Блаж. феофилакт болгарский

Послание к Римлянам святого апостола Павла.

Глава 7, стих 14 – глава 8, стих 2.

Блаж. Феофилакт Болгарский

«Потому что мы знаем, что закон духовен, а я плотян, реализован греху». Апостол заявил, что грех открылся чрез заповедь. Посему, чтобы ты не поразмыслил, что виной греха закон, произносит неспециализированный решение суда и говорит: потому что мы знаем, что закон духовен. Всем, говорит, известно и всеми признано, что закон отнюдь не есть обстоятельство греха, но что он духовен, другими словами — враг порока и наставник добродетели. От чего же случился грех при столь дивном наставнике? От немощи и нерадения учеников. Потому что я, говорит, плотян, что означает: все естество человеческое, как до дарования закона, так и на протяжении закона, наполнено было множеством страстей; потому что благодаря правонарушения Адамова мы не только сделались смертными, но природа отечественная взяла страсти, предалась греху и стала рабой, так что и головы не имела возможности поднять.

«Потому что не осознаю, что делаю». Тут говорит не о совершенном неведении, потому что если бы грешили в неведении, то за что же были бы наказываемы? Что же говорит? Пребываю во тьме, увлекаюсь, не знаю, как увлекает меня грех. Посему, в то время, когда говорит: не осознаю, то показывает не на незнание того, что должно делать, но на опасности, ковы, обольщение, увлечение. Все это говорит о людях, живших до пришествия Христа во плоти, не смотря на то, что представил самого себя.

«По причине того, что не то делаю, что желаю». Так выражается вместо следующего: потому что тогдашние люди не то делали, что желали. Выражаясь же так, не внушает необходимости либо принуждения. Но что говорит? Вот что: чего не одобряли, чего не принимали, чего не обожали, то делали. Потому что потом присовокупляет:

«А что ненавижу, то делаю». Видишь ли, что не вводит ни принуждения, ни необходимости? Потому что в другом случае присовокупил бы: к чему вынуждаюсь необходимостью, то делаю. Но это не сообщил, а говорит: что ненавижу. Как же случилось зло? По увлечению, по немощи, которую имели от правонарушения Адамова. Эту-то немощь и не имел возможности уврачевать закон, не смотря на то, что и сказал, что должно делать; ее уврачевал, пришедши, Христос. Итак, тут во всем, что сообщил и что собирается сообщить, цель у апостола та, дабы доказать, что естество человеческое пришло в неисцелимое состояние и что его никто не исцелит, не считая Христа.

«В случае если же делаю то, чего не желаю, то соглашаюсь с законом, что он хорош». Что закон хорош, говорит, видно из того, что я по природе знаю, что должно делать, и что разум у меня не поврежден, не смотря на то, что я и предаюсь пороку.

«А потому уже не я делаю то, но живущий во мне грех. Потому что знаю, что не живет во мне, другими словами в плоти моей, хорошее; по причине того, что желание хороша имеется во мне, но дабы сделать оное, того не нахожу». Не заявил, что плоть делает это, но грех, другими словами увлекающее меня мучительство греха. Что же болтают вооружающиеся против плоти и исключающие ее из творений Божиих? Они предъявляют: так как апостол говорит: не живет во мне, другими словами в плоти моей, хорошее. Выслушай, в каком отношении высказал он это. Человек складывается из двух плоти: и частей души; из них первая, другими словами душа, властвует всем, а плоть имеется раба. Посему выражение: не живет в плоти моей хорошее значит: не состоит во власти плоти, но во власти души; что изберет душа, то совершает плоть. Все равно, как в случае если кто сообщит, что стройный звук не в гуслях, но в гуслисте, тот не унижает гуслей, но показывает превосходство живописца пред инструментом.

«По причине того, что желание хороша имеется во мне, но дабы сделать оное, того не нахожу. Хорошего, которого желаю, не делаю, а злое, которого не желаю, делаю. В случае если же делаю то, чего не желаю, уже не я делаю то, но живущий во мне грех». Словом не нахожу обозначил козни и нападение греха; потому что слагает вину и с существа души и с существа плоти и все приписывает порочной деятельности и воле. В то время, когда говорит: которого не желаю, то слагает вину с души, а в то время, когда говорит: уже не я делаю, то слагает вину с тела. Кто же делает зло? Грех, что, по словам Иоанна Златоуста, имеется порочная и грехолюбивая воля. А эта воля не есть создание Божие, но отечественное перемещение. Воля сама по себе имеется творение Божие; но воля, направленная к известной цели, имеется что-то отечественное собственное, воздействие отечественного произволения. Выше сообщено, что такое грех, другими словами мучительство греха, увлекающее ум отечественный чрез наслаждение.

«Итак я нахожу закон, что, в то время, когда желаю делать хорошее, прилежит мне злое». Выражение неясное; в нем чего-то недостает. Надлежало бы сообщить: итак, в то время, когда желаю делать хорошее, нахожу себе в законе защитника, но не делаю хорошего, по причине того, что прилежит мне зло. Суть настоящего места таковой: познание хороша из начала положено в меня; нахожу кроме этого, что и закон защищает оное, и хвалит, и я хочу делать добро, но вовлекаюсь какой-то второй силой, и мне прилежит зло, другими словами воздействие зла не уничтожается во мне. Но, святой Иоанн Златоуст, истолковав настоящее место как неполное, внушает, что его возможно осознавать и в противном случае, как раз так: нахожу, что закон дан не второму кому, но мне, желающему делать хорошее; потому что закон имеется закон лишь для желающих делать хорошее, как желающий того же, чего хочет и он. Это уяснится из последующего.

«Потому что по внутреннему человеку нахожу наслаждение в законе Божием; но в участниках моих вижу другой закон, противоборствующий закону ума моего и делающий меня пленником закона безнравственного, находящегося в участниках моих». Я знал добро и до закона, и в то время, когда нахожу оное изображенным в письменах, хвалю закон и соглашаюсь с ним по внутреннему человеку, либо по уму собственному. Но вижу другой закон, другими словами грех, что назвал законом вследствие того что обольщаемые им покорствуют ему и опасаются покинуть его, как закон, что должен быть выполнен. Закон данный противоборствует закону ума моего, другими словами закону естественному (выше назвал его внутренним человеком, а сейчас светло именует его умом), и одерживает верх, кроме того делает меня пленником, побеждая и естественный, и письменный закон. Как именно делает пленником? Законом безнравственным, другими словами силой, мучительством. Не сообщил: влечением плоти, либо природой плоти, но законом безнравственным, господствующим в участниках моих. Значит, в этом не виновата плоть. В случае если разбойник займет царский дворец, то дворец нимало не виновен в том. Так и тут: в случае если в участниках моих обитает грех, то от этого плоть не зла. Кое-какие подмечают тут четыре закона: один — Божий, научавший нас приличному, второй — противоборствующий, приходящий к нам по действию диавола, третий — закон ума, другими словами естественный, последний — находящийся в участниках отечественных, другими словами грехолюбивое склонность и произволение к злу, делающие нас при помощи привычки нечувствительными, ожесточенными сердцем.

«Бедный я человек! кто избавит меня от этого тела смерти». Закон естественный стал недостаточен, закон писанный был бессильным, тот и второй победило мучительство греха. Откуда же будем сохранять надежду спасения? Кто избавит меня от этого тела смерти?, другими словами повинного смерти. Потому что тело, сделавшись подверженным страданию благодаря правонарушения, стало от этого и сподручным греху. Сообщит кто-нибудь: в случае если тело было сподручно греху, то за что были наказываемы безбожники до пришествия Христова? За то, что им даны такие заповеди, каковые они имели возможность выполнить и пребывав во власти греха.

«Благодарю Всевышнего моего Иисусом Христом, Господом отечественным. Итак тот же самый я умом моим помогаю закону Божию, а плотию закону греха». Возглас страдания испускает плененный грехом человек. — Бедный я! Не смотря на то, что человек и сам виноват в том, что отдает себя во власть греха, но, однако, все-таки в базе его страданий лежит вина, унаследованная им от собственного прародителя, Адама, за которую должно мучиться все люди. — Кто избавит меня — правильнее: кто ринется (???????) за меня сразиться и избавить меня от плена?! — От этого тела смерти. Возможно, само собой разумеется, перевести и без того сходу: ?? ?. ??????? ?. ?. ??????, — с грамматической точки зрения тут неточности нет. Но в случае если учесть то, что раньше Апостол ничего не сказал о качествах тела (????), то таковой перевод должен быть признан тут неподходящим. Лучше исходя из этого перевести так: «от тела смерти данной». Эта фраза будет, так, обозначать тело, подпавшее влиянию греха и ему служащее (ср. 6:6 — тело греха). От такого-то тела и желал бы избавиться Апостол (ср. Кол. II:11). — Благодарю Всевышнего… Апостол не имеет возможности удержаться от выражения эйфории по поводу взятого через Христа спасения от для того чтобы тягостного разлада. Но он не входит в подробности совершения этого спасения, по причине того, что о них он сказал и в III, и в V гл. — Итак… Тут дается заключение ко всему отделу, начинающемуся 14-м и кончающемуся 24-м стихом. — Тот же самый — вернее: «а сам я», т. е. человек, предоставленный собственным силам, без помощи Христа. Таковой человек умом помогает закону Божию, а плотью — закону греха. — Закон Божий — это не Моисеев закон, а закон ума (ст. 23), что побуждает ум человека невозрожденного сорадоваться закону Божию (ст. 22) и что назван Божиим вследствие того что Всевышний как раз требует от человека для того чтобы отношения к Его закону. Служение, какое имеется тут в виду, имеется служение внутреннее, поскольку внешнее служение человека посвящается закону греха.

Так, Апостол — как верно растолковывает Bonnet (Comm. p. 85) — говорит тут не о естественном человеке в его состоянии добровольного греха и неведения, не о чаде Божием, возрожденном благодатью Божией, а о человеке, совесть которого, пробужденная законом, с серьезностью, испуганно и трепетом, но все-таки сомостоятельно, начала вызывающую большие сомнения борьбу со злом. Само собой разумеется, такая борьба должна была окончиться для человека неудачею… Кроме этого оканчивается она и для возрожденного, в то время, когда он делается в положение человека, изображенного в VII гл. Ап. Павлом. Если он забывает о Христе и Его благодатной помощи, то и для него не может быть надежды на успех, как бы ни были совершенны те цели, к каким он пытается. Исходя из этого жалобы Ап. Павла на разлад душевный, какой он испытал в фарисействе, смогут опять раздаться из уст христианина без Христа.

«Благодарю Всевышнего моего Иисусом Христом, Господом отечественным. Итак тот же самый я умом моим помогаю закону Божию, а плотию закону греха». Поставленный в безнадёжное положение и не отыскавший другого спасителя, по необходимости отыскал Спасителем Христа. Исходя из этого и благодарит Всевышнего Отца Иисусом Христом, Господом отечественным, другими словами обстоятельством благодарения, Христом. Он, говорит, выполнил то, чего не имел возможности сделать закон: Он избавил меня от немощи плоти, укрепив ее, так что она не состоит уже под мучительством греха, но как чрез правонарушение Адама сделавшись смертной, стала удобопреодолимой для греха, так, чрез послушание Распятого и Воскресшего, взяв залог нетления, мужественно противится греху.

«Итак тот же самый я умом моим помогаю закону Божию, а плотию закону греха». Сообщил помогаю вместо «служил»; потому что вспоминает о прошлом.

«Итак нет сейчас никакого осуждения тем, каковые во Христе Иисусе живут не по плоти, но по духу». Собираясь заявить, что нет сейчас никакого осуждения и т.д., и продемонстрировать неизреченную благодать Христову, вспоминать, каковы мы были прежде и что мы умом познали хорошее, но плотию, другими словами по немощи плоти подчинялись закону греха. Но сейчас нет никакого осуждения тем, каковые во Христе Иисусе, другими словами сподобившимся крещения. А потому, что многие грешат и по окончании крещения, то присовокупил: живут не по плоти, давая сим разуметь, что все зло происходит от отечественного нерадения. Потому что сейчас вероятно и легко жить не по плоти, а до Христа это было очень тяжело. Но мы должны не только не жить по плоти, но и жить по духу, потому что венец доставляется не воздержанием от порока, но участием в духовных и добродетели делах.

«По причине того, что закон духа судьбы во Христе Иисусе высвободил меня от смерти и закона греха». Законом духа именует Духа Святого, как и грех назвал законом безнравственным. А законом судьбы назвал закон тот в отличие от закона безнравственного, доставившего нам и смерть. Потому что благодать Божия умертвила и грех и смерть, а сделав для нас борьбу легкой, вывела так на подвиг. Злые языки дерзнули разуметь тут под законом безнравственным закон Моисеев; но апостол нигде не наименовал его так, а назвал его духовным и святым. В случае если же, возражают, и Моисеев закон духовен, то какое же различие между им и законом Духа? Большое. Закон Моисеев лишь дан Духом, а закон Духа и преподал Духа.

Толкование на Евангелие от Матфея. Глава 13 — 28. Блаженный Феофилакт Болгарский


Также читать:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: