Балансировка когнитивного, поведенческого и эмоционального компонентов как условие эффективности занятий

Управление процессом развития группы снабжают логическая последовательность занятий, их тематика, структура. Но следование замыслу занятий не учитывая конкретной обстановке в группе может привести к негативным последствиям (см. „Принцип целостности, с. 12).

С целью достижения баланса когнитивного (информация, мышление), эмоционального (мотивированность, наличие интереса) и поведенческого (поведенческие реакции) компонентов занятия нужна диагностика обстановки в группе. Диагностируя состояние активности группы, педагог-психолог может узнать, имеется ли запрос группы на какую-либо данные, уточнить, на какую как раз. Конкретизация запроса может поменять тему занятия, последовательность упражнений. При выяснении вопроса о том, какая как раз информация будет значима сейчас, самым ответственным есть диагностика эмоциональной реакции группы.

Конкретно это проявляется в следующих вариантах:

Нарушение баланса Эмоциональная реакция
Перегрузка информацией при недогрузке эмоциональной и поведенческой сфер „…Скучно, нудно… Неясно, для чего все это мне нужно…
Эмоциональная и информационная перегрузка „…У меня от этого болит голова (Я устаю)
Поведенческая перегрузка (вереница сменяющих друг друга упражнений с минимумом объяснений, анализа и при минимуме мотивации) „… Тут возможно хорошо совершить время, но имеется более серьёзные дела

Обрисовать, а тем более повторить идеально сбалансированное занятие фактически нереально. Любая учебная несколько приходит с конкретной мотивацией (актуальным либо потенциальным запросом). Эмоциональная реакция на предложенную тему также бывает разнообразной. Время от времени требуется особая работа на эмоциональную „включенность в тему. Тогда для этого употребляются и упражнения, и информация. Не редкость, что на фоне эмоциональных реакций при запросе на данные, значимую для обучающихся, несколько „теряется в чрезмерном информационном потоке. В этом случае для предотвращения „информационного стресса нужны упражнения-действия. Целесообразно использование телесно-ориентированных техник, техники психодрамы и т. д. — всего того, что разрешит применять ощущения.

последующая рефлексия и Анализ упражнений кроме этого должны проводиться по всем направлениям (когнитивный компонент, эмоциональный и поведенческий). Тут нужно осознание начальником собственных собственных предпочтений и постоянная работа по балансировке всех компонентов занятия.

При подготовке сбалансированного занятия возможно воспользоваться следующей схемой.

Разглядим все варианты таковой связи компонентов занятий.

В случае если планируется упражнение, вид деятельности, должна быть введена информация, нужная для понимания упражнения, действий, с учетом эмоциональной реакции, соответствующей данной деятельности.

В случае если необходимо ввести данные, направляться узнать, как она повлияет на эмоциональное состояние участников тренинга, после этого какие конкретно действия (упражнения) будут наряду с этим нужны.

В случае если предполагается определенное эмоциональное состояние для усвоения материала, необходимо спланировать соответствующее упражнение с целью достижения этого состояния и подобрать соответствующую данные.

Один из действенных способов действия на эмоциональное состояние участников тренинговых занятий — использование особых упражнений, содействующих „потеплению эмоциональной воздуха в группе. Их образное наименование „ледоколы (в британском варианте „icebreaker) высказывает цель этих упражнений — „разламывать лед в отношениях. Они употребляются для снятия напряжения, отдыха и разрядки обстановки на протяжении занятия.

Пример для того чтобы упражнения — „Круг.

Участники встают в круг. Ведущий предлагает разные действия, каковые должны передаваться по кругу, от одного участника игры к второму. Виды действия выбираются в зависимости от степени напряженности в группе. Сперва употребляются простые действия (хлопок, прыжок), не предполагающие тактильных контактов, ритмичные сочетания хлопков, прыжков, поворотов и т. д. После этого смогут „передаваться взгляд прямой и поворот (головы визуальный контакт). Затем предлагаются действия с прикосновением, к примеру, положить руку на плечо соседа. Кульминационным моментом упражнения есть передача рукопожатия. На последующих занятиях это упражнение возможно проводить по-второму: необходимо максимально расширить скорость передачи действий (рукопожатия). Как это вероятно — участники игры решают сами.

Возможно предложить на протяжении упражнения не обращать внимания. Это разрешает сосредоточиться на ощущениях, усиливает чувство единения со всеми участниками игры.

Эти и ряд других психотехнических приемов разрешают создать эмоциональный фон, являющийся нужным условием чтобы получить личностное знание. Благодаря эмоциональной окрашенности личностное знание может оказывать значительно большее влияние на поведение, чем знание характера.

Информация, эта в виде неспециализированных понятий и схем общения о нем, также воздействует на личностное знание. Она дает в распоряжение обучающихся схемы анализа, благодаря которым вероятна переработка личного опыта.

Столь же нужно третье условие получения личностного знания — конкретные жизненные обстановки как источник опыта. На занятии эти обстановки становятся базой упражнений.

«Личностное знание не появляется как несложная сумма элементов жизненного опыта и не результат автоматической фиксации событий, в которых принимал участие человек… То, что я вижу, ощущаю в конкретных обстановках, я обрабатываю посредством неспециализированных понятий и схем» [Мелибруда, 1986]. Данный процесс должен быть спланирован и организован ведущим на занятии.

Диагностика состояния группы идет при помощи анализа поведения обучающихся. Любая из поведенческих реакций дает ведущему представление об эмоциональном фоне группы, о том, как на него повлияли новая информация, новый опыт, полученные школьниками на занятии. К примеру, негативное отношение друг к другу либо начальнику может выражаться репликами, демонстративным отказом делать упражнения, характерными невербальными реакциями недовольства. В этом случае нужно узнать обстоятельства происходящего. Нижеприведенный пример может это проиллюстрировать. Конкретная обстановка обрисована ведущим группы. После этого приводится вывод сотрудника-супервизора.

Верная балансировка колес


Также читать:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: