Бихевиористическое направление в теории личности.

Бихевиористскаяская теория личности имеет еще и второе наименование — поведенческая либо наученческая», потому, что основной тезис данной теории гласит: отечественная личность есть продуктом научения. Существуют два направления в бихевиористской теории личности – рефлекторное и социальное. Рефлекторное направление представлено американскими бихевиористами Уотсоном и Скиннером. Социальное направление — американцами А. Бандурой и Дж. Роттером.

Основным источником развития личности, в соответствии с обоим направлениям, есть среда. В личности нет ничего от генетического либо психотерапевтического наследования. Личность — продукт научения, а ее свойства — это обобщенные социальные навыки и поведенческие рефлексы. С позиций бихевиористов, возможно по заказу организовать любой тип личности — труженика либо преступника, поэта либо торговца. В следствии определенной наказаний человек и системы подкреплений получает новые социальные навыки и новые свойства личности — доброту либо честность, агрессивность либо альтруизм.

Согласно точки зрения представителей социального направления, ключевую роль в развитии личности играются не столько внешние, сколько внутренние факторы, к примеру ожидание, цель, значимость и т.д. Бандура назвал поведение человека, детерминированное внутренними факторами, саморегуляцией. Главная задача саморегуляции — снабжать самоэффективность, т. е. выполнять лишь те формы поведения, каковые человек может реализовать, опираясь на внутренние факторы в любой этот момент. Бихевиористы уверены в том, что личность формируется и начинается в течение всей жизни по мере социализации, научения и воспитания. Но ранние годы судьбы человека они разглядывают как более ответственные. База любых знаний, свойств, а также творческих и духовных, согласно их точке зрения, закладывается в юные годы.

В соответствии с поведенческой теории, человек полностью лишен свободы воли. Отечественное поведение детерминировано внешними событиями. Внутренний мир человека объективен. В нем все от среды. Личность всецело объективизируется в поведенческих проявлениях. Никакого «фасада» нет. Отечественное поведение и имеется личность. Поведенческие показатели личности поддаются операционализации и объективному измерению. В качестве элементов личности в бихевиористской теории личности выступают рефлексы либо социальные навыки. Принципиально важно выделить, что неприятность подкрепления у бихевиористов не сводится лишь к пище. Представители этого направления утверждают, что для человека существует собственная экологически валидная иерархия подкреплений.

Структура личности — это сложно организованная иерархия рефлексов либо социальных навыков, в которой ведущую роль играются внутренние блоки самоэффективности, доступности и субъективной значимости.

Концепция личности Б. Скинера. 1904-1990. Гарвардский университет с дипломом психолога.Отдельную линию в развитии бихевиоризма воображает совокупность взоров Б. Скиннера, выдвинувшего теорию оперантного бихевиоризма. Скиннер исследует поведение организма. Сохраняя двучленную схему анализа поведения, он изучает лишь его двигательную сторону. Основываясь на теоретическом анализе и экспериментальных исследованиях поведения животных, Скиннер формулирует положение о трех видах поведения: безусловнорефлекторном, условно-рефлекторном и оперантном. Последнее и образовывает специфику учения Б. Скиннера. Дайте мне положительно выраженное обусловливание и я выдам вам нужного человека. Ориентация на конечный итог.

Скиннер, утверждал, что личность — это совокупность социальных навыков, сформировавшихся в следствии оперантного научения. Скиннер утверждал, что человеческий организм — это «тёмный ящик». Его содержимое (чувства, мотивы, интрапсихические конфликты, влечения) запрещено объективно измерить, исходя из этого их направляться исключить из сферы эмпирического наблюдения.

Скиннер внес предложение в качестве способа изучения поведения — функциональный анализ поведения. Он показывал, что поведение оптимальнее изучать, обращаясь к тому, как оно соотносится с предшествующими событиями. Он считает, что поведение возможно изучить и осуществлять контроль при помощи манипулирования средой, в которую включен организм. Наряду с этим нет необходимости разглядывать механизмы, действующие в организма. Скинер уверен в том, что нужно отказаться от мысли, что поведение порождается силами, находящимися в индивида (чертами, потребностями, мыслями, эмоциями), в пользу более научных представлений о силах, лежащих вне человека. Он считает, что поведение человека регулируется не изнутри, а снаружи — окружающей средой.

Изучение личности по Скиннеру – это нахождение необычного характера взаимоотношений между результатами и поведением организма этого поведения, каковые и подкрепляют его в последствии. В соответствии с данной точкой зрения, личные различия между людьми направляться осознавать в терминах интеракций поведение—окружение во времени. Данный подход фокусируется на прогнозировании и контроле замечаемого поведения. При рассмотрении скиннеровского подхода к личности направляться различать две разновидности поведения: респондентное и оперантное поведение. Респондентное поведение подразумевает характерную реакцию, вызываемую известным стимулом, последний постоянно предшествует первой во времени. Прекрасно привычные примеры — это сужение либо расширение зрачка в ответ на световую стимуляцию, дрожь при холоде.

Психология. Теории личности.


Также читать:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: