Благо – это любая полезность (предмет, продукт труда, услуга), удовлетворяющая определенную человеческую потребность.

Переходная экономика

Переходная экономика — это экономика, находящаяся в ходе перехода (изменения) от одной экономической совокупности к второй.

Характерной чертой переходной экономики есть одновременное существование экономических взаимоотношений ветхой новых и системы, свойственных зарождающейся совокупности.

Для экономики переходного типа характерна многоукладность. Экономике переходного периода характерно ухудшение социально-экономических противоречий, которое значительно уменьшается по мере создания новой экономической совокупности.

Длительность рыночной изменении зависит от уровня развития экономики общества.

Экономические блага и их классификация

Потребность– это потребность личности либо общества в чем-либо нужном для поддержания жизнедеятельности либо развития.

Потребности — это виды продукции, товаров, одолжений, вещей, творческой деятельности, в которых нуждаются люди, каковые они хотят, стремятся иметь, потреблять, применять; это внутренний побудитель активности.

К потребностям относят не только то, что приносит людям пользу, нужно для жизни, но и настоящие запросы на предметы, каковые могут быть вредными для здоровья, но потребляются людьми в силу сложившихся привычек и приобретаемого ими наслаждения, удовлетворения.

В марксистской теории в большинстве случаев выделяют три группы потребностей:

  • материальные,
  • социальные
  • духовные.

Материальные потребности пища, одежда, жилье. Материальные потребности смогут удовлетворяться как товарами, так и одолжениями (ремонт автомобиля, консультация юриста либо доктора).

Социальные потребности обусловлены публичной природой человека.

Духовные потребности удовлетворяются в занятиях наукой, мастерством, в получении образования, в нравственном совершенствовании и пр. В широком смысле к духовной пище относятся все виды информации, каковые приобретает человек.

По мере развития общества растут возможности удовлетворения и расширения социальных потребностей, каковые связаны с участием в разных формах публичной и коллективной деятельности. Они смогут быть и материальными, и духовными, но основное то, что они обществен и обусловлены необходимостью многих людей жить и сотрудничать совместно.

В западной литературе громаднейшее распространение взяла теория американского ученого А. Маслоу, в соответствии с которой все потребности находятся в восходящем порядке от «низших» материальных до «высших» духовных:

  • физиологические (биологические) потребности (еда, питье и т. д.);
  • в безопасности (защита от боли, страха и т. д.);
  • в социальных связях (любовь, участие в группах по заинтересованностям);
  • самоуважение (достижение цели, признания);
  • в самоактуализации (реализация свойств и т. д.).

В соответствии с А. Маслоу, первые две группы потребностей относятся к низшему порядку, две последние – к высшему. До тех пор пока не удовлетворены потребности низшего порядка, не действуют потребности высшего порядка.

Степень удовлетворения потребностей определяется уровнем развития двух сфер: к первой относится материальное производство, ко второй – нематериальное.

Потребности разделяются на биологические и социальные, последние обусловлены публичной природой человека. Помимо этого, различают насыщаемые и ненасыщаемые потребности.

Источником удовлетворения потребностей есть благо.

Различные авторы по-различному его определяют. Одни из них ограничивают познание блага предметами и вещами. Другие относят к благам не только продукты труда, но и подарки природы. Самый распространенным есть вывод, определяющее благо как любой хороший эффект, удовлетворяющий потребность человека.

Благо – это каждая полезность (предмет, продукт труда, услуга), удовлетворяющая определенную людскую потребность.

Блага подразделяются на:

  • материальные и нематериальные;
  • экономические и неэкономические;
  • настоящие и будущие;
  • прямые и косвенные;
  • услуги и товары;
  • потребительские блага и производственные ресурсы (по степени удаленности от конечного потребления);
  • по длительности применения – на краткосрочные и долгосрочные;
  • по характеру потребления – на частные и публичные;
  • взаимодополняющие, взаимозаменяющие, нейтральные.

Материальные блага – это:

  • подарки природы – почва, воздушное пространство;
  • продукты производства – строения, автомобили, продукты питания.

Нематериальные блага – это блага, влияющие на развитие свойств человека:

здравоохранение; мастерство; театры; музеи; образование.

Нематериальные блага делятся на:

  • внутренние – даны человеку от природы и он развивает их (музыкальный слух – игра, выполнение, голос – пение);
  • внешние– это то, что дает внешний мир для удовлетворения потребностей (деловые связи, протекция и т. д.).

В базе деления благ на экономические и неэкономические лежит соотношение между имеющейся потребностью в благах и дешёвым их количеством, находящимся в распоряжении.

К экономическим благам относятся те, каковые являются объектом либо результатом экономической деятельности, т. е. каковые возможно взять числом, ограниченном если сравнивать с потребностями. Это связано с уникальностью ресурсов.

Неэкономические блага (даровые блага) предоставляются природой без упрочнений человека (воздушное пространство, вода и т. д.). Эти блага существуют в природе «вольно» числом, достаточном для полного и постоянного удовлетворения потребностей человека.

Особенное место среди благ, нужных человеку, роль которых возрастает, занимают услуги.

Услуга –это целесообразная деятельность человека, итог которой проявляется в нужном эффекте, удовлетворяющем какие-либо потребности человека.

Специфика услуги содержится в том, что она не имеет вещественной формы, но результат деятельности человека, имеющим нужный эффект (торговля, банно-прачечное хозяйство, ремонтные работы и т. п.).

Публичные блага – блага, к каким имеют доступ все индивиды.

К публичным благам относятся: защита, порядок, пожарная безопасность, бесплатное образование, общедоступное посещение парков, музеев и т.п.

В противоположность частным благам публичные блага:

  • неконкурентны – потребление для того чтобы блага одним человеком не уменьшает количество блага, дешёвое вторым;
  • носят неисключающий темперамент, что не разрешает исключить кого-либо из пользования этими благами.

Эти характеристики не разрешают назначать плату за публичные блага, благодаря чего частный сектор оказывается не заинтересованным в финансировании их производства. Различают общенациональные и местные (локальные) публичные блага.

1.3 выбор и Ограниченность Ресурсы и блага


Также читать:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: