Б) новое территориальное деление аттики, его значение.

Сущность реформ, по Геродоту, весьма кратко сводится к тому, что Клисфен заменил четыре ветхих филы десятью новыми, дал им новые заглавия и распределил демы по десяти на каждую филу. Аристотель же уделяет этому вопросу особенное внимание и информирует кое-какие ответственные подробности.

Он очень отмечает, что Клисфен намерено поделил страну на десять частей, а не на двенадцать, дабы избежать совпадения с прошлыми двенадцатью триттиями и дабы возможно было смешать народ. Аристотель раскрывает и политический суть нового административного деления страны.

Выглядит это следующим образом: на базе новых десяти фил Клисфен вместо солоновского совета четырехсот создал новый совет пятисот, в который избирались пятьдесят человек от каждой филы. После этого он устроил особенное разделение в каждой филы по одной неспециализированной схеме. Всего было десять фил и сто демов. Клисфен позаботился о том, дабы перемешать все население среди новых десяти фил. Для этого он сперва распределил все демы равномерно по трем классическим областям Аттики: город, срединная земля и прибрежная зона. После этого на основании этого деления были созданы новые административные единицы —- триттии. В каждую триттию входили три-четыре дема из одной области.

Так обитатели Аттики были идеально перемешаны. Основной административнойединицей стал сейчас дем. Отныне дем был локальной гражданской общиной, собственного рода самоуправляемой ячейкой. Клисфен ввел и официальную должность старейшины дема — демарха, которому поручалось управлять делами собственной общины. Дабы укрепить сообщение граждан с демом, Клисфен постановил официально именовать граждан не по отчеству, как это было раньше, а по имени дема, к которому они приписаны.

Наконец, последним мероприятием Клисфена было введение остракизма. Показательно, что Клисфен позаботился и о религиозной легитимации для собственной реформы: заглавия новым филам он дал такие, какие конкретно избрала пифия из предложенных им вариантов.

Сейчас возможно задать вопрос: с какой целью Клисфен проводил собственные реформы? Первый ответ дает уже Аристотель. Он говорит, что, создавая новые филы, Клисфен желал смешать население, ?дабы большее число людей взяло возможность участия в делах страны?.

В конечном итоге Клисфен не строил политических теорий и не создавал в одночасье демократический строй, о котором еще никто не имел ни мельчайшего представления. Он не имел целью создать в Афинах новую политическую совокупность, а решал в полной мере конкретные задачи по преобразованию существующего национального порядка.

Основной целью Клисфена было уничтожить ветхие территориально-родовые объединения аристократии, на каковые опирались соперничавшие в борьбе за гетерии и власть партии и каковые помогли Исагору в борьбе против самого Клисфена.

в) реформа национального управления.

Сейчас все прежние группировки и знатные роды были разбиты по разным триттиям и филам и не могли уже объединяться в партии и вербовать себе приверженцев на собственных территориях. От этого побеждал в первую очередь сам Клисфен и его род, что именно не имел громадных земельных владений и жёсткой территориальной опоры в Аттике. Сейчас Клисфен уравнял шансы Алкмеонидов и классических землевладельческих родов. Конечно же, от этого победила и вершина ?новых людей?, которая сейчас была совсем уравнена в возможностях и правах со ?ветхой? знатью и слилась с ней в один имущественный класс.

Проводя собственные реформы, он (Клисфен) начисто отказался от всех религиозных идей и руководствовался лишь прагматическими мыслями.

На первом месте у него стоял трезвый расчет, в котором не было места вере. Религию он применял лишь для формального ?прикрытия? собственной реформы. Это была уже сугубо секулярная политика, в которой господствовал один обнажённый рационализм.

Клисфен оторвал сферу политики от религии и сделал политику секулярным пространством людской деятельности.

Клисфен создал новый тип политики, новую новую модель и концепцию закона власти. Сделав политику секулярным пространством, он совершил духовную революцию, которая, возможно, была значительно серьёзнее, чем его политическая революция. Отторжение религии от политики произвело переворот в сознании, благодаря которому лишь и стала вероятна народовластие как форма секулярной власти. В этом пункте традиция пресеклась и началась история нового общества. Так закончилась ветхая эра харизмы, традиционных ценностей и аристократических доблестей и началась новая эра народовластия.

Само собой разумеется, это еще не означает, что ветхая эра сходу внезапно провалилась сквозь землю, нет, она еще долго жила в сознании людей и в виде разных обычаев, установлений и т. д., но все это стало сейчас пережитком, наследием прошлого в новом мире ценностей и идей.

Реформы Клисфена лишь обозначили начало переходного периода, но сам по себе данный период стал достоянием уже новой эры.

В Беларуси внесли предложение поменять административно-территориальное деление


Также читать:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: