.д.

5. Мнения. К данной группе относятся тесты на обнаружение взаимоотношений испытуемого к вторым людям, морали и нормам поведения, политическим взорам и т.д.

6. Эстетические тесты. Это несколько тестов на предпочтение музыкальных произведений, картин, картинок, поэтов, живописцев и т.п.

7. Проективные тесты. Несколько методик, предназначенных для диагностики личности, в которых обследуемым предлагается реагировать на неизвестную (многозначительную) обстановку, к примеру, трактовать содержание сюжетной картины. Ответы на задания этих тестов (в отличие от интеллектуальных тестов) не смогут быть другими (верно — неправильно).

8. Ситуационные тесты. Они предполагают создание определенной социальной обстановке. К примеру, одно да и то же задание выполняется в одиночестве и перед всем классом, для личного зачета и для командного, в ситуации соревнования либо кооперации и т.д.

9. Игры. Это игровые обстановки, где прекрасно проявляются личные изюминки личности испытуемого. Исходя из этого многие игры включены в состав объективных тестов.

10. Физиологические тесты. К ним относятся тесты, в которых регистрируются показатели: КГР, ЭКГ, ЭЭГ, тремор и т.п.

11. Физические тесты. Их не всегда легко отличить от физиологических. Размер грудной клетки, удельный вес, тургор мышц, другие жировой показатели и величина складки направляться относить к физическим тестам.

12. Случайные наблюдения. Это возможно, к примеру, число неизвестных ответов, количество пометок на тестовом бланке, аккуратность письма, ерзание, неусидчивость при обследовании и другие проявления.

13. Объективные тесты изучения личности являются действительно экспериментальный подход, всецело высвобожденный от субъективных оценок. Согласно точки зрения большинства экспертов, эта область в изучении личности в психологии самый перспективна.

Диагностика Opel omega b


Также читать:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: