Билет № 14. постнеклассическая наука и её методологические установки

образования и Современные проблемы науки

Билет № 7. развития и Концепция роста научного знания К. Поппера.Поппер разделял тезис позитивистов о том, что философия науки обязана заниматься лишь вопросами обоснования научного знания. Поппера, что внес предложение радикально новый взор на роль опыта по отношению к научным теориям. Поппер разглядывает знание как изменяющуюся, развивающуюся совокупность. Рост научного знания пребывает в выдвижении храбрых теорий и гипотез и осуществлении их опровержений, в следствии чего и решаются научные неприятности. Выбор лучшей теории делает науку рациональной и снабжает её прогресс.

В собственной концепции Поппер формулирует три главных требования к росту знания:

— новая теория обязана исходить и простой, новой, плодотворной и объединяющей идеи;

— она должна быть независимо контролируемой;

— хорошая теория обязана выдерживать строгие проверки и новые. В соответствии с Попперу, основное назначение эксперимента и наблюдений отнюдь не в подтверждении научных теорий и гипотез, а тем более доказательстве их истинности (да и то, и второе опыт не в состоянии выполнить легко по своим логическим возможностям по отношению к теориям). Назначение опыта-в фальсификации фальшивых теорий и моделей. Среди нефальсифицированных наличным опытом теорий предпочтение должно отдаваться тем теориям, каковые имел громадную возможность быть опровергнутыми и, однако, удачно выдержали диагностику. Более того, лишь те теории смогут по большому счету принимать во внимание научными, каковые принципиально смогут быть фальсифицированы опытом и непременно окажутся опровергнуты.

Рост знания по Попперу не есть повторяющимся либо кумулятивным процессом, он имеется процесс устранения неточностей, дарвиновский отбор. Рост знаний не простое накопление наблюдений, а повторяющееся ниспровержение научных теорий и их замена более лучшими и удовлетворительными. Главным механизмом роста знаний есть механизм опровержений и предположений.

Рост научного знания пребывает в выдвижении храбрых догадок и наилучших (из вероятных) теорий и осуществлении их опровержений, в следствии чего и решаются научные неприятности. Рост научного знания осуществляется способом устранения и проб неточностей и имеется ни что иное, как метод выбора теории в определенной проблемной обстановке – вот что делает науку рациональной и снабжает ее прогресс. Рост научного знания – частный случай мировых эволюционных процессов. Поппер показывает на кое-какие сложности, трудности а также настоящие опасности для этого процесса: отсутствие воображения, неоправданная вера в точность и формализацию, авторитаризм.

К нужным средствам роста научного знания относятся таких ситуации, как язык, формулирование неприятностей, появление новых проблемных обстановок, соперничающие теории, обоюдная критика в ходе дискуссии.

3 главных требования к росту знания:

1) Новая теория обязана исходить из несложной, новой, плодотворной и объединяющей идеи.

2) Она должна быть независимо контролируемой, т.е. должна вести к представлению явлений, каковые до сих пор не наблюдались. Другими словами новая теория должна быть более плодотворной в качестве инструмента изучения.

3) Хорошая теория обязана выдерживать кое-какие строгие проверки и новые.

Тезисы Поппера:

Своеобразная свойство человека познавать, воспроизводить научное знание результат естественного отбора.

Эволюция является эволюцией по построению все лучших и лучших теорий. Это Дарвинистский процесс.

Устранение прошлых теорий, каковые оказываются ошибочными.

Нужной предпосылкой критического мышления есть наличие у человеческого языка дескриптивной либо описательной функции, которая разрешает передавать данные о положении дел либо о обстановках, каковые смогут иметь место либо нет.

Билет № 14. Постнеклассическая наука и её методологические установки

Постнеклассическая наука (2-я пол.ХХ – начало ХХI века) учитывает соотнесенность характера приобретаемых знаний об объекте не только с изюминками операций и средств деятельности познающего субъекта, но и с ее ценностно-целевыми структурами. В рамках постнеклассической науки исследуются сложные саморазвивающиеся совокупности; присутствует соотношение внутринаучных и вненаучных сокровищ по обстоятельству социальной детерминированности любой деятельности, а также научной

Главные установки современной, постнеклассической науки:

1. Широкое распространение методов и идей развития – теории и синергетики самоорганизации сложных совокупностей любой природы.

Синергетика продемонстрировала, что современная наука имеет дело с весьма сложноорганизованными совокупностями различных уровней организации. Отличие синергетического взора от классического пребывает в переходе от изучения несложных совокупностей к сложным, от закрытых к открытым, от линейности к нелинейности, от рассмотрения равновесия процессов вблизи к делокализации и нестабильности, к изучению того, что происходит далеко от равновесия.

2. Упрочнение парадигмы целостности, т.е. осознание необходимости глобального всестороннего взора на мир.

Парадигма целостности проявляется:

а) В целостности общества, биосферы, ноосферы, мироздания и т.п. В частности: человек находится не вне изучаемого объекта, а внутри его; он неизменно только часть, познающая целое.

б) Естественные науки объединяются и улучшается сближение естественных и гуманитарных наук, и искусства и науки.

в) Выход наук за пределы, поставленные хорошей культурой Запада. Ученые все чаще обращаются к методам и традициям восточного мышления.

3. Упрочнение и все более широкое использование принципа коэволюции, т.е. сопряженного, взаимообусловленного трансформации совокупностей либо частей в целого. Данное понятие охватывает как материальные, так и духовные совокупности, т.е. есть универсальным.

4. Изменение характера объекта изучения и усиление роли междисциплинарных комплексных подходов в его изучении.

Объектом хорошей науки были простые совокупности, объектом неклассической науки были сложные совокупности, то постнеклассической – исторически развивающиеся совокупности, каковые с течением времени формируют все новые уровни собственной организации. Объектом современной науки становятся «человекоразмерные» совокупности: медико-биологические объекты, объекты экологии, объекты биотехнологии (генетическая инженерия), совокупности «человек-машина» и т.п. Для их изучения появляются комплексные научные программы, смешивающие области знания, нормы познания и различные методы.

5. Еще более широкое использование ее методов и философии во всех науках.

Это снова ставит вопросы о сущности философии, ее месте в современной культуре, ее функциях, источниках, о ее перспективах и возможностях и т.п.

6. Методологический плюрализм, осознание ограниченности, односторонности любой методологии – а также рационалистической.

Не считая логики, эпистемологии и диалектики необходимы интуиция, фантазия, воображение и другие подобные средства постижения действительности. Черта современного естествознания – поиски красоты, симметрии и единства законов природы.

7. Постепенное и неуклонное ослабление требований к твёрдым нормативам научного дискурса и усиление роли внерационального компонента, но не за счет принижения либо игнорирования роли разума.

Авторитет хорошей и беспристрастной науки все более подрывается, размывается демаркация «наука-ненаука». Все чаще в строгих естественнонаучных концепциях используются «туманные» общефилософские мысли, интуитивные подходы и другие «человеческие компоненты».

8. Соединение мира человека и объективного мира, преодоление субъекта и разрыва объекта. Наука сейчас изучает не природу как таковую, а взаимоотношения человека с природой. Развитие, как естествознания, так и обществознания в начале ХХI в. говорит о том, что свободного наблюдателя, талантливого лишь пассивно замечать и не вмешиваться в естественный движение событий, не существует. Это привносит в научное знание новый гуманистический суть.

9. Внедрение времени во все науки, все более широкое распространение идеи развития, историзация науки. Историзм определяется тремя минимальными условиями: необратимость, возможность, возможность появления новых связей. Развитие науки имеет тенденцию к превращению в науку о развитии.

10. Усиливающаяся математизация научных теорий и возрастающий уровень их сложности и абстрактности. Наиболее значимым инструментом научного прогресса делается математическое моделирование. Существует, к примеру, угроза превращения теоретической физики в математическую теорию. Исходный объект заменяется математической моделью и в будущем происходит ее изучение на ЭВМ. Наряду с этим ясно, что эффективность математизации зависит от двух главных событий: от специфики данной науки и от совершенства самого математического аппарата.

11. Рвение выстроить общенаучную картину мира на базе правил универсального эволюционизма, объединяющих в единое целое идеи системного и эволюционного подходов.

12. Формирование нового – «организмического» понимания природы.

Природа – живой организм, трансформации которого смогут происходить в определенных границах. Нарушение этих границ ведет к трансформации совокупности, к ее переходу в как следует иное состояние, которое может привести к необратимому разрушению целостности совокупности.

13. Познание мира не только как саморазвивающейся целостности, но и как нестабильного, неустойчивого, неравновесного. Не смотря на то, что это не исключает и наличие в универсуме и противоположных черт.

Без неустойчивости не было бы развития. Исходя из этого при изучении мира нужно «схватить» оба его нюанса: нестабильность и стабильность. Это два противоположных по смыслу и дополняющих друг друга режима развития процессов. Неустойчивость может выступать условием стабильного и динамического саморазвития, которое является следствием уничтожения нежизнеспособных форм.

В целом, согласно мнению ученых, хороший, неклассический и постнеклассический этапы в эволюции методики науки стали причиной трансформациям объекта норм исследования (и научного познания идеалов, научной философских оснований и картины мира). В следствии трансформации объекта происходит переход от несложных совокупностей (хорошая наука) через сложные (неклассическая наука) к развивающимся (постнеклассическая наука). Одной из развивающихся совокупностей есть природный комплекс, в который включается сам человек. Сохранение преемственности в научном познании истории разрешит нам применять хорошие черты достижений прошлого, каковые составят базу современной исторической науки.

А 1.18 междисциплинарные взаимодействия и Научные революции — Философия науки для аспирантов


Также читать:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: