Бюджетная система республики беларусь и принципы ее построения

БЮДЖЕТНОЕ ПРАВО РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

Понятие, функции и значение бюджета

На данный момент бюджет рассматривается по следующим главным направлениям.

1. С правовой точки зрения бюджетпредставляет собой использования и план формирования денежных средств для функций реализации государства и обеспечения задач (ст. 2 Бюджетного кодекса Республики Беларусь от 16 июля 2008 г. (потом – БК).

2. Как экономическая категория бюджет обусловлен тем, что исполнение функций страны объективно требует денег. В данном нюансе бюджет является системой финансовых взаимоотношений, появляющихся по поводу перераспределения ВВП в целях использования и образования централизованного фонда.

3. Материальный нюанс: бюджет — финансовый фонд, централизованный в масштабах всего страны либо конкретной административно-территориальной единицы. Материальное содержание бюджета имеет сложную организационную структуру и находится в постоянной динамике: изменяется количество накапливаемых денежных средств, виды расходов и доходов.

Сущность бюджета как экономической категории реализуется через последовательность функций: распределительную (регулирующую), контрольную, фискальную и информационную.

Содержание распределительной функции бюджета характеризуется процессами перераспределения и распределения денег не только между разными уровнями власти, но и между различными подразделениями публичного производства. Сфера действия распределительной функции определяется тем, что в отношения с бюджетом выступают практически все участники публичного производства.

Контрольная функция бюджета содержится в том, что бюджет объективно через как следует-использования фондов и количественные характеристики формирования денежных средств страны отображает экономические процессы, протекающие в структурных звеньях национальной экономики.

Фискальная функция бюджета предполагает, с одной стороны, обеспечение денежными ресурсами исполнение страной собственных прямых управленческих, оборонных, внешнеполитических и соцвопросов, т.е. тех национальных одолжений, каковые на него возложены. Иначе, нужно создание условий для использования и эффективного размещения всех имеющихся в стране ресурсов и поддержание определенного уровня экономической активности.

Бюджетная совокупность Республики принципы и Беларусь ее построения

В соответствии с действующим законодательством Республики Беларусь бюджетная совокупность — это регулируемая законодательством совокупность республиканского и местных бюджетов Республики Беларусь, основанная на государственном устройстве и экономических отношениях Республики Беларусь (ст. 2 БК).

Бюджет Республики Беларусь складывается из двух уровней: первый уровень – республиканский бюджет; второй уровень – местные бюджеты. Структура бюджетной совокупности Республики Беларусь закрепляется Конституцией Республики Беларусь (ст. 133).

Местные бюджеты подразделяются на:

— бюджеты первичного уровня (сельские, поселковые, муниципальные (городов районного подчинения));

— бюджеты базисного уровня (районные и муниципальные (городов областного подчинения));

— бюджеты областного уровня (бюджет и областные бюджеты г. Минска).

ПРАВИЛА БЮДЖЕТНОЙ СОВОКУПНОСТИ, на базе которых она функционирует, закреплены в ст. 8 БК. К ним относятся следующие десять правил: единства; расходов отражения бюджетов и полноты доходов; сбалансированности бюджетов; гласности; самостоятельности бюджетов; эффективности применения бюджетных средств; неспециализированного (совокупного) покрытия затрат бюджетов; достоверности бюджетов; целевого назначения и адресности бюджетных средств; ответственности участников бюджетного процесса.

Принцип единства свидетельствует, что единство бюджетной совокупности Республики Беларусь обеспечивается единой правовой базой, единой финансовой совокупностью, единым регулированием бюджетных взаимоотношений, единой бюджетной классификацией Республики Беларусь, единством ведения исполнения и порядка бюджетов отчётности и бухгалтерского учёта.

Принцип расходов отражения бюджетов и полноты доходов свидетельствует, что все расходы и доходы бюджетов, определенные законодательством, подлежат отражению в бюджетах обязательно и полном объеме.

Принцип сбалансированности бюджетов свидетельствует, что количество предусмотренных бюджетом затрат обязан соответствовать суммарному количеству поступлений и доходов бюджета из источников финансирования его недостатка. При составлении, рассмотрении, исполнении и утверждении бюджета национальные органы должны исходить из необходимости минимизации размера недостатка бюджета.

Принцип гласности свидетельствует открытость для средств и общества массовой информации принятия закона и процедур рассмотрения о республиканском бюджете на очередной денежный год, ответов местных Советов парламентариев о бюджете на очередной денежный год, и опубликование в соответствии с правилами в средствах массовой информации утвержденных отчётов и бюджетов об их выполнении, полноту представления информации о ходе выполнения бюджетов (не считая сведений, отнесенных к национальным секретам).

Принцип самостоятельности бюджетов обеспечивается наличием у бюджетов всех уровней бюджетной совокупности Республики Беларусь собственных источников и доходов финансирования недостатка бюджета, и правом соответствующих национальных органов в порядке, установленном законодательством, определять направления затрат, самостоятельно составлять, разглядывать, утверждать и выполнять бюджет.

Принцип эффективности применения бюджетных средств свидетельствует, что при составлении, рассмотрении, исполнении и утверждении бюджетов все участники бюджетного процесса должны исходить из необходимости успехи заданных целей с применением минимального количества бюджетных средств либо успехи большого результата с применением определенного бюджетом количества средств.

Принцип неспециализированного (совокупного) покрытия затрат бюджетов свидетельствует, что все затраты бюджета должны обеспечиваться общей суммой поступлений и доходов бюджета из источников финансирования его недостатка. Затраты бюджета не смогут быть увязаны с источниками финансирования и определёнными доходами бюджета недостатка бюджета, за исключением: затрат национальных целевых бюджетных фондов; целевых средств, взятых из бюджетов вторых уровней бюджетной совокупности Республики Беларусь; национальных займов; необязательных взносов; средств фондов предупредительных (предупредительных) мероприятий; денег из бюджета в соответствии с интернациональными соглашениями Республики Беларусь; денег из бюджета за пределами территории Республики Беларусь; иных случаев, предусмотренных Президентом страны Беларусь и (либо) законами, в случае если иное не установлено Президентом страны Беларусь.

Принцип достоверности бюджетов свидетельствует, что бюджеты формируются на базе обоснованных прогнозных экономических показателей развития экономики Республики Беларусь, соответствующей административно-территориальной единицы Республики Беларусь.

Принцип целевого назначения и адресности бюджетных средств свидетельствует, что бюджетные средства выделяются в распоряжение конкретных получателей бюджетных средств с направлением их на финансирование конкретных целей.

Принцип ответственности участников бюджетного процесса содержится в том, что любой участник бюджетного процесса отвечает за собственные действия (бездействие) на каждой стадии бюджетного процесса.

С понятием бюджетной совокупности тесно связано очень своеобразное, но ответственное понятие «консолидированный бюджет», что определяется как свод бюджетов на соответствующей территории не учитывая межбюджетных трансфертов (бюджетные средства, передаваемые из одного бюджета в второй бюджет на безвозвратной и безвозмездной базе) между этими бюджетами, бюджетных кредитов и процентов за пользование ими.

В ст. 7 БК предусмотрены четыре виды консолидированных бюджетов:

— консолидированный бюджет района – бюджеты сельсоветов, поселков городского типа, городов районного подчинения, расположенных на территории района, и районный бюджет;

— консолидированный областной бюджет – бюджеты районов, городов областного подчинения, расположенных на территории области, и бюджет области;

— консолидированный бюджет Республики Беларусь – республиканский бюджет, бюджеты областей и г. Минска;

— консолидированный бюджет сектора национального управления Республики Беларусь – консолидированный бюджет Республики Беларусь, бюджеты национальных внебюджетных фондов, средства от приносящей доходы деятельности (внебюджетные средства) бюджетных организации.

Консолидированные бюджеты не подлежат утверждению в законодательном порядке, а являются только информационной базой для корректировки бюджетно-денежной политики соответствующей местной территории.

Популярный словарь бюджетных терминов


Также читать:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: