Блок «социальная психология» и «социология»

Ольга Викторовна Кишенкова

ЕГЭ 2017. Обществознание. Метод написания произведения

ЕГЭ. Задания с развернутым ответом –

«Ольга Викторовна Кишенкова. ЕГЭ 2017. Обществознание. Метод написания произведения»: Эксмо; Москва; 2017

ISBN 978-5-699-88630-2

Аннотация

Эта книга окажет помощь обучающимся готовиться к написанию мини-сочинения на ЕГЭ по обществознанию (задание 29). Приводятся советы по написанию мини-произведения, обзор обычных тем, сгруппированных по пяти содержательным блокам («Философия», «Экономика», «Социальные отношения», «Политология», «Право»), и образцы произведений.

Посредством данной книги обучающиеся ознакомятся с темами, предлагаемыми на экзамене, и правилами их выбора, и обучатся писать мини-сочинение по обществознанию на верховный балл.

Ольга Викторовна Кишенкова

ЕГЭ 2017. Обществознание. Метод написания произведения

О. В. Кишенкова – кандидат исторических наук, доцент кафедры методики преподавания истории, социально-политических дисциплин и права профессиональной повышения переподготовки и Академии квалификации работников образования Министерства образования РФ

© Кишенкова О. В., 2017

© ООО «Издательство «Эксмо», 2017

Раздел 1. Советы по написанию мини-произведения (задание 29)

Написание мини-сочинения по обществоведческой теме – это последнее задание контрольно-диагностических материалов единого госэкзамена по обществознанию. Оно есть самый сложным для исполнения, поскольку ученику нужно самостоятельно сформулировать проблему, обосновав её нужными теоретическими доводами, и проиллюстрировать конкретными примерами.

Отечественные советы, направленные выпускникам, нацелены на то, дабы максимально прояснить метод написания мини-произведения, сориентировать в подборе темы.

Предлагаем для начала ознакомиться с обычными темами, предлагаемыми для написания мини-сочинения на едином национальном экзамене по обществознанию.

Обзор обычных тем, предлагаемых для написания мини-произведения

Темы мини-произведений сгруппированы по пяти содержательным блокам. В качестве темы – афористические высказывания знаменитостей, мыслителей, публичных деятелей, публицистов, содержащих ту либо иную актуальную обществоведческую проблему.

Блок «Философия»

Первый блок воображают темы, условно объединённые в раздел «Философия».Данный раздел максимально ёмкий с позиций представленных тем. Во-первых, предлагаются к рассмотрению темы, раскрывающие специфику общества в целом как совокупность целостных взаимодействий и связей между составляющими её элементами. Так, например, возможно привести высказывание политического деятеля и древнеримского мыслителя Л. А. Сенеки: «Общество – свод камней, что обязательно рассыпался бы, если бы любой камень не поддерживал собою остальные». Выбрав подобную тему, ученику предстоит раскрыть проблему целостности общества, взаимозависимости и взаимосвязи входящих в него университетов.

Кроме этого типично в философском блоке традиционно представляются темы, которые связаны с понятием «публичный прогресс». Приведём как пример высказывание Н. Г. Чернышевского: «Прогресс имеется возведение человека в человеческий сан» либо афоризм Ж. Ренана: «Промышленный прогресс совсем не параллелен в истории с прогрессом истинной цивилизации и искусства». И в том и в другом случае нужно раскрыть сущность прогресса и сформулировать позицию по соотношению в прогрессивных трансформациях технической и гуманитарной составляющих.

Думая об публичном прогрессе, нужно разглядеть кроме этого отдельные методы, формы, проявления социальных трансформаций, сопоставить и сравнить их между собой. Так, например, видится высказывание политического деятеля и французского учёного, социалиста Ж. Жореса: «Революция имеется безжалостный метод прогресса». Решив о написании мини-сочинения на эту тему, необходимо помнить, что проблему нужно формулировать не в понимании революции как формы публичного прогресса, а значительно шире – как осмысление сути публичного прогресса в целом и сравнение его революции и: основных форм эволюции, пояснение мысли автора о варварстве в осуществлении публичных изменений, цене того, что люди в большинстве случаев связывают с прогрессивностью изменений. Универсальным правилом при написании мини-произведения, так, делается представление расширенного проблемного поля темы. Подобный подход разрешает распознать большее количество качеств, совершить сравнительный анализ разных сторон и аспектов.

К философскому разделу кроме этого относятся темы, затрагивающие общества и взаимосвязь человека с природой, неприятности экологического кризиса, кризиса потребительского отношения человека к окружающей среде. Примером данной темы есть высказывание Ф. М. Достоевского: «…Соприкосновение с природой имеется самое окончательное слово всякого прогресса, науки, рассудка, здравого смысла, отличной манеры и вкуса». Экологическая проблематика максимально актуальна для современного его миропонимания и человека. Раскрывая эту тему, возможно выходить на понятие «коэволюции» природы и общества, сформулированное известным русским учёным Н. Моисеевым.

Актуальным представляется включение в содержательный контент тем афоризмов, высказываний, обращённых к специфике современного общества, его инновационной сущности, динамизму. Как пример приведём высказывание Стива Джобса, руководителя и основателя компании Apple: «Инновация сейчас рождает фаворита».

Философский раздел включает в себя тематику философской антропологии, предназначения человека и философского осмысления сущности, мира и соотношения человека, в котором он живёт, понимания смысла людской бытия. Как пример приведём афоризм русского религиозного философа П. Флоренского: «Человек в мире, но человек так же сложен, как мир. Мир – в человеке, но и мир так же сложен, как и человек». Тема представляется очень сложной для написания, поскольку потребует от выпускника сложных и абстрактных философских размышлений о природе человека, об отражении в человеке мироздания, о соотношении мира – космоса с микрокосмосом, человеком. Думается, что выбор аналогичной темы возможно советовать лишь прекрасно подготовленным по философской проблематике выпускникам, могущим и любящим рассуждать.

Ответственной проблемой философской антропологии есть вопрос о связи человека с обществом, вторыми людьми. Приведём как пример высказывание германского философа XIX века И. Фихте: «Человек рекомендован для жизни в обществе; он обязан жить в обществе; он не полный, законченный человек и противоречит самому себе, если он живёт изолированно». Раскрывая тему, вводим понятие личности как совокупности социально акцентированных качеств человека, обосновываем органичность связи человека с обществом, его развитии в контактах и в общении с людьми. В произведении возможно применить логический приём «от противного», другими словами смоделировать обстановку развития человека вне контактов с людьми, изолированно, к примеру, продемонстрировать на примере семьи Лыковых, отшельников, найденных в алтайской тайге. Кроме этого, возможно приводить примеры о том, что у большинства народов в качестве самого тяжёлого наказания предусматривалось изгнание человека из родного города, села, семьи, лишение его общения и привычного круга взаимодействия.

Кроме этого к проблематике философской антропологии возможно отнести высказывание мыслителя и австрийского врача З. Фрейда: «Работа как ничто второе в жизни связывает индивида с действительностью. В собственной работе он как минимум надёжно привязан к части действительности, к людской обществу». Принципиально важно раскрыть при выборе данной темы роль труда в формировании людской личности, продемонстрировать взаимозависимость и взаимосвязь, общества и взаимообусловленность человека.

Максимально сложны для раскрытия на экзамене темы произведений, затрагивающие гносеологические неприятности, неприятности истины, познаваемости мира, постижения человеком самого себя. Проиллюстрируем данную категорию тем следующими примерами: «Тяжело осознать, каким вторым путём возможно прийти к истине и овладеть ею, если не копать и не разыскивать её, как скрытый клад и золото» (Д. Локк); «Основное препятствие познания истины имеется не неправда, а подобие истины» (Л. Н. Толстой); «Любая истина рождается как ересь, а умирает как предрассудок» (Т. Гексли); «Только в людях себя познать способен человек» (И. Гёте). Выбор аналогичной проблематики потребует от выпускника раскрытия понятия «познание», специфики процесса познания, сложности дорог познавательной деятельности, понятия «истина», её критериев и свойств. Последняя из приведённых тем предполагает выход на проблему самопознания, изюминок познания человеком самого себя через призму взаимоотношений к нему и понимания его вторыми людьми.

Помимо этого, в философский блок тем включены кроме этого вопросы, которые связаны с философией культуры. Данный диапазон тем достаточно широк. Темы, которые связаны с феноменом духовности, роли и места духовной культуры в жизни человека и общества. Включаются темы, которые связаны с осмыслением роли культуры в социализации человека, с формированием творческой, креативной сущности духовной личности. роли и Раскрытие места каждой из форм духовной культуры – науки, искусства, религии, морали, образования – в развитии общества – очень возможная тематика для произведения. Приведём в качестве примеров последовательность тем.

Так, систематично присутствуют в содержательном контенте тем высказывания, которые связаны с образованием, школой. Высказывание мецената и английского предпринимателя Дж. Пибоди – «Образование – это долг, что настоящее поколение должно уплатить будущему» – затрагивает роли образования и проблему места в обеспечении преемственности развития общества. Раскрывая тему, нужно сформулировать понятие «образование», раскрыть его функции как с позиций личности, так и с позиций общества. Предлагаем в данной теме обратить внимание на специфику современного образования, в то время, когда представители старшего поколения, учителя уже не смогут в чистом и готовом виде предлагать ученикам, младшему поколению завершённые знания. Мультиинформационная среда, быстрое устаревание и генерирование информации предполагают выговор на освоении не столько багажа знаний, сколько познавательных и практических умений, способов деятельности, определённых ценностных ориентиров, компетентностей.

Потому, что современная цивилизация немыслима без научных прорывов, фундаментальных открытий, восприятия человеком мира в парадигме научных знаний, систематично видятся темы, посвящённые значению и специфике науки в развитии общества. В качестве примеров приведём высказывание известного учёного, одного из основателей позитивизма в философии, Г. Спенсера: «Наука – это организованное знание». Либо высказывание учёного-физика А. Эйнштейна, основателя теории относительности: «Наука – это попытка привести хаотическое многообразие отечественного чувственного опыта в соответствие с некоей единой совокупностью мышления». При раскрытии темы обращаем внимание на систематизацию, логическую стройность, последовательность научных концепций и выводов, формирование научных знаний в целостные школы, направления. Кроме раскрытия понятий «наука», «научное познание», обстоятельно расписываем показатели научного знания, отличие научных знаний от иных, ненаучных знаний (обыденных, эстетических, религиозных). Полагаем нужным проиллюстрировать тему примерами из истории науки, развития научного знания, вклада учёных в формирование целостной картины мира. Допустим, привести данные о разработке учёными теории света (волновая – корпускулярная – квантовая).

Заслуживают отечественного внимания темы, которые связаны с мастерством, художественной культурой. Они разрешают выйти на межпредметные связи, аналогии, привлечь материал, купленный на уроках литературы, всемирный художественной культуры, визита музеев, выставок, экспозиций. Как пример приведём высказывание германского философа Г. Гегеля: «Каждое художественное произведение в собственности собственному времени, собственному народу, собственной среде». При раскрытии темы делаем упор на связи произведений искусства с судьбой, историческими событиями, социальными явлениями, отыскавшими в них собственное образное отражение. В теоретическом разделе произведения раскрываем понятие «мастерство», формулируем его главные показатели. В качестве примеров возможно привести творчество живописцев ренесанса, органично отразивших гуманистическую идеологию раннего Нового времени в Европе, и творческую деятельность живописцев-передвижников, композиторов, объединённых в «Могучую кучку». Очень увлекательным было бы приведение произведений, отражающих созвучных ритму и эстетику постмодернизма, сложности, динамике современной цивилизации.

Приведём как пример ещё одно высказывание Г. Гегеля: «Настоящие бессмертные произведения искусства остаются дешёвыми и доставляют удовольствие всем народам и временам». В данной теме, наоборот, делаем упор на универсальном, общечеловеческом содержании великих творений мастерства, отражении в художественном творчестве сущностных, вечных для человека нравственных совершенств, поисков, неприятностей. Увлекательным представляется раскрытие в данной теме фундаментального понятия «гуманизм», «гуманистические сокровища», направляться выделить извечную актуальность поисков гармонии человека с природой, с окружающими его людьми. В качестве примеров направляться обратиться к произведениям древней культуры, культуры ренесанса, русскому духовному Ренессансу, представленному творчеством Феофана Грека, Андрея Рублёва, мастера Дионисия.

Неприятность гуманизма, нравственных сокровищ есть главной при раскрытии тем, посвящённых роли и значению морали как феномена духовной культуры общества. Эта неприятность, например, отражена в высказывании гуманиста и учёного XX века А. Швейцера: «Человека возможно назвать нравственным только тогда, в то время, когда жизнь для него так священна, что он ценит животных и жизни растений наравне с судьбой собственного ближнего, и в то время, когда он с готовностью посвящает себя помощи всем живым существам, каковые в данной помощи нуждаются». При написании сочинения по данной теме приводим широкое толкование гуманизма и понятия нравственности, подчёркиваем специфику швейцеровского «благоговения перед судьбой», обращаем внимание на неразрывность гуманистического нравственного отношения к человеку, людям и экологического мировоззрения, бережного отношения к природе, признания гармоничного развития человека в единстве с природной средой. Приводя конкретные примеры к данной теме, возможно поведать о деятельности гуманитарных и экологических волонтёрских фондов и организаций, помощи животным, появлявшимся на грани уничтожения, помощи животным, появлявшимся на улице, без заботы хозяев и т. д. Принципиально важно наряду с этим выделить деятельную, хорошую сущность моральных правил, активности и моральной жизни.

Завершают философский раздел темы, затрагивающие особенность и специфику религии как способа духовной познания и формы культуры человеком окружающего мира и самого себя. Проблематика, которая связана с осмыслением роли и места религии, религиозной веры в людской судьбе представляется максимально сложной, требующей от выпускника большого уровня обществоведческой подготовки. Приведём пара тем, в которых отражается религиозная тематика. Во-первых, высказывание драматурга и немецкого поэта Ф. Шиллера: «В лице собственных всевышних человек рисует собственный личный портрет». В контексте представленной темы нужно раскрыть сущность религии как особенной, своеобразной формы публичного сознания, сформулировать обстоятельства происхождения религиозных вер, продемонстрировать сообщение религиозных догматов и обрядов с уровнем, условиями социального бытия народов, созданных ими цивилизаций и культур. Кроме этого возможно остановиться на значительных функциях религии в жизни человека, отражении его внутреннего духовного мира, нравственных поисков. Как пример, например, возможно привести историческую обусловленность религиозных реформаций, поведать о духовных исканиях современного человека, рождении новых религий. Подобно раскрывается тема, заданная высказыванием французского писателя Анатоля Франса: «Религии, подобно хамелеонам, окрашиваются в цвет земли, на которой они живут». Контекст данной темы немыслим без приведения примеров из истории, говорящих о происхождении разных религий. К примеру, возможно охарактеризовать особенности и специфику язычества древних славян, затронуть проблему двоеверия Руси, сочетания в её духовной традиции языческих и христианских баз.

Более сложный контекст – религиозно-философский, он представлен высказыванием русского философа Павла Флоренского, историка и богослова религий: «Религия имеется – либо, по крайней мере, притязает быть – художницей спасения, и дело её – выручать. От чего же выручает нас религия? Она выручает нас от нас, – выручает наш внутренний мир от таящегося в нём хаоса». При раскрытии темы обращаем внимание на мировоззренческие, познавательные, аксиологические, компенсаторные нюансы религии. Показываем, как целостная религиозно-философская картина мира, порождённая людской сознанием, определяет его жизненный путь, нравственные ориентиры.

Другой контекст затронут высказыванием политического деятеля и американского мыслителя Б. Франклина: «Без благословения небес возможно уничтожено всё, что создано человеком, хотя бы в базе его благополучия лежали трудолюбие, бережливость, благоразумие и предусмотрительность». Франклин акцентирует отечественное внимание на том, что каждому человеку нужно духовное, нравственное основание собственного бытия, деятельности, труда. Нужно соизмерять содеянное с сокровищами, совершенствами, воплощёнными в идее Всевышнего.

Темы философского блока владеют как выраженными преимуществами, так и очевидными трудностями при выборе. Преимущество – в их абсолютной широте, возможности раскрытия на предельно широком спектре понятий, теоретических положений. В этом же, по сути, и заложены трудности, потому, что философские темы сложнее раскрывать на конкретных примерах, положениях, обстановках. Сложен и понятийный последовательность философских тем. Большая часть понятий, видящихся в них, неоднозначны, имеют интерпретации и различные трактовки.

Блок «Экономика»

Второй блок тем охватывает неприятности экономического раздела курса «Обществознание». Их базисное отличие – конкретика, операционально-прикладной темперамент, оперирование с комплектом явлений, процессов, каковые повседневно тревожат каждого человека, связаны с материальными качествами его бытия.

Начнём обзор главных тем по экономическому разделу с высказывания Л. Питера: «Экономика имеется мастерство удовлетворять бесконечные потребности при помощи ограниченных ресурсов». Проблематика темы лежит в поле самые общих, базисных вопросов экономической теории, понимания сущности экономики как сферы, области судьбы общества, понимания ограниченности имеющихся в распоряжении людей экономических благ. Раскрывая тему, вводим понятие «экономический выбор» либо «другая цена», перечисляем главные факторы, определяющие выбор, приводим конкретные примеры ограниченных благ и их применения.

К главным фундаментальным базам экономической деятельности относится хозяйственная специализация и разделение труда. Разглядим для примера высказывание классика экономической мысли А. Смита: «Величайший прогресс в развитии производительной силы труда и большая часть мастерства, сообразительности и умения, с каким он направляется и прилагается, явились, по-видимому, следствием разделения труда».

В рамках данной темы прежде всего вводим само определение понятия «разделение труда». Приводим факторы, на которых основан выбор типа и модели хозяйственной деятельности. Нам нужно в формате темы коснуться как принципа «полного преимущества», так и «относительного» либо «сравнительного преимущества» в качестве баз выбора хозяйственного профиля страны, региона, компании.

К общетеоретическим вопросам кроме этого относится тема, выводящая на взаимозависимости экономики и раскрытие взаимосвязи с политикой. Как пример приведём высказывание А. Минченкова: « Экономика дружит с политикой только на удачных условиях». Раскрывая тему, подчёркиваем, что экономике характерен прагматизм и максимальный рационализм, в политике же смогут в основном находиться эмоциональные, конъюнктурные факторы, обусловленные борьбой за власть. И рациональность в политике пара другая, чем в экономике. В данной связи время от времени политические ответы смогут вызывать кризисные явления и процессы в экономике. И, наоборот, гармонизация экономической рациональности и политического интереса постоянно даёт хороший прирост.

К неспециализированным экономическим проблемам возможно отнести и высказывание известного либерального экономиста Ф. фон Хайека: «Экономический контроль неотделим от контроля над всей судьбой людей, потому что, осуществляя контроль средства, нельзя не осуществлять контроль и цели». На отечественный взор, в данной теме кроме этого нужно сосредоточиться на проблеме экономического выбора, зависимости решений от специфики, задач и целей конкретных обществ, экономических и политических совокупностей.

Большая часть экономических тем связано с пониманием сущности, специфики, отличия рыночной совокупности хозяйствования, изюминок функционирования рыночного механизма, основанного на балансировании предложения и спроса. Главные неприятности при раскрытии специфики рыночной экономики: экономическая свобода и рынок, конкуренция и рынок, ориентация производителя на рынке на потребительские предпочтения, рынок и главная личная частный интерес и форма собственности.

Приведём пара обычных тем, затрагивающих эту проблематику:

«Мы предполагаем на рынке предложения и сил свободную игру спроса» (А. Маршалл).

«самоё эффективное средство с целью достижения и обеспечения благосостояния – борьба» (Л. Эрхард).

«Борьба – это централизованное планирование, осуществляемое множеством независимых индивидов» (Ф. фон Хайек).

При написании сочинений по приведённым высказываниям приводим само понятие рыночной экономики, раскрываем её специфику, вводим понятия спроса, предложения, закона предложения и закона спроса, формирования рыночного равновесия.

При раскрытии тем, затронутых в высказываниях Л. Эрхарда и Ф. фон Хайека, нужно очень коснуться понятия рыночной борьбе и её функций.

Альтернативой рыночной экономике выступает экономическая модель национального социализма – экономика плановая, командно-административная. Приведём для иллюстрации фразу У. Черчилля: «Если вы разрушаете вольный рынок, вы создаёте тёмный рынок. В том месте, где существуют десять тысяч предписаний, не может быть никакого уважения к закону». Непременно, Черчилль есть критиком и последовательным противником плановой совокупности хозяйствования. Характеризуя плановую экономику, на отечественный взор, нужно затронуть объективные обстоятельства происхождения аналогичной модели хозяйствования, продемонстрировать обстоятельства экономической неэффективности планового огосударствленного хозяйства.

Значимое место в структуре тем сочинений по экономическому разделу обществознания отводится микроэкономическим проблемам: роли и месту компании в рыночной экономике, правилам управления компанией, в принятии хозяйственных ответов. Тут нужно обратиться к чёрту фундаментальных моделей и менеджмента и принципов маркетинга, обратить внимание на специфику действенного управления персоналом в современной компании. К примеру, при составлении сочинения по высказыванию известных экспертов по теории управления компанией Т. Питерса и Р. Уотермена «До тех пор пока вы не осознали потребителя, вы не сможете осознать существа деятельности вашего предприятия», обращаем внимание на ведущую роль потребителя в принятии хозяйственных ответов. Компании для её успешного функционирования нужно изучать не только текущее состояние рынка, текущие тенденции потребительского спроса, но и возможности его трансформации. Лишь максимально правильное познание потребностей разрешит выстроить действенную стратегию бизнеса, разрешит компании верно позиционировать себя на рынке.

К приведённой теме примыкают и следующие высказывания:

«Изменяются рынки, изменяются вкусы. Исходя из этого и компании и предприниматели в рыночной борьбе должны изменяться также» (Э. Вэнг).

«Не работодатель выдаёт заработную плат, работодатель лишь распределяет деньги. Заработную плат выдаёт клиент» (Г. Форд).

«Маркетинг пребывает в том, дабы поведать людям (либо распространить среди людей) историю о ваших преимуществах, причём так, дабы эти люди имели возможность оценить такие преимущества» (С. Годин).

«Любая коммерция – это попытка предвидеть будущее» (С. Батлер).

«Погоня за прибылью – единственный метод, при помощи которого люди смогут удовлетворить потребности тех, кого они вовсе не знают» (Ф. фон Хайек).

Теоретические доводы, понятийный последовательность, проблемные положения связаны с ориентацией компании на спрос. Возможно учесть только кое-какие своеобразные выговоры. К примеру, в сочинении по высказыванию Э. Вэнга обратить внимание на динамичность обстановки на рынке, на разные факторы, воздействующие на её изменение. Выбрав высказывание Г. Форда, основателя наибольшей автомобильной компании США, в примерах направляться обратиться к опыту конкретных компаний, развития конкретных бизнесов, как успешных, так и не через чур. Обстоятельства неудач компаний либо кроме того банкротств некоторых из них обусловлены прежде всего просчётами в анализе состояния рынка, обнаружении клиентских предпочтений.

Среди тем, довольно часто видящихся в контрольных измерительных материалах ЕГЭ по обществознанию, систематично видятся высказывания о месте, роли и значении финансовой системы, кредитных взаимоотношений в экономической судьбе. Приведём как пример высказывание Г. Форда: «Удачливый банкир в среднем менее умён и дальнозорок, чем удачливый предприниматель, и всё-таки банкир фактически господствует в обществе над предпринимателем при помощи господства над кредитом».

Раскрывая тему, нам нужно привести понятие банка как особенного университета денежной совокупности, раскрыть его главные функции. В первую очередь, останавливаемся на функции кредитования, предоставления свободных средств фирмам в качестве главного источника финансирования бизнеса. В данной связи нужно затронуть механизм установления учётной ставки банковского процента – главного инструмента, воздействующего на цена заёмных денег для развития бизнеса.

Очень выделим высказывание К. Гепперта и К. Пата: «Центробанк – это банк, при помощи которого государство вмешивается в дела частных банков и что, в отличие от них, может сам печатать необходимые ему деньги». Раскрытие данной темы потребует от нас хорошего знания положения центробанка в денежной совокупности страны. Нам нужно раскрыть особенности ЦБ, продемонстрировать многообразие его функций как «банка банков», главного, координирующего элемента финансовой системы, оператора и партнёра экономической деятельности правительства, как эмиссионного центра, центра формирования экономической политики, антиинфляционной деятельности.

Кое-какие темы затрагивают неприятности значения, роли страны в современной рыночной экономической совокупности. В частности, приведём высказывание одного из наибольших либеральных экономистов М. Фридмана: «Роль правительства в свободном обществе – делать то, что рынок не имеет возможности делать для себя сам, в частности определять, устанавливать и поддерживать правила игры».

Базисным понятием в данной теме для нас станет понятие «несовершенства рынка», другими словами тех обстановок, случаев, в которых рыночные механизмы уже не в состоянии отрегулировать полностью экономическую деятельность, обеспечить соблюдение правил социальной справедливости, стабильности и целостности общества. Кроме этого приводим главные направления госучастия в экономической судьбе современного общества, действия страны на экономическую стабильность, борьбу с инфляцией, помощь наиболее значимых фирм во время кризиса, спада в Экономике. Принципиально важно участие страны в выстраивании совокупности социального партнёрства бизнеса с профсоюзами, высказывающими интересы работников по найму, в регулировании обстановки на рынке труда, борьбе с безработицей и т. д.

Фокусной темой есть тема, касающаяся принятия и проблемы разработки госбюджета как главного денежного замысла страны, включающего роспись его расходов и доходов. Примером может служить высказывание М. Станса «Выработка бюджета имеется мастерство равномерного распределения разочарований». Раскрывая тему, нужно коснуться правил формирования бюджета, связи бюджета с главными направлениями политики, выстраивания в расходной части бюджета приоритетов страны.

направляться расписать главные статьи доходов, формирующих бюджет, выделить и обрисовать главные расходные статьи, пояснить такие понятия, как «недостаток бюджета», «профицит бюджета», «сбалансированный бюджет». В качестве примеров приводим конкретные примеры балансирования бюджета в современной России, вторых странах мира.

Реже видятся в экзаменационных материалах темы, посвящённые проблемам торговли, обмена, правилам и логике их развития.

Обратимся кроме этого к темам, каковые связаны с изюминками управления современными компаниями, современными моделями менеджмента.

Предложим пара тем, затрагивающих данную проблему:

«Любой вечер 95 % всех активов моей компании разъезжаются на машинах по зданиям. Моя задача – создать такие условия труда, дабы на следующее утро у всех этих людей появилось желание возвратиться обратно. Креативность, которую они приносят в компанию, создаёт конкурентное преимущество» (Д. Гуднайт).

«Значение непроизводственных активов сейчас растёт. Идеи, люди, групповая работа, коммуникации, энтузиазм и, наконец, знания» (М. Вебер).

Выбирая эти темы, мы высказываемся об изюминках современных инновационных компаний, основанных на творческом потенциале, высоких опытных компетентностях работников, приоритетной роли и значении людской капитала. В первую очередь, современная экономика – это экономика знаний, информации, разработок, интеллекта. Современного работника в принципе нереально сократить функцией правильного исполнительства распоряжений, указаний и инструкций главы, начальника. Вертикальные директивные модели управления сменяются совокупностями горизонтальных связей, коопераций, сотрудничеств. Широкое развитие Сейчас взяло фрилансерство. Как раз об этом и направляться писать в контексте приведённых тем.

Коснёмся ещё нескольких тем, неприятностей, видящихся в разделе «Экономика». Так, в полной мере нам смогут попасться темы, которые связаны с ролью, сущностью, функциями денег в экономической судьбе общества. Темы, в которых нужно сформулировать понятие денег, раскрыть и пояснить функции денег в экономике. Приведём как пример высказывание К. Маркса: «Достаток деньгами имеется не что иное, как достаток продуктами, перевоплощёнными в деньги».

Серьёзной и актуальной темой есть неприятность инфляции, ожиданий и инфляционных процессов в современной экономике. Инфляционные процессы свойственны и для русского экономики, и любой из нас каждый день сталкивается с её последствиями и проявлениями: повышением цен, понижением настоящих доходов и заработных плат граждан и т. д.

Приведём обычную тему по проблеме инфляции – высказывание М. Фридмана: «Инфляция – единственная форма наказания без законного основания». Тема достаточно ясная и прозрачная с позиций её раскрытия. Вводим само понятие «инфляции», раскрываем факторы и основные причины её происхождения, опасности, каковые инфляция несёт экономическим субъектам, участникам экономических деятельности и отношений. Принципиально важно в контексте разрешённых тем предложить и пояснить комплект конкретных мер, каковые может предпринять правительство в целях борьбы с инфляцией.

Завершая обзор тем, представленных в экономическом разделе, приведём темы, характеризующие специфику, значение и роль бизнеса, предпринимательской деятельности в хозяйственной судьбе общества. Подобные темы очень свойственны для экзаменационных материалов. Их выбор возможно в полной мере поддержать актуальностью, связью с конкретной экономической действительностью, с которой соприкасается любой из нас, поскольку любой из нас есть потребителем благ, произведённых теми либо иными фирмами, бизнесами.

Приведём темы, посвящённые предпринимательству, значениям и функциям предпринимательской деятельности, ответственности бизнеса перед обществом:

«В случае если бизнес идёт прекрасно, акции в итоге последуют этому примеру» (У. Баффетт).

«Бизнес без прибыли – такой же бизнес, как солёный огурец – конфета» (Ч. Ф. Аббот).

«Бизнес – увлекательнейшая игра, в которой максимум азарта сочетается с минимумом правил» (Б. Гейтс).

В этом случае начинаем теоретический раздел произведения с определения предпринимательства, расписываем функции и ключевые принципы предпринимательской деятельности, пишем о социальной ответственности современного бизнеса перед обществом.

В качестве примеров к темам, связанным с предпринимательством, развитием конкурентного бизнеса, возможно привести пример из истории, где будет уместно поведать о таких предпринимателях, как Генри Форд, основатель американского автомобильного производства в Детройте Ford Motor Company, Джон Рокфеллер, основатель одной из наибольших нефтяных компаний Standard Oil. Иллюстрацией из современности в полной мере возможно поведать о деятельности самого Билла Гейтса, основателя компании Микрософт, Стива Джобса, основателя компании Apple и т. д.

Блок «Социология и» Социальная «психология»

Третий блок тем охватывает две области обществоведческого знания: «Социология и»Социальная «психология» . Нужно подчернуть, что именно высказывания из этого блока чаще всего выбираются выпускниками на едином национальном экзамене. И это не просто так, потому, что тематика самый близка и понятна старшеклассникам, связана с их личным социальным опытом, социальной практикой.

Главной проблемой социальной психологии есть формирование личности, обретение индивидом социально акцентированных свойств и качеств.

Приведём последовательность высказываний, в которых в качестве базисного понятия фигурирует понятие «социализация»:

«Создаёт человека природа, но развивает и образует его общество» (В. Г. Белинский).

«Личностью не родятся, личностью становятся» (А. Н. Леонтьев).

«Люди не рождаются, а становятся теми, кто они имеется» (К. А. Гельвеций).

Социальная психология. Опыт Розенхана.


Также читать:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: