Б. примеры решения задач

Задача 4.1.Функция спроса на продукцию компании-монополиста: P = 10 – 0,5Q, функция неспециализированных издержек компании описывается уравнением: TC = 0,5Q2 + 2Q.

Выясните объём и цену выпуска, при которой прибыль компании-монополиста будет велика. Какую прибыль наряду с этим возьмёт компания? Вычислите степень монопольной власти компании.

Ответ. Чистая монополия максимизирует собственную прибыль при условии:

. (4.1)

Определим МС, применяя формулу (3.5):

.

Определим MR, применяя формулы (3.6) и (3.8):

Следовательно:

реализации продукции и Оптимальный объём производства для компании-монополиста будет Q = 4.

Для определения цены продукции компании подставим количество в уравнение спроса:

Прибыль монополии составит:

Степень монопольной власти монополиста отражает индекс Лернера:

где iL – индекс монопольной власти Лернера;

Pm – монопольная цена;

МС – предельные издержки;

Ed – эластичность спроса по цене.

Индекс Лернера, для данной компании-монополиста:

Другими словами компания-монополист может превышать цену, характерную для свободной борьбы, на 25 %.

Задача 4.2.Функция неспециализированных затрат компании монополиста: TC = Q2 + 2Q Функция спроса на её продукцию: P = 20 – Q.

Государство вводит потоварный налог (на каждую единицу продукции) числом 2 ден. ед. Выясните налоговые поступления в бюджет, количество выпуска и цену, максимизирующие прибыль монополиста, до и по окончании введения налога.

Ответ. До введения налога монополия максимизирует собственную прибыль при условии MR = MC. Следовательно:

При реализации продукции и объёме производства Q = 4,5 монополия будет максимизировать собственную прибыль. Определим монопольную цену реализации продукции:

.

Введение налога уменьшает предложение монополии. Кривая МС – это кривая предложения монополии, следовательно:

цена реализации и Объём производства продукции составят:

Потому, что монополист уплачивает налог в размере 2 ден. ед. за каждую единицу продукции, тогда налоговые поступления в бюджет (Iб):

где N – налоговая ставка на единицу продукции.

Задача 4.3.В таблице 4.1 представлены эти компании-монополиста. Вычислите МС, ATC, TR, MR, Pr.

Т а б л и ц а 4.1 – Эти компании-монополиста

Q P TC ATC МС TR MR ?

Выполните следующие задания:

а) выстройте кривые МС, МR, ATC и D (спроса);

б) выясните, при каком количестве компания будет максимизировать собственную прибыль, какую цену монополист назначит на собственную продукцию.

Ответ. Вычислим МR, MC, TR, ATC, Pr, применяя формулы (3.1) – (3.8), полученные эти сведём в таблицу 4.2:

Т а б л и ц а 4.2 – Издержки, прибыль и доход компании-монополиста

Q P TC ATC МС TR MR ?
–5
8,0
7,0
7,7
9,3
11,0 –5
12,8 –2 –29

1 На основании таблицы выстроим графики МС, МR, D, ATC (рисунок 4.1).

Рисунок 4.1 – Кривые дохода и издержек монополиста

2 Компания максимизирует собственную прибыль при условии MC = MR. Это равенство выполняется при Qопт = 3. При производстве трёх реализации и единиц товара их по цене Р1 = 14 ден. ед., компания-монополист возьмёт большую прибыль ? = 19 ден. ед.

В. Тесты

1 Монополист пытается:

а) реализовывать продукцию одному потребителю по единой цене;

б) увеличивать количество производства если сравнивать с конкурентной компанией, дабы минимизировать издержки на единицу продукции;

в) максимизировать прибыль, снижая цену на продукт и уменьшая предельный доход;

г) максимизировать прибыль, при количестве выпуска, отвечающего условию равенства предельных издержек и предельного дохода.

2 В модели чистой монополии предполагается, что:

а) на рынке товары получает один клиент;

б) на рынке действует множество продавцов товаров;

в) вход вторых компаний на рынок связан с некоторыми ограничениями;

г) продукт компании неповторим и не имеет заменителей.

3 Вид монополии, которая защищена от борьбы посредством юридических ограничений, именуется:

а) открытой монополией;

б) закрытой монополией;

в) естественной монополией;

г) монопсонией.

4 Кривая спроса монополиста:

а) сходится с кривой предельных издержек;

б) параллельна горизонтальной оси количества выпуска;

в) сходится с кривой спроса всей отрасли;

г) перпендикулярна кривой спроса при идеальной конкуренции.

5 Кривая предельного дохода монополиста, не занимающегося ценовой дискриминацией:

а) расположена выше кривой спроса;

б) сходится с кривой спроса;

в) расположена ниже кривой спроса;

г) пересекает кривую предельных издержек монополиста в точке минимального значения.

6 Монополист может приобретать экономическую прибыль:

а) в кратковременном периоде;

б) долговременном периоде;

в) кратковременном и долговременном периоде;

г) нет верного ответа.

7 «X-неэффективность» монополии проявляется:

а) в завышении цены на произведённый продукт;

б) неспособности произвести количество продукции при минимальных средних издержках;

в) сокращении количества производства если сравнивать с уровнем при идеальной конкуренции;

г) сокращении налоговых поступлений в бюджет страны.

8 К негативным последствиям чистой монополии возможно отнести:

а) превышение количества выпуска если сравнивать с конкурентной отраслью;

б) неэффективное применение привлечённых ресурсов;

в) неспособность приобретать обычную прибыль в долговременном периоде;

г) избыточный количество инвестиций во внедрение достижений научного прогресса.

9 Ценовая дискриминация – это:

а) возможность установления разного уровня цен на одинаковый продукт;

б) рвение монополиста к установлению максимальных цен на собственную продукцию;

в) возможность монополиста самостоятельно устанавливать цену на рынке (в отличие от чистоконкурентной компании);

г) превышение ставки налога на монопольную продукцию если сравнивать с конкурентными отраслями.

10 Применение ценовой дискриминации разрешает монополисту:

а) снизить затраты производства;

б) расширить монопольную прибыль;

в) снизить количество выпуска если сравнивать с недискриминирующим монополистом;

г) расширить спрос на создаваемую продукцию;

д) перераспределить собственный излишек в пользу потребителя.

11 Монопсония – это:

а) отрасль с единственным продавцом товара, не имеющего родных заменителей;

б) обстановка, в то время, когда в отрасли единственный клиент продукции;

в) то же самое, что и двусторонняя монополия;

г) положение на рынке, в то время, когда власть монополии ограничена страной.

12 Задача регулирования естественной монополии страной пребывает в выборе:

а) количества оптимального выпуска естественной монополии, с целью большого удовлетворения потребностей общества;

б) между социально-оптимальной ценой (P = MC) и ценой, снабжающей безубыточность функционирования компании (P = ATC);

в) разрешать либо нет ценовую дискриминацию монополисту;

г) регулировать либо нет деятельность монополии.

Г. Задачи

Задача 4.4. В таблице 4.3 представлены информацию об издержках компании-монополиста. Функция рыночного спроса представлена уравнением .

Т а б л и ц а 4.3 – Информацию об издержках компании-монополиста

Q
TC

Выполните следующие задания:

1) выстройте кривые МС, МR, ATC и D;

2) выясните, при каком количестве компания будет максимизировать собственную прибыль, какую цену монополист назначит на собственную продукцию;

3) вычислите количество большой прибыли монополиста.

Задача 4.5. Функция спроса на продукцию компании-монополиста представлена уравнением , функция неспециализированных издержек .

Выясните:

1) уровень цены и какой объём производства выберет монополист, дабы максимизировать собственную прибыль;

2) количество взятой прибыли;

3) чистые утраты общества от существования монополии на данном рынке.

Сделайте вывод об эффективности функционирования отрасли.

Задача 4.6. Компания, действующая на рынке товара A, максимизирует прибыль, реализовывая его по цене 10 ден. ед. за штуку. По оценкам отдела маркетинга компании, рыночный спрос на товар таков, что при понижении цены до 8 ден. ед., количество продаж увеличится в 2 раза. Оцените рыночную власть компании.

Задача 4.7. Компания-монополист проводит политику ценовой дискриминации, реализовывая продукцию трём группам потребителей по различным стоимостям. Функции спроса потребителей на продукцию монополии:

,

где Q1,2,3 и P1,2,3 – цена и объём спроса для каждой группы потребителей.

Функция неспециализированных издержек компании описывается уравнением TC = 10Q.

Выполните задания:

1) выясните, какую цену назначит на собственную продукцию монополист, максимизирующий прибыль, на каждом сегменте рынка;

2) вычислите прибыль и объём выпуска от реализации продукции на каждом сегменте рынка и неспециализированные значения по рынку;

3) предположим, что монополист не занимается ценовой дискриминацией и реализует произведенную продукцию по единой цене разным группам потребителей. Вычислите количество выпуска, прибыль монополиста и уровень цен.

Удачна ли монополисту стратегия ценовой дискриминации?

Т е м а 5

54 — Теория возможностей. Примеры ответа задач по теме 3. Задача о двух тузах


Также читать:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: