Биологическое и социальное в человеке.

Неприятность человека в философии. Антропосоциогенез. Содержание понятий «человек», «индивид», «личность».

Неприятность человека есть одной из центральных неприятностей философии. Философия изучает человека как целое в многообразии всех проявлений его связей и бытия с миром, в тесной связи с естественнонаучными данными о физиологии, психологии, мышлении человека.

Выделение человека из животного мира представляет собой неразрывно связанные стороны одного процесса – антропосоциогенеза.Антропосоциогенез – это общества развития и процесс человека. Антропогенез– становление человека, социогенез– становление общества.

Антропосоциогенез носит комплексный темперамент: все развивалось взаимосвязано: человек – труд – сознание – язык – культура.

Вл. Келер в книге «Человек разумный» формулирует вопрос, неизбежно появляющийся перед любым, кто пытается осознать общества и происхождение человека: «Вспоминая о роли труда в ходе очеловечивания обезъяны, нельзя не задать вопрос: в случае если труд так благотворен, то из-за чего только один вид животных стал на путь разумного сознания? Так как делают же какие-то сооружения, другими словами трудятся по-своему многие животные: бобры, ласточки, пчелы, муравьи…Отчего же никто из них не возвысился, как человек, не вырвался из смутного мира абсолютных инстинктов и рефлексов?

Студентам предлагается ответить на поставленный вопрос.

Раскрывая сущность и природу человека философия различает понятия «человек», «индивид», «личность».

Понятие «человек»фиксирует неспециализированные, родовые показатели: биологическую организацию, сознание, язык, трудовую деятельность.

Понятие «индивид»обозначает человека как единичного представителя людской рода, принадлежащего в один момент к человеческому обществу и природе.

Понятие «личность»фиксирует социально-значимые черты человека, характерные ему как отдельному индивиду.

При характеристике людской личности направляться уделить время такому понятию как качества личности– врожденные либо купленные привычки, поведения и образ мышления.

В значительной мере эти качества формируются под влиянием общества и семьи.

В философии выделяют хорошие моральные качества: гуманизм, честь, совесть, скромность, великодушие, справедливость, верность и иные, и негативные моральные качества: чванливость, грубость, нетерпимость, трусость, цинизм и кое-какие иные.

К публично-нужным качествам относятся воля, решительность, мудрость, умение, убеждения.

Человек, в большинстве случаев, совмещает в себе различные виды качеств; одни качества развиты больше, а другие меньше.

Характерной чертой каждого человека, личности есть наличие потребностейи заинтересованностей.

Потребности– это то, в чем человек ощущает необходимость. Потребности смогут быть:

— биологическими – в сохранении судьбы, питании, размножении и др.;

— духовными – рвение обогатить внутренний мир, приобщиться к сокровищам культуры;

— материальными – обеспечить хороший уровень судьбы;

— социальными – реализовать опытные свойства, взять должную оценку со стороны общества.

Потребности – это база деятельности людей, стимул к совершению тех либо иных действий. Большая часть потребностей (не считая биологических) формируется обществом и возможно реализована в обществе.

Интересы– это заинтересованность в чем-либо, конкретное выражение потребностей.

Среди заинтересованностей выделяют:

— индивидуальные;

— групповые;

интересы социальных групп;

— публичные;

— национальные;

— общечеловеческие.

Кроме этого интересы смогут быть:

— материальными и духовными;

— обычными и ненормальными;

— долгосрочными и ближайшими;

— разрешенными и неразрешенными;

— неспециализированными и антагонистическими.

У каждого человека, общества, страны имеется не просто отдельные интересы либо их сумма, а их совокупность, иерархия.

Человек, живущий в обществе, занимает определенную жизненную позицию.

Жизненная позиция– отношение человека к окружающему миру, выражающееся в его поступках и мыслях.

Выделяют две жизненные позиции:

— пассивная (конформистская); направленная на подчинение, следование событиям;

— активная, направленная на изменение и преобразование мира собственной судьбе.

Для обычного вхождения человека в общество и гармоничного существования в нем нужно воспитание личности.

Воспитание– это приобщение индивида к социальным нормам, духовной культуре, подготовка его к труду, к будущей судьбе.

Главные цели воспитания:

— подготовить человека к судьбе в обществе;

— развить публично-полезные качества личности;

— нейтрализовать осуждаемые в обществе качества;

— научить человека сотрудничеству с другими людьми;

— научить человека труду.

Биологическое и социальное в человеке.

Из всего сказанного выше возможно сделать вывод, что человек – это существо и биологическое и социальное.

Биологическоев человеке – это такие характеристики человека, как конечность судьбы, показатели расы, генетически передающиеся свойства, органическая сообщение с окружающей средой и т.д.

Социальноев человеке образовывает функции и общественные понятия (политико-правовые, нравственно-эстетические и др.), выливающиеся в действия и определённые поступки.

Между биологическим и социальным имеется еще один слой – биопсихосоциальное– внутренний духовный мир человека, его сознательные и бессознательные процессы, эмоции, переживания и чувства, воля, память, темперамент, темперамент.

Любой из трех элементов – биологическое, психологическое, социальное – разрешает раскрыть универсальное многообразие в содержании сущности человека.

Итак, человек– продукт публичных взаимоотношений, природное существо, субъект публично-культуры и исторической деятельности, творец собственной судьбе.

В собственном известном произведении «Так сказал Заратустра» убеждая читателя устами собственного храбреца: «Я учу вас познавать сверхчеловека. Человек имеется что-то, что должно быть побеждено. Что вы сделали, дабы победить его?

Что такое мартышка для человека? Посмешище либо мучительный позор! И тем же самым должен быть человек для сверхчеловека: посмешищем либо мучительным позором». (Ницше Ф. Так сказал Заратустра. М., 1990. Кн. 1. С. 9.)

Студентам предлагается высказать собственный вывод по поводу прочтённого, и ответить на вопрос: вычисляют ли они, что идеи Ницше о сверхчеловеке послужили идеологической базой нацизма?

«Биологическое и социальное в человеке.» Лекция В.С.Фридмана 24.11.2016


Также читать:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: