Бюджетный дефицит и профицит

При сбалансированном бюджете национальные доходы равняются расходам. В случае если доходы больше затрат, превышение именуется профицитом бюджета либо хорошим сальдо бюджета. Бюджетный недостаток (отрицательное сальдо) существует при превышении затрат над доходами.

Неизменно нужно обращать внимание на то, какой как раз (национальный, региональный, муниципальный, консолидированный) бюджет исполняется с профицитом.

В экономической теории сложились пара подходов к проблеме бюджетного недостатка.

Первая концепция: бюджет должен быть каждый год сбалансирован. По большому счету, рвение всеми мерами бороться с бюджетным недостатком и не делать национальных заимствований может привести к отрицательным последствиям для экономики любой страны. Правительство, стремясь взять бюджет без дефицита, должно или повысить колличество и поднять ставки налогов, или сократить национальные затраты, или применять сочетание этих мер. Следствием этих мероприятий будет еще большее сокращение совокупного спроса и предстоящий экономический спад. Такая бюджетно-денежная политика ориентирована лишь на решение текущих экономических неприятностей, но не может решать перспективные задачи.

Вторая концепция: бюджет должен быть сбалансирован в течении экономического цикла, а не каждый год. Это указывает, что правительство осуществляет антициклическое действие и в один момент пытается сбалансировать бюджет. Во время спада государство осуществляет стимулирующую бюджетно-денежную политику: снижает налоги и увеличивает национальные затраты, т.е. сознательно увеличивает недостаток бюджета, стимулируя тем самым рост совокупного спроса и подъем экономики. Во время подъема государство проводит сдерживающую бюджетно-денежную политику: повышает налоги и снижает национальные затраты. Появляется хорошее сальдо бюджета, которое употребляется для нейтрализации недостачи бюджета во время спада. Эта концепция имеет, но, значительный недочёт: она не учитывает того, что подъёмы и спады смогут быть неодинаковы по продолжительности и глубине, их очень тяжело спрогнозировать.

Третья концепция: сбалансированность бюджета есть второстепенной проблемой. Первостепенная экономическая задача страны, с позиций приверженцев данного подхода — это стимулирование роста поизводства. Исполнение данной задачи может сопровождаться как устойчивым хорошим сальдо бюджета, так и устойчивым бюджетным недостатком.

При принятия бюджета на очередной фин. год с недостатком, утверж-ся источники его финансир-я. Текущие затраты бюджета субъекта РФ и местного б-та не смогут быть больше количества дох-в соотв. б-та. Размер недостатка фед. б-та не м.быть больше суммарный количество бюджетных ассигнований и расх-в на обслужив-е гос. долга РФ. Размер недостатка б-та субъектов РФ не м. быть больше 15% количества его дох-в не учитывая фин. помощи из фед. б-та. Размер недостатка мест. б-та не м. быть больше 10% количества его дох-в без фин. помощи из фед. б-та и б-та субъектов РФ.

Недостаток определ-ся в абсолют. выражении в национ. валюте, кроме этого в % к ВВП, НД, доходам и расходам б-та. В Российской Федерации в соответствии с БК размер недостатка фед. б-та не м. быть больше суммар. количество бюджетных инвестиций и расх-в от обслужив-я гос. долга. При соствлении бюджета всех уровней не учитыв-ся их задолженность по неоплачен-м обязат-вам, кот. не принимают фин. форму договорных обязат-в с фиксиров-м сроком погашения, исходя из этого необход. производ-ть другой расчет недостатка гос. финансов с добавлением к нему сумм неоплачен-х гос. обязат-в. Дабы проанализировать фин. операции гос. управ-я с позиции обеспеч-я прибыли, определяется чистая фин. позиция гос. б-та, т.е. величина, характеризующая фин. активы. В

Внутрен. и внеш.операции органов гос. управ-я по-различному воздействуют на экон. положение страны, исходя из этого в целях оценки действия на гос. внутрен. объём и спрос денеж. массы в стране м.б. вычислен внутрен. величина и бюджет недостатка в б-та. Для оценки влияния на эк-не меньше-х фактов м.б. вычислен внеш. бюджет.

6 прогнозирование и Бюджетное планирование в Российской Федерации

Бюдж.планирование разрешает выяснить количество, целенаправленность и источники использ-ния бюдж.рес-сов на каждом из уровней управления БС РФ и явл. необх.компонентом обоснованного функционирования БС и неотъемлемым элементом бюдж.процесса. Бюдж.планир-ние включает: 1. Определение источников поступления и общего объёма бюдж.ср-в на федер., регион. и муницип.уровнях. 2. Формирование затрат бюджетов на базе единой методики расчета минимальной бюдж.обеспеченности, нормативов и норм фин.затрат, на оказание гос. и муницип.одолжений. 3. Установление направлений использ-ния бюдж.ср-в, содействующих исполнению замыслов-прогнозов соц.-эк.развития страны и приводящих к росту эфф-ти обществ.произ-ва, экономии материальных, трудовых и фин.рес-сов.

Бюдж.планир-ние увязывает макроэк.прогнозы о бюдж.доходах с предложениями по гос.расходам с учетом правил бюдж.федерализма, на протяжении бюдж.планир-ния: 1. Распредел-ся расходы и доходы м/д бюджетами различных уровней на базе использ-ния существующих форм межбюдж.взаимоотношений. 2. В целях успехи балансов в каждом бюджете определ-ся количество федер., регион. и муницип.заимствований, размеры бюдж.резервов. 3. Устанавлив-ся величина источников покрытия недостатков бюджетов. 4. Осущ-ся разносторонний бюдж.контроль за процессами, протекающими в настоящем секторе эк-ки и на фин.рынках.

К числу самый распростр.способов бюдж.планир-ния относ-ся способы: — эк.анализа; — экстраполяции; — математич.моделир-ния; — индексный; -балансовый и т.д.

Бюдж.планир-ние осущ-ся в неск.этапов: 1. Составление проектов бюджетов фин.органами различных уровней. 2. Рассм-ние проектов бюджетов в выполнит.органах власти. 3. Рассм-ние проектов бюджетов и утверждение бюджетов в законодат. (представит-х) органах гос.власти различных уровней. 4. Поквартальное распредел-ние фин.органами федер., регион. и муницип.расходов и уровней доходов, и составление сводной бюдж.росписи.

Составление проектов бюджетов фин.органами складывается из 2 стадий: 1. Подготовительная – проводятся организационно-методические мероприятия, ожидаемые выполнения бюджетов за этот год, разрабат-ся нормы и нормативы. 2. Конкретно-адресный – планируются суммы и виды прибыльных поступлений, устанавлив-ся конкр.направления расходования бюджетных ср-в по отраслям, целевому назначению и ведомствам.

Фин.органы, организующие и проводящие работу по составлению бюджета различных уровней: 1. Департамент бюдж.пол-ки. 2. Министерство финансов РФ. 3. Министерство финансов республик в составе РФ. 4. Бюдж.комитеты. 5. Управление отдела выполнит.органов субъектов РФ.

Бюдж.прогнозирование — Это обоснованное, опирающееся на настоящие расчеты предположение о направлениях развития бюджета, вероятных состояниях его расходов и доходов в будущем, сроках и путях успехи этих состояний; обязательный атрибут бюдж.процесса, база бюдж.планир-ния.

Для составления прогнозов употребляется 2 подхода: 1. При генетическом подходе прогнозирование ведется от настоящего к будущему на базе установления причинно-следственных связей. 2. При нормативно-целевом — определяется будущая цель и ориентиры перемещения к ней по нормативам. Исследуются возможности события, меры, каковые необх-мо предпринять с целью достижения возможности заданного рез-та.

Базу для бюдж.прогнозир-ния составляют: 1. Прогнозы соц.-эк.развития страны, ее регионов, муницип.образований на соотв.период времени. 2. Статистич.инф-ция по осн.макроэк.показателям. 3. Прогнозы развития гос. и муницип.секторов эк-ки. 4. Приоритеты соц.-эк.пол-ки. 5. Предполагаемые расходы и доходы хоз.субъектов, размера их имущ-ва. 6. Количество доходов населения. 7. Информацию об выполнении бюджетов различных уровней и т.д.

Осн.способы бюджетного прогнозирования: 1. Математич.моделир-ние. 2. Индексный. 3. Нормативный. 4. Экспертных оценок. 5. Балансовый и др.

Задачи бюджетного прогнозирования: 1. Рассчитывается количество фин.рес-сов по стране. 2. Определ-ся размер и уровень их вероятной централизации в распоряжении гос-ва . 3. Выявляются самые эффективные.формы и способы изъятия денеж.ср-в в бюджет. 4. Исследуются возм-ти действия через совокупность налогообл. на развитие произ-ва и одолжений, внедрение новых разработок. 5. Определ-ся оптимальные пропорции распределения доходов м/д бюджетами различных уровней.

Как закрыть дыру в бюджете? Либо как избежать бюджетного недостатка и отыскать источники покрытия?


Также читать:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: