Банные премудрости. «банный веник душу тешит да тело нежит»

Баня-Баенка. О бане и Баннике.

Банник, В. Корольков

Не стремись раньше срока к душу,

Не равняй с очищеньем мытьё.

Необходимо выпороть веником душу,

Необходимо выпарить смрад из неё.

В. Высоцкий

ХОРОША ТА Обращение, ГДЕ ПРО БАНЬКУ ДА ПЕЧЬ!

Не забывайте: «тут русский дух, тут Русью пахнет»? «Дух» данный не что иное, как свойство к быстрому восстановлению и сохранению здоровья у русского народа, устойчивость и закалённость к болезням. Испокон столетий иноземцы, обрисовывая в собственных путешествиях по отечественным почвам, удивлялись и изумлялись отечественным банным обычаям. Жар парилки, душистый пар, нещадное хлестанье вениками и прыжки в ледяную прорубь либо сугробы снега приводили их в восторг и ужас!

Официальная история вычисляет временем появления у восточных славян парных бань V в. н.э. «В их стране мороз до того силён, что они выкапывают себе в почве род погреба, к которому приделывают древесную остроконечную крышу наподобие христианской церкви, и на крышу накладывают почву. В данный погреб приходит человек с семьёй и приносит камни и дрова. После этого разводит пламя и раскаляет камень на огне докрасна. В то время, когда камень раскалится очень сильно, его обливают водой, так что распространяется пар, и нагревается жильё до того, что снимают одежду. И в таком жилье остаются они до весны…» (Ибн Русте, Книга дорогих сокровищ, 1.4.1.3).

Любовь к бане у русского человека прослеживается в течении столетий. Ни у одного народа нет поговорок и такого количества пословиц о бане, для того чтобы богатейшего банного фольклора. Банная процедура – это некое священнодействие, волшебный ритуал. Умелые парильщики надевают рукавицы и шапки для защиты от сильного жара в парной, готовят особенные травяные настои по известным им одним рецептам, устилают пол сеном, развешивают ароматные пучки трав по стенкам, натирают тело парящегося мёдом либо солью с редькой, всевозможными растираниями и целебными маслами. Как дирижёр оркестра парильщик ведёт действо от этапа к этапу, наддавая пар в парной кипятком с квасом, пивом хреном, горчицей, кофе, настойками и травяными отварами. («Поддай парок да лезь на полок!»). Установив заранее около бани громадные кадки со снегом либо ледяной крошкой, раскалённые обнажённые тела парящихся со уханьем и смехом погружаются в сугроб либо прорубь.

Пожарче натопить баню, взобраться на полок, попариться и хорошенько пропотеть – приём так укоренившийся, что есть более предпочтительным в народе, чем всякое второе лекарство. И в действительности, нет для того чтобы внутреннего органа либо совокупности в человеке, на каковые бане не оказывала бы благотворного влияния («На пару да баньке сорок заболеваний выходит»). Укрепляется нервная совокупность, нормализуются обменные процессы, улучшается состояние суставов и позвоночника, увеличивается интенсивность работы почек, регулируется кровяное давление, улучшается тонус кровяных сосудов, активизируется деятельность эндокринной половых органов и системы, происходит ингаляция, через усиленное потоотделение организм очищается от шлаков. Простуда, застой крови, горячка, ломота, запойное пьянство и ушибы одинаково требуют бани. Бани улучшают функции сальных и потовых желез, делают эластичной, упругой кожу.

Русская баня – это совмещение несовместимых начал восточной Аюрведы: огня, воды, камня, дерева, воздуха. Парадоксальное сочетание обжигающего жара, нещадного массажа и ледяного душа (могучих раздражителей капилляров) — гениальная мысль стимуляции естественных защитных и целительных механизмов человека. Баланс первоэлементов есть одним из краеугольных камней философии. В случае если эти элементы находятся в равновесии, то существует общая гармония. Данный баланс поддерживает обычную жизнедеятельность человека, дисбаланс же ведет к заболеваниям. Вот и сердце любой бани, её каменка, осмысливается в качестве жилища банного духа, есть неким животворящим комплексом, где из огня, воды, дерева, камня, воздуха происходит судьбы человека и творение жизни. Силы названных стихий, взаимодействуя между собой, создают в парной гармоничную, уравновешенную среду, именуемую Ладом. Организм человека налаживается, очищаясь и восстанавливаясь.

Как говорят в народе: «Душистый пар не только тело, но и душу лечит». Баня – это не только чистота. Это и гармонизация самих себя, и оздоровление, и профилактика заболеваний, и терапия, и массаж, и прогрев. «На щеках горит румянец, синь в глазах, в крови пожар!» — недаром так говорят о человеке, практически помолодевшем по окончании бани. Везде и неизменно телесная чистота была методом гармонизировать собственное бытие, стать угоднее Всевышним, приблизиться к совершенству. стремление и Гармония души к божественному не мыслились без гармонии тела и без перемещения к собственному совершенству. Омовение связывалось с ритуальной, религиозной чистотой. Если ты чист телесно, то, значит, чист мыслями, душой и намерениями. Основная цель парилки в бане – не очищение тела, а тела и расслабление, и души человека, его восстановление. Главное слово тут – «восстановление». Именно это и происходит в душе человека по окончании тёплой парилки и освежающего купания. Баня предлагает спокойные эмоциональные впечатления на всех уровнях бытия. Баня расслабляет, восстанавливает душевное самообладание. По окончании бани некуда торопиться. Мысли и настроение поднимается выше повседневных дел и забот. Тело делается эластичным, мускулы мягкими, всё существо лёгким. («В бане помылся – что заново появился!»).

Из века в век бани приготовляются незадолго до громадных праздничных дней: при родин, перед венцом и именинами, с дороги и в путь, не говоря уж о еженедельных субботних банях. Тут властвует Круговорот, стирающий грань между смертью и жизнью, бытиём и небытиём, Явью и Навью. Традиционно в крестьянском обиходе баня – место иномирное, нечистое, страшное (тут сказываются и некая отдалённость её от дома, у христиан – отсутствие в помещении бани икон, смываемая в бане грязь и т.п.). Одновременно с этим «переходное» , очищающее пространство бани нужно: в ней как бы «смывается» прошедшая судьба, пыль, грязь, грехи и происходит необычное восстановление человека к новой, чистой жизни.

Русская баня неразрывно связана с массой религиозных и земледельческих обрядов. Служила она по большей части для обрядов очищения. Ко мне ходили очищать не только тело, но, в первую очередь, душу во все переломные моменты людской судьбе от рождения до омывания покойника. Ритуальность визита бани проявляется в обязательности омовения в определённых обстановках: в начале века мылись в обязательном порядке перед праздниками, перед севом ( было принято выезжать для мытья в бане к Перунову (в эру двоеверия – Ильину) дню независимо от этапа работы), мыться не только еженедельно по субботам, но и «в путь», и «с дороги», и по завершении громадных работ. Считается, что вымыться нужно успеть «до коров», другими словами до прихода стада в деревню, до заката. Баня кроме этого была по-различному связана с ходом сельскохозяйственного года. В ней сообща делали разнообразные хозяйственные работы: обрабатывали лён, пряли, кружева плели, вязали, коптили мясо и колбасы, затирали и сушили солод, проращивали семенной картофель. На протяжении этих ежегодных занятий ветхие и юные члены рода трудились совместно пара дней подряд. В ритме работы пели песни, говорили сказки и предания, загадывали загадки. В начале века в бане делали кое-какие грязные работы («Тут же и куделю мнут»). на данный момент в бане довольно часто стирают.

«ДУХ ПАРНОЙ, ДУХ СВЯТОЙ!» О ХОЗЯИНЕ БАНЕ — БАННИКЕ

Русские люди придают бане действительно религиозное значение. Лишь у русского народа имеется божество банного пространства, несущее ответственность за чистоту телесную и духовную. Возможно высказать предположение, что баня была таким важным элементом культуры славян, что это потребовало особенного божества – банника.

Банник – дух, хозяин банного пространства, божество языческое. Только с усилением христианства в эру двоеверия оно было скомпрометировано и сведено до отметки нечистой силы. Баннику чужды и враждебны символика и атрибуты христианства. Исходя из этого в баню не входят с крестом, не вешают в ней икон, в сутки банных процедур не ходят в церковь. Входящий в баню оставляет за её порогом кроме этого и обереги от нечистой, вредоносной силы, тем более, что «хозяин» такой не есть. Тем самым вошедший высказывает собственное доверие баннику, всецело отдаваясь его власти, снова и снова возвращаясь к прежней вере, вере Предков.

Известно поверье, что банник заводится в бане по окончании того, как в том месте побывала роженица, как в ней появляется на свет ребёнок. В другом варианте – по окончании того, как хозяин с хозяйкой занялись любовью в помещении новой бани. В случае если хозяева полюбятся баннику, то они постоянно будут здоровы, черпая в мытье в бане немыслимую энергию. пол и Хорошая хозяйка в бане выскоблит, выбелит, замки и петли смажет, а выходят хозяева из бани не спиной, а лицом – в знак уважения баннику. Но ж в случае если баня редко топится, запущена и замусорена, не ремонтируется и не убирается, то банник в отместку нерадивым хозяевам на протяжении мытья не додаёт, а убавляет здоровья.

Каково же происхождение духа бани? Непременно, главным фундаментом поверий о «хозяине» бани есть ужас: в полной мере настоящая угроза угореть в дыму либо задохнуться в раскалённом пару, ошпариться кипятком либо сгореть при пожаре. Исследователи связывают происхождение банника с культом и домовым Предков. Был ли домовой первичным образом либо банник и домовой равнозначны по происхождению? Большая часть сходятся во мнении , что банник и к себе – равноправные духи, имеющие одни корни. Кое-какие связывают происхождение банника с духами Огня: каменка осмысляется как вместилище волшебного огня, но она же наряду с этим и жилище банника. Образ коварного обнажённого длинноволосого старика (обитающего у печки либо в печке-каменке) ближе всего в олицетворению жара, морока, душащего человека, жгущего его. Довольно часто коварный «хозяин» бани именуется крестьянским линией (либо банным нечистиком, шишком, анчуткой). Баня – «уже прямо-таки обиталище линий», говорили в начале ??? в. в Ярославской губернии.

Исследователь Т. А. Бернштам пишет: «Поморский банник везде считается весьма злым, и в некоторых районах как раз его, а не домового, именуют хозяином, считая его более страшным, а потому более серьёзным существом. Банник не был легко разновидностью домового, его происхождение сложнее – в нём принимали участие и дух воды, и духи-предки, и духи огня, потому, что в бане ритуальная роль приписывалась огню». Записана и такая легенда: «На небе у Всевышнего были андели. Их было большое количество. Жили ладом, прекрасно. Позже о чём-то застырили промеж собя – это анделы и Всевышний-то. Всевышний-то забрал и спихнул их с неба. Ну, они полетели вниз, на землю. Кто куда упал, тот таким и доспелся. Новой упал в лес, доспелся лешим, новой в баню – так банник, а второй на дом – тот суседка; на мельницах живут мельники, на ригах и гумне – рижники. В воде опеть же водные линии. А один упал в чан с пивом, баба наживила, ну в том месте хмельник живёт». (Фольклор Приангарья/ Пред. и публ. Запорожца В.В.//Живая старина, №2.2000).

Объединив различные сведения о происхождении банника, возможно растолковать темперамент этого персонажа следующим образом: банник – это дух, Предок, но с течением времени данный персонаж переосмыслялся, и стал в итоге представителем пограничья, порога, места перехода. Вот и не высказывает доброжелательности к людям, страж границы, более всего напоминая Бабу-Ягу, кроме этого защищающую границу и проявляющуюся иногда дружественную натуру, но по большей части – вредоносную.

Стараясь не разгневать жёсткого охранника, крестьяне пробовали договориться с ним, принося ему жертвы. «В то время, когда в первый раз топят баню, бросают на печь сверху соль. Это, без сомнений, жертвоприношение баннику», — писал Д. К. Зеленин. Значительно чаще угощали «хозяина» бани куском ржаного хлеба, сильно посыпанного большой солью либо ставили блюдце с молоком. Ну, а вдруг требовалось его особенное размещение, то приносили в дар тёмную курицу, в обязательном порядке задушенную ( не зарезанную). Так поступали в центре России и в северных районах. А вот крестьяне Сибири, например, и не пробовали задобрить банника – тут он конкретно враждебен человеку.

Довольно часто банника воображают в виде маленького, но весьма сильного старичка с долгой бородой, покрытой плесенью. В «Новой Абевеге русских суеверий» мы можем отыскать следующее описание наружности «банного хозяина»: «Банник значительно чаще невидим и обнаруживает себя шумом… В то время, когда банник видим, то предстаёт значительно чаще в ужасном обличье: это тёмный мохнатый человек, время от времени огромного роста, с долгими волосами, с металлическими руками, когтями, которыми он душит либо «запаривает» парящегося. По поверьям некоторых районов России, банник возможно котом (Арх.); он преобразовывается в собаку, лягушку (Новг., Волог.), в белого зайчика (Лен.) а также в веник, уголь (Арх.), банник принимает образы нескольких привычных мужиков, мелких человечков, дамы с долгими волосами и чего-то лохматого, и возможно невидимым. В представлениях сибиряков банник имеет лишь антропоморфный вид: персонаж ни при каких обстоятельствах не принимает вида животных либо неодушевлённых предметов. Голос возможно скрипучим либо быть похожим голос привычных людей. Портящий людей банник может обернуться родственником, привычным: к припозднившемуся в бане мужчине есть соседка и начинает «поддавать» (лить воду на каменку), отчего делается невыносимо жарко. Незадачливый визитёр бани чуть не задыхается и насилу изгоняет «соседку-банника» руганью (Новг.). В другом рассказе начала ?? в. кроме этого «привычные и родственники» ( а также в сопровождении красноармейца) запаривают и забивают за полок старуху (Костр.)». Время от времени воплощение банника – камень из каменки либо сама каменка.

В поверьях русских крестьян существует банник женского рода – банница, байниха, обдериха. «Пожилые люди слыхали: как выйдешь из бани, а в том месте ещё хлещутся, парятся, это никто как банница». Обдериха выглядит как лохматая, ужасная старая женщина, время от времени обнажённая. Показывается в виде кошки и живёт под полком. Её главная забота – обдирать кожу с нарушителей банных запретов и развешивать её на каменке сушиться. Зашедшему в полночь в баню обдериха упорно «давается» замуж и угрожает ободрать кожу при отказа. Поверья о ней сходны с представлениями о баннике (не считая участия в гаданиях). Как женская разновидность банного духа может выступать кроме этого шишига – демоническое существо, которое показывается в бане тем, кто идёт в том направлении без обережного заговора. Шишига принимает образ привычной либо родственницы и кличет с собой париться, может запарить до смерти. Ещё один житель банного пространства – банная бабушка: дух, мифическое существо, обитающее в бане; «бани» «бани-восприемницы и хозяйка-целительницы», дряхлая хорошая старуха, лечит от всех заболеваний. Упоминания о ней в материалах ???-?? вв. немногочисленны. Появление в бане банной бабушки, повитухи и сверхъестественной знахарки, время от времени конкретно связано с родами: она как бы присматривает за ребёнком и роженицей и в большинстве случаев доброжелательна к не сильный и больным. «Баня парит, баня правит, баня не исправит», — говорили крестьяне.

Упоминаются в рассказах и дети банника, которыми он может подменить детей, покинутых в бане без присмотра. По распространённым поверьям, банник подкидывает вместо похищенного ребёнка чурку, полено, принимающее человеческий вид. Мать в большинстве случаев не подмечает подмены, много лет мучаясь с «ребёнком», что постоянно плачет, требует имеется, совсем не растёт.

По общерусским поверьям, банник в большинстве случаев обитает под полком (либо появляется из-под полка), но возможно связан собственные местом пребывания и с каменкой – сложенной из громадных камней банной печью: «У банника волосы растрёпаны, за каменкой сидит» (Арх.) Обретается он и за каменкой, и в каменке, и под каменкой ( по крайней мере, оттуда значительно чаще раздаётся его голос, вой, свист и хохот). На ней сушит он собственную шапку-невидимку, ко мне засовывает нарушителя банных запретов, из этого летят в провинившегося раскалённые камни. Время от времени его присутствие обнаруживается в венике, и исходя из этого в народном фольклоре веник довольно часто изображается живым существом («Мелкий, мохнатенький, всех людей перебил, и царю не спустил…»).

Ещё одним местом нахождения банника в народных верах помогает порог бани (порог – пограничье Яви и Нави). Везде распространён был запрет: нельзя не только находиться либо сидеть на пороге, но кроме того прикасаться к нему. Но ж, при некоторых гаданиях в бане девушки, хотя взять самое правильнее предсказание судьбы, становились именно на порог бани, так выясняясь в один момент в двух мирах, в двух измерениях: одной ногой в Яви, второй – на границе банного пространства, Нави.

Банник – исконный житель банного пространства. Значительно чаще «хозяин» бани строг, страшен для людей («Банник человеку не товарищ»). Его воле предписывают обмороки, несчастные смерти и случаи в бане. В случае если кто-то обжёгся, ударился, поскользнулся, то считается, что это проказы банника. Любимое же развлечение – шпарить моющихся кипятком, раскалывать камни и «стрелять» ими в печи-каменке, и пугать парящихся стуком в стенку. Вредить по-большому (обдирать кожу, запаривать до смерти, душить) банник начинает лишь тогда, в то время, когда люди злостно нарушают запреты: моются в праздничные дни, поздно ночью либо по окончании двух-трех смен парящихся. Банник может наказать человека за постройку бани в месте, неугодном баннику, за появление в бане в пьяном виде, за ругань в бане, за поторапливание супруга в бане либо из предбанника, за похвальбу и за распущенное поведение. Для наказания нарушителей запретов банник пользуется разными формами расправы: бьёт по плечу, сводит с ума, лишает речи, засовывает головой в каменку, разбрасывает забытые вещи. Ещё банник имел возможность так закрыть дверь, что хоть снаружи топором руби – не откроешь. Козни банника смогут быть и совсем немотивированными, но неизменно страшны, злы: банник, прикинувшись проезжим барином, требует истопить баню и «запаривает» жену крестьянина (Новг.). В баню, где на полке скрывается крестьянин, «входят как два человека и тащат за собой воина. И начали с воина кожу снимать и кинули её на крестьянина. Тот лежит ни жив, ни мёртв и просматривает молитву: «Да воскреснет Всевышний». А они услышали и ему в ответ: «Да растреснет лоб». Он просматривает дальше: «Да расточатся неприятели Его». А они: « Да раскачается осина». И без того до половины отчитывался. Прочёл он всю молитву, лежит – и кожа на нём. Банники пропали. Утром проснулся, глядь – а на нём лежит рогожа» (Новг.)

Вот ещё пример из литературы: «… Внезапно Дуняша содрогнулась от чужого прикосновения к самой ложбинке между крыльями лопаток. Прикосновение было жарким и сухим – словно бы скребли тихо скрученным березовым страницей с остренькими коготками. Неспешно и толкало к самой каменке. А в том месте, в горящем чреве, сверкали тусклым светом чьи-то глаза. Дуняша застонала от надвигающейся неизбежности и попыталась скинуть со поясницы напиравший берёзовый лист. Лишь острая боль пронзила её до самой последней жилочки. Она пробовала отбиваться от шарящих по всему телу липких пальцев, но попадала лишь в вакуум… Внезапно ожил банный ожег, которым так комфортно мешать угли в каменке, застучал опалённым финишем своим по полу и наискось пересёк дверное пространство. Он метался в нём, не позволяя просунуть руку и коснуться спасительной границы между смертью и жизнью. Веки налились тяжестью, и разом пропал тусклый свет, струившийся из узкого банного оконца. Дуняша разобрала лишь, как чьи-то сильные руки сдавили ледяным обручем грудь, ухватили за ноги и поволокли куда-то. Кожа липла к полу и было невыносимо больно, в то время, когда отставала она в стремительном перемещении… «Напарилась, девка?» — лишь и задал вопрос дедушка Василий. «Ты, знать, напроситься забыла? Кто ж в первый-то жар лезет!? Не обожает банный хозяин шибко храбрых. Самое так как его это время. Он также грязь с себя обязан снять и расправиться. А ты ему помешала».

Упоминания о «добром баенном пастыре», у которого просят разрешения топить баню, единичны. Банник, по поверьям, подметает в бане веником, шумит, стучит (Печ., Новг.); моет волосы в кипятке (Волог.). Банные «хозяева» весьма обожают париться и моются в «четвёртый» ли «в третий пар», другими словами по окончании трёх либо двух смен побывших в бане людей. Исходя из этого необходимо оставлять воду, веник, мыло банникам, содержать баню в чистоте.

Банник поддерживает добрососедства и отношения дружбы с подобными ему мифическими существами. На лёгкий пар к нему не прочь посмотреть овинники, лешие, домовые, именуемые в эру двоеверия одним словом – «линии».

Не считая уроков как договориться с банником, в каждом роду много поколений передавались и «поверенные» средства защиты от не в меру разгулявшегося банного «хозяина». И наилучшей защитой, конечно же, помогает строгое соблюдение банных правил. Следующее средство защиты – камень, его бросают в баню. От хорошего удара наотмашь банник может провалиться сквозь землю. Спугнуть банника может голос другого человека из-под окна. Не обращая внимания на то, что христианские обереги (крест, молитва, упоминание Господа) считались крестьянами универсальными средствами против любой нечистой силы, против банника они фактически не действуют. По народному убеждению, уж в случае если попал баннику под тёплую руку, нужно бежать из бани изо всех сил и кликать на подмогу домового: «Батюшка, выручи!»

Но банник время от времени проявляет себя не только как дух бани, но и как дух-охранитель людей – хозяев бани. Он защищает их от «чужих» банников, «чужой» нечисти. В противоборстве человека с враждебными мифическими существами банник неизменно банник постоянно оказывается на его стороне. «К одному крестьянину приходит вечером захожий человек и требует: «Укрой меня в ночи, разреши войти ночевать». – «Да места-то нет, вишь, теснота-то какая! Не желаешь ли в баню, сейчас топили?» — «Ну вот и благодарю». – «Ступай с Всевышним». На второе утро данный мужик и говорит: «Лег это я на полок и заснул. Внезапно входит в баню таковой мужчина, ровно как подовинник, и говорит: «Эй, хозяин! На беседу кликал, а сам ночлежников пускаешь я вот его задушу!» Внезапно поднимается половица и выходит хозяин, говоря: «Я его разрешил войти, так я и защищаю, не прикоснись его». И начали они бороться. Продолжительно боролись, а всё не смогут друг друга побороть. Внезапно хозяин (банник) и кричит мне: «Сними крест да хлещи его!» Встав как-то, я послушался и начал хлестать, и внезапно оба пропали» (Новг.). «Нет злее банника, нет его лучше», — говорят крестьяне. «Господин-хозяин, оборони меня!» — требует женщина у банника помощи от утопленника. «Обдериха-матушка, спрячь меня!» — кричит женщина, за которой гонятся кости. Значительна для крестьянского рода, семьи охранительная роль банного хозяина ( менее ярко, но прослеживается в рассказах и поверьях о нём) связана с двойственным восприятием самой бани.

По поверьям Олонецкой губернии, у банного «хозяина» шапка-невидимка, которую возможно взять раз в год. Для этого нужно пойти в Пасхальную ночь в баню, положить нож и нательный крест в левый сапог, сесть лицом к стенке и все проклясть. Тогда из-под полка обязан показаться старик с шапкой-невидимкой. В Печорском крае верили, что взявший такую шапку имел возможность стать волшебником по окончании Вознесения. В другом варианте нужно было прийти в баню на протяжении христовой заутрени и, отыскав в том месте банника, что сейчас обыкновенно спит, снять с него шапку и бежать как возможно стремительнее в церковь. В случае если успеть добежать прежде, чем банник проснётся, то будешь владеть шапкой-невидимкой, в противном случае банник догонит и убьёт. Ещё в одном поверье необходимо было в ночь на Пасху пробраться с тёплой свечой в баню, снять со дремлющего банника тут и шапку же надеть её на себя. Но горе похитителю, в случае если свеча внезапно погаснет – ожидает его мучительная смерть. Из этого и выражение «погасла жизнь как свеча»… В соответствии с верам крестьян, имеется у банника и «беспереводной» целковый. Чтобы получить его, необходимо спеленать тёмную кошку и в полночь кинуть её в баню с решением суда: «На тебе ребёнка, дай мне беспереводной целковый!» Но после этого скоро выбежать и крестом очертить себя три раза (Воронеж).

В общем, с банником лучше подружиться, снискать его размещение и париться в бане на здоровье!

Напоследок пара слов о практической стороне банной процедуры

БАННЫЕ ПРЕМУДРОСТИ. «Банный веник душу тешит да тело нежит»

  • Совершенные дрова для топки – это берёзовые, возможно лиственничные (берёзовые лучше, т.к. выделяют меньше угарного газа. Зимой хороши дрова дубовые. Для плохого дела топят осиновыми дровами. Неспециализированное правило – дрова должны быть прекрасно просушены.
  • В случае если в помещении бани присутствует какой-то посторонний запах, то избавиться от него возможно следующим образом: на нагретые камни выплёскивается иногда маленькие порции тёплой воды с добавленными в неё несколькими каплями нашатырного спирта. Затем баню необходимо шепетильно проветрить.
  • Целебный пар из отваров трав без запаха гари возможно взять следующим образом: на раскалённые камни сперва нужно плеснуть мало чистой тёплой воды, а после этого, секунд через 5, подать тёплой воды с отваром. Через одну-две 60 секунд повторить.
  • Утолять жажду в бане оптимальнее горячим травяным и витаминным чаем, маленькими порциями. Потребление громадного количества жидкости даёт важную нагрузку на сердце и почки. Нежелательно потребление крепкого чая, пива. Крепкий алкоголь категорически запрещён. По окончании бани идеально классическое русское чаепитие: с самоваром, мёдом, баранками, вареньем.
  • Перед заходом в парилку не нужно мочить голову и мыться с мылом.
  • С целью достижения баланса энергий и Лада лучше, в случае если парильщик и парящийся разнополые (к примеру, супруг парит жену и напротив). Превосходно, в то время, когда в баню идут всей семьёй вместе с детьми.
  • В случае если нужно удалить тяжёлый, мокрый пар в парной, то возможно это сделать наплескав холодной воды на пол: пар начнёт конденсироваться на холодном полу и стекать конденсатом по водостоку.
  • Веник из осины срывают и готовят 12 августа, его сушат раздельно от вторых веников. Им правят любую порчу и гадают на смерть и жизнь.
  • Запрещено приходить в баню на полный желудок, но ж, и на голодный принимать банные процедуры кроме этого запрещено. В совершенстве – лёгкий перекус (фрукты и овощи) за час перед баней.
  • Рецепт дезинфицирующего отвара: измельчить (5-10 мм) раздельно друг от друга мяту, чабрец, шалфей, лист эвкалипта. Смешать в равных частях травы до получения однородной смеси, поместить в эмалированную кастрюлю, залить 1,5 – 2 литра кипятка и варить на огне. Когда смесь закипит, снизить нагрев до минимума, закрыть крышкой и томить 1 час. Охладить отвар не снимая крышки, процедить через марлю и разлить по ёмкостям. Хранить в подвале либо холодильнике не более полутора месяцев. В большинстве случаев его применяют первым, до вторых отваров, для самого помещения парильщика и дезинфекции парной.
  • Рецепт витаминного чая: 20 г сушёных плодов шиповника, 10 г сушёных плодов рябины, 5 г сушёных листьев душицы, 5 г сушёных листьев чабреца, 200 мл. воды. Плоды измельчить, залить кипятком и варить 5 мин., после этого добавить чабрец и душицу, настаивать в течение 10 мин.. Возможно добавить мёд.
  • Липовый веник (особенно «на цвету») замечательно ликвидирует головную боль, проводит мягкую «гимнастику» для почек (мочегонный эффект), активизирует потоотделение, оказывает успокаивающее, ранозаживляющее, бронхорасширяющее, жаропонижающее воздействие. При простудных болезнях ему нет равных! Красивый вариант – комбинированный веник липы на цвету и дуба. Заготавливают липу во время цветения, в зените лета – в июне-июле. В любых ситуациях заготовки (общее для всех типов веников) ветки для веников срезают с деревьев, расположенных не ближе 1 км от оживлённых автомагистралей и 2-3 км от промышленных территорий. Свежесрезанные веточки нужно в течение часа подвалять в затенённом уголке леса, избегая прямых солнечных лучей. Веточки нельзя перевозить в хорошо упакованном состоянии, поскольку они могу перегреться, что приведёт к осыпанию листьев.

В тот сутки не страшишься, что в бане паришься!

Алексей Бесчётнов

Издание Родноверие №1 (4), 2011

Проект баня — #127807; Березовый веник для бани — какой он должен быть и как его связать


Также читать:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: