Буддизм тхеравады и буддизм махаяны

Валпола Рахула

Перевод с английского: PavelBure,
по статье: Theravada — Mahayana Buddhism, by Ven. Dr. W. Rahula

Давайте разглядим вопрос, что довольно часто задают многие люди: в чём отличие между буддизмом и буддизмом Махаяны Тхеравады? Для тщательного рассмотрения этого вопроса, обратимся к истории буддизма и проследим развитие и появление обеих школ.

Будда Сакьямуни появился в шестом веке до нэ. Он достиг Пробуждения в 35 лет и впредь до собственной Махапариниббаны занимался обучением и проповедью собственных последователей. Он был одним из самых энергичных среди всех когда-либо живших людей. В течение 45 лет он учил практически круглосуточно, затрачивая на сон всего около двух часов в день.

Будда говорил со всеми людьми – будь то правители и их приближённые, брамины, крестьяне, нищие, образованные и простые люди. Его наставления соответствовали опыту, духовной вместимости и степени понимания тех, кто их слушал. То, чему Будда учил, именуется Будда вачана – слово Будды. В то время ещё не существовало понятий Тхеравада либо Махаяна.

Основав монахинь и общину монахов, Будда ввёл для этих людей правила монашеской дисциплины, именуемые Виная. Остальные учения именуются Дхамма, и в неё входят лекции на разные темы, проповеди для монахов, мирских последователей и монахинь.

Первый собор
Через три месяца по окончании Махапариниббаны Будды, его яркие ученики собрали совет в Раджагахе. Управлял совет уважаемый монах и самый старший Махакассапа. Кроме этого в том месте находились два последователя Будды, один из которых специализировался в Дхамме, а второй – в Винае. Первый – это Ананда, ученик Будды и ближайший соратник, пребывавший рядом с ним в течение 25 лет. Ананда владел превосходной памятью и был способен повторить всё, что сказал Будда. В Винае специализировался ученик по имени Упали, что не забывал все правила.

На первом соборе были сказаны вслух лишь два раздела учения – Дхамма и Виная. Что касается Дхаммы (и Абидхаммы), то в отношении её расхождений среди учеников не было. Но по поводу Винаи появились определённые расхождения. Незадолго до Париниббаны, Будда сообщил Ананде, что в случае если Сангха захочет внести трансформации в кое-какие второстепенные правила, то она может сделать это. В то время, когда это было сообщено, Ананда был так подавлен горем, определив о скором уходе Будды, что не задал вопрос учителя, какие конкретно правила можно считать второстепенными, а какие конкретно нет. Участники собора не смогли сами прийти к соглашению на предмет того, какие конкретно правила второстепенны. В итоге Махакассапа сделал вывод, что ни одно из правил, введённых Буддой не должно быть поменяно и что новые правила кроме этого вводить не нужно. На данный счёт не было никаких разъяснений, не считая для того чтобы высказывания Махакассапы: Если бы мы поменяли правила, то люди начнут сказать, что ученики почтенного Готамы поменяли правила еще перед тем, как погас его погребальный костёр.

На соборе Дхамма была разделена на части, любая из которых была закреплена за отдельным его учениками и старейшиной, с той целью, дабы они зафиксировали её в собственной памяти. С того времени Дхамма передавалась устно от преподавателя к ученику. Каждый день группы людей произносили вслух запомненные ими учения для сверки между собой, дабы не было добавлений и никаких изменений. Историки сходятся во мнении, что устная традиция передачи более надёжна, нежели чем запись одним человеком по памяти по прошествии нескольких лет по окончании самого события.

Второй собор
Сто лет спустя собрался второй собор для дискуссии некоторых правил Винаи. Через три месяца по окончании Париниббаны Будды не было никакой необходимости вносить трансформации в правила дисциплины, по причине того, что за это время в обществе не случилось больших политических, экономических либо социальных трансформаций. Но через сто лет затем, кое-какие монахи сочли нужным поменять кое-какие второстепенные правила. Другие же монахи объявили, что не нужно ничего поменять. В следствии те, кто настаивал на внесении трансформаций, покинули совет и создали Махасангхику – громадную общину. Не смотря на то, что она и именовалась Махасангхикой, но заглавия Махаяна тогда ещё не существовало. На втором соборе обсуждались лишь вопросы, касающиеся Винаи, а в отношении Дхаммы никаких разногласий не отмечалось.

Третий собор
В III веке до нэ, на протяжении правления императора Ашоки, был созван третий совет для рассмотрений различий в точках зрения монахов из различных буддийских школ. На этом соборе различия обнаружились не только в понимании Винаи, но и в Дхамме. По завершении собора его глава Могалипутта Тисса составил книгу называющиеся Катхаваттху, в которой опровергались теории и ложные взгляды, имевшиеся у некоторых школ. То учение, которое было принято и одобрено на этом соборе, стало известно под именем Тхеравада. Тут же в неё была включена и Абидхамма Питака.

По окончании третьего совета, сын Ашоки Махинда принёс на Шри-Ланку Типитаку вместе с комментариями, каковые были сказаны на третьем соборе. Эти тексты, переданные на Шри-Ланку, дошли до наших дней полностью. Они были записаны на языке Пали. Данный язык случился от языка Магадхи, которым сказал Будда. Понятия Махаяна сейчас не существовало.

Появление Махаяны
Примерно между первым веком до н.э. и 1 веком н.э. в сутре Благого Лотосного Закона (Саддхарма Пундарика Сутра) появляются термины Махаяна и Хинаяна. Около 2 века отечественной эры термин Махаяна взял строгое определение. Нагарджуна создал махаянскую философию Шуньяты и продемонстрировал, что все вещи безлюдны, в собственном труде Мадхямика-карика. Около 4 века н.э. Асанга и Васубандху написали большое количество материалов, которыми владел к буддизму Махаяны. По окончании первого века н.э. практикующие Махаяну чётко выяснили собственную позицию и лишь тогда показались термины Махаяна и Хинаяна.

Не нужно считать термины Хинаяна и Тхеравада синонимами. Буддизм Тхеравады пришёл на Шри-Ланку в третьем веке до н.э., в то время, когда никакой Махаяны ещё не существовало. Школы Хинаяны существовали в Индии совсем независимо от шриланкийских. на данный момент в мире нет ни одной школы Хинаяны. По данной обстоятельства в первой половине 50-ых годов двадцатого века Глобальное Братство буддистов, собравшееся в Коломбо, единогласно сделала вывод, что термин Хинаяна не должен более употребляться в отношении буддизма, существующего сейчас на Шри-Ланке, в Тайланде, Бирме, Камбодже, Лаосе и в других государствах. Такова краткая история Тхеравады, Махаяны и Хинаяны.

Махаяна и Тхеравада
Так в чём же отличие между Махаяной и Тхеравадой? Я много лет изучал философию Махаяны и чем больше изучаю, тем меньше нахожу различий между Махаяной и Хинаяной в отношении баз учения.

  • И в том месте и в том месте Будда Сакьямуни признаётся преподавателем
  • Четыре добропорядочные истины подобны в обеих школах
  • Восьмеричный Добропорядочный Путь сходится в обеих школах
  • Учение о обусловленном происхождении (paticca samuppada) одинаково
  • Отвергается мысль о высшем существе, которое создало мир и правит им
  • Принимается учение о непостоянстве, пустоте и страдании (anicca, dukkha, anatta) и нравственности, мудрости и сосредоточении (sila, samadhi, panna) без расхождений.

Это наиболее значимые учения Будды и все они принимаются обеими школами безоговорочно.

Три типа состояния Будды
Имеется три типа состояния Будды: Самма Самбудда, что достигает полного Пробуждения собственными силами, Паччекабудда, качества которого уступают Самма Самбудде, и Савака Будда, что достиг состояния Архата, практикуя учение Будды. Достижение Ниббаны у всех трёх типов подобно. Отличие лишь в том, что Самма Самбудда имеет значительно больше способностей и выдающихся качеств, чем другие два.

Кое-какие уверены в том, что пустота либо Шуньята, упоминаемая Нагарджуной – это чисто учение Махаяны. Оно основывается на учении об Анатта либо безличности и на обусловленном происхождении (paticca samuppada) из изначальных палийских текстов. в один раз Ананда задал вопрос Будду Люди говорят слово Сунья. Что оно свидетельствует?. Будда ответил Ананда, в нашем мире нет Я и нет ничего, относящегося к Я. Исходя из этого мир безлюден. Это учение было использовано Нагарджуной при написании труда Мадхьямика Карика. За идеей Шуньяты стоит учение буддизма Махаяны о сознании-вместилище (санскр. alaya-vijnana), истоки которого имеются и в текстах Тхеравады. Практикующие Махаяну выработали на данной базе психологию и глубокую философию.

Буддизм Тхеравада. Закон кармы.


Также читать:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: