Буддизм в современном мире

Лекция № 11. Буддизм: культа и основы вероучения

1. История буддизма

2. Учения буддизма

3. Течения буддизма

4. Буддизм Сейчас

История буддизма

Буддизм – религиозно-философское учение (дхарма) о духовном пробуждении (бодхи), появившееся в середине 1-го тысячелетия до н. э. в Старой Индии. Основателем учения считается Сиддхартха Гаутама, потом взявший имя Будда Шакьямуни.

Сами последователи этого учения именовали его «Дхарма» (Закон, Учение) либо «Буддхадхарма» (Учение Будды). Термин «буддизм» был создан европейцами в десятнадцатом веке. Разные исследователи определяли буддизм по-различному, — как религию, философию, этическое учение, культурную традицию, цивилизацию, образование, как «науку о сознании».

Буддизм – старейшая из мировых религий, признанная бессчётными народами с различными традициями. По замечанию Е. А. Торчинова, «Без понимания буддизма нереально осознать и великие культуры Востока – индийскую, китайскую, не говоря уж о Монголии и культурах Тибета, пронизанных духом буддизма до их последних оснований».

Буддизм появился в середине 1-го тысячелетия до н. э. на территории Индии. В соответствии с ответу ЮНЕСКО, повлиявшему на празднование 2500-летия буддизма во второй половине 50-ых годов двадцатого века, условной датой происхождения буддизма есть 543 год до н. э., в то время, когда Будда вступил в паринирвану. Большая часть современных исследователей уверен в том, что Будда погиб в 486 году до н. э. Кроме этого поднимается вопрос о сдвижении периода судьбы Будды так, дабы год его смерти относился к периоду 430-350 годов до н. э.

Буддизм зародился в середине первого тысячелетия до нэ на севере Индии как течение, оппозиционное господствовавшему в то время брахманизму. В середине VI в. до н.э. индийское общество переживало социально-экономический и культурный кризис. Распадались традиционные связи и родовая организация, происходило становление классовых взаимоотношений. Сейчас в Индии было много бродячих аскетов, они предлагали собственный видение мира. Их противостояние существующим порядкам вызывало симпатии народа. Среди учений подобного рода был и буддизм, что купил громаднейшее влияние в обществе.

Большая часть исследователей уверены в том, что основатель буддизма был настоящей личностью. Он был сыном главы племенишакьев,появившимся в560 г. до н.э. на северо-востоке Индии. Предание гласит, что индийский царевичСиддхартха Гаутама по окончании легкомысленной и радостной юности остро почувствовал безысходность и бренность судьбы, кошмар перед идеей о нескончаемой череде перевоплощений. Он ушел из дому, чтобы, общаясь с мудрецами, отыскать ответ на вопрос: как возможно человеку освободиться от страданий. Семь лет путешествовал царевич и в один раз, в то время, когда он сидел под деревомБодхи, на него снизошло озарение. Он отыскал ответ на собственный вопрос. ИмяБудда свидетельствует «просветленный». Потрясенный своим открытием, он просидел под этим деревом пара дней, а после этого спустился в равнину, к людям, которым начал проповедовать новое учение. Первую собственную проповедь он прочел вБенаресе. Сперва к нему примкнули пять его бывших учеников, каковые отошли от него, в то время, когда он отказался от аскетизма. Потом у него появилось множество последователей. Его идеи были близки многим. В течение 40 лет он проповедовал в Северной и Центральной Индии.

На данный момент буддизм распространён в государствах Южной, Юго-Восточной, Дальнего Востока и Центральной Азии и насчитывает много миллионов последователей.

Традиция связывает происхождение буддизма с именем принца Сиддхартхи Гаутамы. Папа скрывал от Гаутамы нехорошее, тот жил в роскоши, женился на любимой девушке, которая родила ему сына.

Толчком к душевному перевороту для царевича, как гласит предание, послужили четыре встречи. Сначала он заметил дряхлого старика, после этого страдающего проказой и похоронную процессию. Так Гаутама определил старость, смерть и болезнь – удел всех людей. Позже он заметил умиротворённого бедного странника, которому ничего не было необходимо от судьбы. Всё это потрясло царевича, вынудило его задуматься о судьбах людей. Он тайно покинул дворец и семью, в 29 лет он стал отшельником и пробовал отыскать смысл жизни. В следствии глубоких размышлений в 35 лет он стал Буддой – просветлённым, пробуждённым. 45 лет Будда проповедовал собственное учение, которое коротко возможно сведено к учению о четырёх добропорядочных истинах.

В первой половине 80-ых годов VIII века указом цэнпо (царя) Тисонга Децэна буддизм был заявлен национальной религией Тибета.

Учения буддизма

По окончании нескольких лет наблюдения за своим сознанием Будда Шакьямуни заключил , что обстоятельством страдания людей являются они сами, их привязанность к судьбе, материальным сокровищам, вера в неизменную душу, являющаяся попыткой создать иллюзию, противостоящую общей изменчивости. Прекратить страдания (вступить в нирвану) и достигнуть пробуждения, в котором жизнь видится «таковой, какова она имеется», возможно путём иллюзий устойчивости и разрушения привязанностей посредством практики самоограничения (следования пяти заповедям) и медитации.

Будда утверждал, что его учение не есть божественным откровением, а получено им через медитативное созерцание собственного духа и всех вещей. Учение не есть догматом, и результаты зависят от самого человека. Будда показывал, что принимать его учение нужно лишь при помощи проверки через личный опыт: «Не принимайте моё учение легко из веры либо из уважения ко мне. Подобно тому, как торговец на рынке при покупке золота контролирует его: нагревает, плавит, режет – дабы убедиться в его подлинности, так же контролируйте и моё учение, и лишь убедившись в его истинности, принимайте его!».

За две с половиной тысячи лет в ходе распространения буддизм впитал множество разных вер и обрядовых практик. Одни последователи буддизма делают упор на самопознание через медитацию, другие – на благие деяния, третьи – на поклонение Будде. Различия в правилах и идеях в различных буддийских школах вынуждают «признать «буддизмом» любое учение, считавшееся буддийским самой традицией». Но все они, как отмечает Е. А. Торчинов, базируются на следующих теориях:

1. Четыре Добропорядочные Истины:

1) Существует дуккха («всё имеется дуккха») – страдание (не в полной мере правильный перевод в духе христианского понимания). Более совершенно верно под дуккхой знают: неудовлетворённость, беспокойство, тревожность, озабоченность, ужас, глубокую неудовлетворённость непостоянством, «неполноту», фрустрацию.

2) У дуккхи имеется обстоятельство (тришна либо жажда: чувственных наслаждений, существования либо несуществования, трансформации, и желание, основанное на фальшивом представлении человека о неизменности собственного «Я»).

3) Существует возможность освободиться от дуккхи (прекратить воздействие её обстоятельства.

4) Существует путь, что ведёт к избавлению от дуккхи (восьмеричный путь, ведущий к нирване).

2. учение о причинно-карме и зависимом происхождении,

3. теория анатмавады (принцип бессущностности, «не-души»),

4. теория кшаникавады (учение о мгновенности),

5. буддийская космология.

Последователи буддийского учения считают, что эти правила указал сам Будда, но трактовки теорий в различных школах смогут очень сильно различаться. Так последователи тхеравады вычисляют эти теории окончательными, а последователи махаяны показывают на их условность и вычисляют их промежуточным этапом в познании учения.

Профессор философии В. Г. Лысенко выделяет второй перечень главных элементов учения, каковые являются неспециализированными для всех школ:

— история судьбы Шакьямуни,

— признание перерождений и кармы (сансара),

— Четыре Восьмеричный путь и благородные истины,

— теории анатмавады и взаимозависимого происхождения.

Трактовка данного перечня элементов в различных школах кроме этого неоднозначна. Так в отдельных текстах махаяны эти элементы характеризуются только в качестве искусных средств для привлечения внимания к буддизму «людей с простыми духовными возможностями».

Всё учение Будды неразрывно связано со срединным путём, что последователю нужно обнаружить заново в каждой новой ситуации. В соответствии с данному пути, Будда не приемлел ни аскетизма, ни его противоположности, гедонизма, выраженного в чрезмерном следовании удовольствиям. А в теории взаимозависимого происхождения посредством данного пути Будда показывал как на ошибочность веры в кармический детерминизм (криявады), так и на ошибочность веры в случайность всех событий (ядриччхавады). Учение о срединном пути в виде «снятия всех их растворения и оппозиций в пустоте всего сущего» в будущем развил Нагарджуна, основавший школу мадхьямаки (букв. «срединная»).

В буддийской «Сутре развязывания узла глубочайшей тайны» (Сандхинирмочане) провозглашается узнаваемая теория о трёх поворотах колеса Дхармы, в соответствии с которой:

1. На протяжении первого поворота Будда проповедовал учение о Четырёх Добропорядочных Истинах и причинно-зависимом происхождении (этот поворот связан с учением Хинаяны);

2. На протяжении второго поворота Будда проповедовал учение о пустоте и бессущностности всех дхарм (этот поворот связан с учением праджня-парамиты школы Мадхьямака, вычислявшей сутры праджня-парамиты окончательными, а сутры третьего поворота только промежуточными);

3. На протяжении третьего поворота Будда проповедовал учение о природе Будды[27] и учение о «лишь только сознании», в соответствии с которому «все три мира сущность лишь только сознание» (этот поворот, что сутра характеризует как самый полный и окончательный, связан с учением школы Йогачара).

Нереально стать последователем учения «по рождению», стать буддистом возможно лишь через осознанное принятие «прибежища», под которым знают три драгоценности:

— Будду (под буддой в различное время осознавали как Будду Шакьямуни, так и любого будду либо просветлённого);

— Дхарму (учение Будды, включающее в себя как опыт таковости «так как оно имеется» либо опыт буддовости, так и способы, ведущие к данному опыту, разные для различных людей. Кратким изложением Дхармы являются Четыре Добропорядочные Истины);

— Сангху (буддийское сообщество, под которым знают как маленькую группу буддистов, так и всех буддистов по большому счету).

самая важной сокровищем буддийские преподаватели вычисляют Дхарму. Не все буддийские наставники конкретно трактовали принятие прибежища. К примеру, шестой чаньский патриарх Хуэйнэн советовал: «Рекомендую тем, кто осознаёт, отыскать прибежище в тройной сокровище собственной природы». По окончании принятия прибежища мирянину кроме этого рекомендовалось выполнять пять буддийских заповедей (панча шила): воздержание от убийства, воровства, распутства, опьянения и лжи. При проповеди Будда не заострял внимание на наказании за несоблюдение заповедей, опираясь не на ужас либо совесть собственных последователей, а на здравый суть, в соответствии с которому при исполнении данных заповедей станет более вероятной «личная и социальная гармония». В целом, способы борьбы со страстями, созданные Буддой, отличаются от способов более ранних аскетических школ. Будда говорил о необходимости не подавления эмоций, а на необходимость развития непривязанности к явлениям и вещам, необходимость практики самонаблюдения и сознательного контроля (пали сати, санскр. смирти).

Для получения умения помогать живым существам в прекращении их страданий, что есть основной целью буддизма, буддисты прежде всего пробуют стереть с лица земли «три яда»:

— неведение довольно подлинной природы, являющееся, в соответствии с двенадцатичленной формулы бытия, «корнем сансары»;

— страсти и эгоистические жажды;

— нетерпимость и гнев.

В учении раннего периода и в последующее время ключевую роль занимала буддийская медитация. В широком смысле она является совокупностью способов физического и духовного самосовершенствования, которые связаны с тремя группами практик восьмеричного пути. В узком смысле под буддийской медитацией понимается бхавана либо «культивирование», складывающееся из практики самонаблюдения смрити, концентрации внимания (самадхи и дхьяны) и интуитивного прозрения (праджни) истинности баз буддийского учения.

Жизнь, в соответствии с буддизму, является проявлением сочетаний либо «потоков» дхарм, являющихся нематериальными частицами либо «индивидуализированными атомарными событиями, составляющими опыт живых существ». Это в равной степени относится как к человеку, так и, к примеру, к камню. При, в то время, когда сочетание дхарм распадается, считается, что наступает смерть. По окончании чего дхармы формируются в новое сочетание, тем самым запускается процесс реинкарнации, на что воздействует полученная в прошедшей судьбе карма. Отрицая какую-либо «неизменную духовную субстанцию», существующую при перерождении, буддисты довольно часто поясняли процесс перерождения при помощи следующей «процессуальной» модели: в то время, когда горящая свеча соприкасается с негорящей, пламя не передаётся, но есть обстоятельством, в результате которой начинает гореть вторая свеча. Нескончаемый процесс перерождений, на протяжении которого индивид испытывает страдания, вероятно прекратить с достижением нирваны – «состояния спокойствия, блаженства, слияния с Буддой как космическим Абсолютом».

Человек в буддизме представляет собой динамическую психосоматическую совокупность из взаимодействующих дхарм, каковые делятся на пять групп (скандх): рупа – органы и тело эмоций; ведана – чувство (приятное, неприятное и нейтральное); санджня – восприятие, распознавание, идентификация объектов (зрения, слуха, обоняния, вкуса, осязания и мысли); санскары – намерение, благоприятные и негативные кармические либо волевые импульсы, выражающиеся в речи, поступках, мыслях и воздействующие на формирование новой кармы; виджняна – шесть чувственных сознаваний либо типов восприятий (сознавание слышимого, видимого, осязаемого, обоняемого, вкушаемого и ментального). Скандхи сочетаются в единую серию дхарм посредством упаданы либо привязанности к «я» и тем самым создают условия и иллюзию индивида для смертей и дальнейших рождений. Прекратить череду смертей и рождений возможно лишь устранив приверженность «осознавать всё в терминах «я», «моё» и обучась разглядывать собственную психику как объективный процесс чередования дхарм». Для помощи в устранении приверженности была создана особая совокупность упражнений, к которой относилась медитация над 32 элементами тела, на протяжении которой практикующий созерцает любой элемент и говорит «это не я, это не моё, это не моё я, я не содержится в этом, это не содержится в я».

Буддизм концентрируется на сознании, психологии и освобождении. К другим вопросам, не связанным с просветлением и поиском освобождения, буддизм, по выражению Торчинова, «относится очень прохладно». Будда вычислял ненужными вопросами метафизические вопросы вида «Вечна ли вселенная?» либо «Существует ли Татхагата по окончании смерти?» и отказывался отвечать на них, храня «добропорядочное молчание».

Течения буддизма

На базе махаянских представлений буддизм довольно часто дробят на Хинаяну («Малую колесницу») и Махаяну («Великую колесницу»), раздельно от последней кроме этого довольно часто выделяют Ваджраяну («Алмазную колесницу»). Хинаяна кроме этого может делиться на колесницу шравак и колесницу пратьекабудд, образуя таким методом вместе с Махаяной Три колесницы По другому принципу.

Обозначение термином «хинаяна» современной тхеравады оскорбляет последователей данной школы, по данной причине некая часть современных буддологов отказалась от применения слова «хинаяна» в собственных трудах. Кроме этого от применения данного понятия отказались те последователи буддизма, представители которых прибыли на шестой буддийский собор, проводившийся в середине XX века, и ратифицировали договор о неприменении термина для тхеравады. Ввиду того, что сами последователи хинаяны не относят себя к данной традиции, современные буддологи применяют последовательность нейтральных названий для обозначения данного немахаянского направления: «южный буддизм», «классический буддизм», «хороший буддизм», «мейнстрим-буддизм», абхидхарма, никая, тхеравада. Так, современный буддизм время от времени дробят на Махаяну («великую колесницу»), к которой относятся тибетские и дальневосточные школы, и Тхераваду («учение ветшайших») – единственную сохранившуюся школу никаи раннего буддизма.

Часть буддистов, в особенности буддистов тхеравады, вычисляющих себя приверженцами начального учения, и первые буддологи разглядывают процесс развития буддизма как процесс деградации учения Будды. Одновременно с этим В. Г. Лысенко отмечает, что все школы и буддийские направления сохраняют базы учения, а распространение учения всецело согласуется с принципом упая каушалья, в соответствии с которому «учение Будды не истина, а только инструмент обретения истины, которая выше всех учений». Будда пояснял это, сравнивая собственное учение с плотом, что может перевезти нуждающихся через бурную реку, но по окончании переправы он должен быть покинут.

Целый период существования буддизма между колесницами длился процесс взаимопроникновения. Отчётливое разделение буддизма на колесницы началось во время распространения буддизма в другие страны и продолжилось по окончании исчезновения буддизма в Индии.

Буддизм, распространённый среди некоей части мирян и существенно отличающийся от буддизма, проповедуемого в монашеской среде, присутствием разных суеверий и добуддийских местных вер, носит название простонародного.

Течения, «включающие в себя элементы буддийского вероучения и практик», но не являющиеся частью классического буддизма, обозначают как необуддизм.

Хинаяна («Малая колесница») – колесница, последователи которой стремятся к личному освобождению. Именуется «малой колесницей», потому, что способна привести к освобождению лишь самого последователя. Наименование было введено махаянскими школами для обозначения всех немахаянских направлений буддизма. Сами немахаянские школы отказывались относить себя к хинаяне и показывали на себя при помощи самоназвания каждой школы в отдельности. Современные буддологи довольно часто обозначают эти школы как «классический буддизм» либо «южный буддизм».

Хинаяна разделяется на колесницы шравак (слушателей) и пратьекабудд, достигающих нирваны без помощи сангхи. Южный буддизм содержал в себе, в соответствии с современным изучениям, от 23 до 30 школ, включая сохранившуюся школу тхеравады, и такие школы, как сарвастивада (вайбхашика), саутрантака, ватсипутрия, самматия и др.

Тхеравада позиционирует себя как «единственную ортодоксальную трансляцию учения Будды» и видит собственную задачу в борьбе с любыми новшествами вторых школ и в критике мельчайших отхождений от собственных интерпретаций образа и монашеских правил судьбы Будды. Современная тхеравада заявляет собственное происхождение от вибхаджавады, существовавшей на Шри-Ланке. В другом значении под тхеравадой кроме этого имеют в виду направление стхавиравады, включавшее в себя 18 школ и сформировавшееся по окончании начального разделения сангхи на стхавираваду и махасангхику. На данный момент тхеравада взяла распространение в Шри-Ланке, Мьянме, Таиланде, Камбодже и Лаосе.

Кроме этого с хинаяной связана сохранившаяся школа Риссю, имевшая на 1992 год 50-60 тысяч последователей и более двадцати храмов. Одновременно с этим эта школа не есть «чисто хинаянистской школой» из-за применения махаянской философии.

Хинаяна опирается на Палийский канон, священным языком хинаяны есть пали. В школах вайбхашика и саутрантика, каковые являлись главными школами, формировавшими философию хинаяны, серьёзное место занимал текст буддийского философа Васубандху «Абхидхармакоша».

В хинаяне в первый раз появилась структура в виде сангхи из монахов, которая существует благодаря мирянам. Хинаяна кроме этого в первый раз начала строить ступы.

Хинаяна следовала буддийской космологии, которая дробит бытие на пара уровней. Почва, в соответствии с данной космологии, являлась плоской, с возвышающейся в центре горой Сумеру. В соответствии с космологии, в сансаре существует три слоя бытия: «мир жажд» (кама-лока), где живёт большая часть существ, «мир форм» (рупа-лока), где живут высшие всевышние, не имеющие «неотёсанных чувственных жажд», и «мир не-форм» (арупа-лока), где живут «существа, всецело избавленные от чувственности». Эти миры кроме этого соотносятся с восемью стадиями дхьяны.

Хинаяна весьма отрицательно относится к окружающей человека сансаре, считая её полной страданий, непостоянства и нечистот. Хинаяна уверен в том, что самым действенным способом достижения нирваны есть медитация. Старая хинаяна отводит психопрактике очень большую роль. Внешней же практике, состоящей преимущественно из почитания ступ, придавалось менее ответственное значение. Последователь хинаяны должен был неспешно совершенствовать внимательность, мудрость и сосредоточенность. В итоге хинаянист поочерёдно делается одной из «четырёх добропорядочных личностей»: «вступившим в поток» (шротапанной), «тем, кто возвратится ещё один раз» (сакридагамином), «невозвращающимся» (анагамином) и «идеальным» (архатом). Достигнуть нирваны и стать архатом, в соответствии с хинаяне и тхераваде, смогут лишь буддийские монахи, наряду с этим кроме этого нужно много перерождений. Миряне же должны улучшать собственную карму путём совершения хороших действий для того, чтобы в одной из следующих судеб стать монахом. Наивысшим же достижением мирянина без становления монахом возможно только «попадание на небеса».

Учение хинаяны включает в себя все раннебуддийские элементы: три драгоценности, теорию анатмавады о «не-я», Четыре добропорядочные истины, учение о причинно-зависимом происхождении и другие элементы. Дополнительно хинаяна формирует учение о дхармах либо «элементарных частицах психофизического опыта», комбинации которых, в соответствии с хинаяне, и формируют всю действительность. Всего в хинаяне существует 75 видов дхарм, относящихся к одной из пяти скандх либо пяти составляющих, из которых создаётся личность. Хинаянист может посредством особенных практик реализовать в себе праджню, разрешающую различать поток дхарм.

В ходе развития хинаяна не соглашалась с позицией махаяны и спорила с ней, но неспешно она вобрала в себя «последовательность махаянских идей». Большая часть западных буддологов до начала 1930-х годов вычисляли хинаяну «подлинным буддизмом», а махаяну искажённым вариантом, но по окончании изучения текстов махаяны буддологи пересмотрели собственную точку зрения.

Махаяна.

В начале отечественной эры махаяной стали обозначать новое буддийское учение, идейно противостоящее хинаяне. Существует пара предположений происхождения махаяны. Ранние предположения происхождения из происхождения и мирян из школы махасангхика на данный момент считаются опровергнутыми. Существует версия происхождения махаяны из хранения сутр и мест почитания и версия происхождения от части буддистов-аскетов, выбравших жизнь в лесу. Сейчас показалась версия о «текстовом перемещении», связанная с распространением махаянских сутр и практиками их копирования, декламирования и запоминания.

В соответствии с одной из предположений, махаяна совсем сформировалась на юге Индии, в соответствии с второй, на северо-западе Индии. В будущем махаяна деятельно распространяется во время правления царей Кушана (нач. I века — сер. III века). На Четвёртом буддийском соборе, организованном царём Канишкой I, происходит узаконивание махаянских теорий. С VI века махаяна деятельно распространяется в Тибете, Китае, Японии и неспешно прекращает собственное существование в Индии. На данный момент многие буддисты махаяны живут на Дальнем Востоке и в Центральной Азии, кроме этого большое их число живёт на Западе.

Главными «опорами» махаянской традиции являются праджня (интуитивная мудрость) и каруна либо сострадание. Посредством каруны и искусных средств либо упай реализуется учение о бодхичитте, подразумевающее рвение к собственному пробуждению «на благо всех живых существ». Спасение всех подряд живых существ подразумевает сострадание и безграничную любовь к ним либо махакаруну, что воплощается в бодхисаттве – существе, что разрешил обет отказаться от личного успехи нирваны , пока он не окажет помощь всем существам освободиться от страданий. Бодхисаттва идёт путём шести парамит, особенное место среди которых занимает праджня-парамита. Сутры праджняпарамиты, обрисовывающие последнюю «запредельную мудрость», говорят о пустоте и бессущностность всех явлений действительности либо дхарм. Целый существующий мир, в соответствии с праджняпарамите, есть Дхармой либо буддовостью, в противном случае, что «человек различает в нём, и другое есть иллюзией (майей)». Так, сансара либо «мир различений» характеризуется как сновидение].

Большая часть сутр в буддизме являются махаянскими сутрами. Махаяна уверен в том, что и в махаянских сутрах, и в Палийском каноне находятся слова Будды, в отличие от тхеравады, признающей лишь Палийский канон. Самой ранней сутрой махаяны считается «Аштасахасрика-праджняпарамита-сутра», показавшаяся в первом веке до нэ. Периодом активного создания махаянских сутр в Индии считаются II-IV века. К самоё известным махаянским сутрам относят Ланкаватара-сутру, Сутру лотоса, Вималакирти-нирдеша-сутру, Аватамсака-сутру.

Целью махаянских школ, в отличие от школ хинаяны, есть не достижение нирваны, а полное и окончательное просветление (аннутара самьяк самбодхи). Нирвану хинаяны последователи махаяны вычисляют промежуточным этапом, показывая, что кроме того стёрши с лица земли клеши либо омрачения сознания, остаются «препятствия гносеологического характера (джнея аварана)», под которыми понимается «неправильное знание». Так, всецело пробуждённый самьяк самбуддха переживает состояние «большое количество выше нирваны хинаянского архата».

Махаянская традиция контролирует буддийскую философию в основном через следующие «четыре опоры»:

— опора на учение, а не на преподавателя;

— опора на суть, а не на слова, его высказывающие;

— опора на окончательный суть, а не на промежуточный;

— опора на идеальную мудрость глубинного опыта, а не на простое знание.

Главной религиозной практикой махаянских школ считается медитация, почитанию разных будд и бодхисаттв в махаяне отводится второстепенная роль.

Для махаянских школ Будда считается не просто исторической личностью, а «подлинной природой всех дхарм». В соответствии с махаяне, Будда представляет собой три взаимосвязанных «тела» (трикая), и наивысшее «дхармическое тело» Будды соответствует «подлинной природе всех феноменов». Природа Будды, в соответствии с махаяне, это кроме этого «подлинная природа всех феноменов» либо дхарм. Исходя из этого вывода, махаянские школы показывают на полную тождественность сансары и нирваны, каковые являются, в соответствии с учению, только различными качествами друг друга. Кроме этого из того, что «все дхармы сущность дхармы Будды», последователи махаяны делают вывод о том, что любое существо есть буддой, но «лишь не пробудилось к пониманию этого».

Ещё одним отличием махаяны от хинаяны стало меньшее значение монашества. Последователю в махаяне необязательно становиться монахом, дабы реализовать собственную природу Будды. Кое-какие тексты кроме этого показывают, что последовательность мирян получили «более большие уровни духовного постижения, чем большая часть монахов».

Последователи махаяны кроме этого проявляли адаптируемость и большую гибкость, применяя разнообразные искусные средства, но не меняя наряду с этим базы собственного учения, и значительно большее рвение проповедовать в других государствах если сравнивать с хинаяной. По этим обстоятельствам как раз махаянская традиция трансформировала буддизм из региональной религии в мировую.

Одним из способов деления махаяны есть её деление на тибето-монгольскую махаяну, главными в которой считаются тексты на тибетском языке и дальневосточную махаяну, опирающуюся в основном на тексты на китайском языке.

Ваджраяна

Ваджраяна есть тантрическим направлением буддизма, появившимся в махаяны в пятом веке отечественной эры. Практика в совокупности ваджраяны предполагает получение особой абхишеки и сопутствующих ей наставлений от достигшего реализации преподавателя. Главным средством успехи просветления в ваджраяне считается тайная мантра. Вторыми способами являются йогическая медитация, визуализации образов медитативных божеств, умны и почитание гуру.

Ваджраяна распространена в Непале, Тибете и частично в Японии. Из Тибета пришла в Монголию, оттуда – в Бурятию, Калмыкию и Туву.

Главные школы:

— Тибетские школы

— Ньингма

— Сакья

— Кагью

— Джонанг

— Гэлуг

— Сингон (японская школа)

Далай-лама кроме этого додаёт в число тибетских традиций добуддийскую традицию бон, показывая, что в этом случае не имеет значения, разглядывают ли бон как буддийскую традицию либо нет. Оценки современного бон буддологами варьируются от традиции, которая «очень многое позаимствовала из буддизма, не превратившись в буддийскую совокупность», до «одного из не совсем «ортодоксальных» направлений буддизма», с большим трудом отличаемыми от буддизма изюминками.

Как отмечает тибетолог А. Берзин, неспециализированным для четырёх тибетских буддийских традиций и бон есть то, что в этих традициях имеется миряне и монахи, изучение сутр и тантр, похожие медитативные и ритуальные практики, университет тулку и смешанные линии. Отличия заключаются в трактовке и терминологии терминов, мнению (гелуг растолковывает учение с позиций простого существа, сакья с позиций продвинувшихся по пути, кагью, ньингма и бонский дзогчен с позиций будды), виде практикующих (гелуг и сакья ориентированы на продвигающихся неспешно, а кагью, ньингма и бон по большей части на мгновенное постижение), выговорах при медитации, взорах на неконцептуальное возможности и восприятие выражения пустотности при помощи слов (лишь гелуг допускает такую возможность) и других изюминках.

Буддизм Сейчас

На 2010 год численность буддистов оценивалась в 450-500 миллионов человек (согласно данным Encyclopedia Britannica – 463 млн человек, по энциклопедии «Религий мира» Дж. Мелтона – 469 млн, в соответствии с отчёту американского исследовательского центра Pew Research Center – 488 млн). Но существуют и более большие оценки численности буддистов, так, буддолог А. А. Терентьев говорил о 2008 годе оценку численности буддистов в от 600 до 1 300 миллионов человек. В соответствии с одной из оценок, 360 миллионов буддистов являются приверженцами махаяны, 150 миллионов воображают тхераваду и около 18 миллионов принадлежат тибетскому буддизму. Наряду с этим число буддистов, живущих за пределами Азии, оценивается в 7 миллионов человек. Количество монахов среди всех буддистов образовывает около 1 миллиона человек.

Главное число буддистов живёт в государствах Южной, Юго-Восточной и Восточной Азии: Бутане, Вьетнаме, Индии, Камбодже, Китае (и китайское Малайзии и населения Сингапура), Корее, Лаосе, Мьянме, Непале, Таиланде, Тибете, Шри-Ланка, Японии.

Казахстан есть светской страной, в которой официально разрешены мировые религии, и потому, что буддизм есть одной из трёх мировых религий, то он разрешён официальными властями Казахстана. По данным консульства США в Казахстане, буддизм в стране представлен 4 официальными организациями, 1 из которых воображают корейский буддизм традиции сон (в Казахстане живёт самая бессчётная диаспора корейцев в СНГ) и 1 официальную линию тибетского буддизма махаяны (это произошло благодаря сотрудничеству Казахстана с Монголией и Индией).

На данный момент буддизм в Казахстане воображают такие направления и буддийские школы:

— Последователи школы Вонбульгё (Вон-буддизм).

— Последователи тибетского буддизма (Ньингма, Кагью, Гэлуг).

— Последователи Дзэн-буддизма.

Буддизм в Казахстане практически не развит. По большей части его исповедуют немногочисленная часть корейской диаспоры, калмыки и буряты.

В официальной учебной литературе Казахстана отдельной графой описывается старая тюркская религия – тенгрианство, отмечается схожесть данной национальной религией казахов с исламом и буддизмом.

Барри Керзин. Буддизм Сейчас


Также читать:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: