Цель и смысл жизни человека

Первая и основная потребность человека — потребность жить. Перед данной потребностью все остальные потребности отступают на второй план, подчиняясь основной потребности — жить. Но и на данный, казалось бы, совсем понятный вопрос, нет однозначного ответа. Появляются вопросы: для чего жить, во имя чего жить, как жить? Это вопрос о смысле судьбы. Французский философ Альбер Камю дал уникальный ответ на данный вопрос: Главной вопрос философии, — писал он, — содержится в том, стоит ли по большому счету жизнь того, дабы быть прожитой. В случае если данный вопрос разрешен, все другое чепуха. Открыто пессимистически делал выводы о ценности судьбы германский философ-нигилист Ф. Ницше: О жизни умнейшие люди всех времен делали выводы одинаково: она не следует ничего.

Так же как гамлетовский вопрос: быть либо не быть -вопрос: стоит ли жизнь того, дабы ее жить — появляется перед человеком неизменно, в то время, когда он находится в пограничной обстановке между смертью и жизнью, в то время, когда он поражен летальным недугом, в то время, когда он поднялся перед фактом предательства собственных родных, в то время, когда здоровый папа не имеет возможности спасти детей от голодной смерти в условиях безработицы.

Вопрос о смысле судьбы появляется в кризисных обстановках в жизни его членов и общества, но он неизменно лично окрашен оптимистически либо пессимистически. Жизнь человеку дается лишь один раз, — сказал устами собственного храбреца П. Корчагина Н. Островский, — и нужно ее прожить так, дабы не было больно, мучительно больно за бесцельно прожитые годы. Это оптимистический вариант смысла жизни в условиях полного энтузиазма советских людей в эру строительства социализма.

Испанский философ Ортега-и-Гассет видел смысл жизни в том, дабы жить. Тело человека, его разум, его душа рассматриваются только в качестве средства — с которыми исходное я человека видится и которыми оно располагает для осуществления главной задачи жить. Тело человека, его разум, душа — это не он сам. Кто же он сам? А он тот, кто со всем этим обязан жить.

Но так как живет не только человек. Живут все виды животных, живут растения. Ортега не отвечает на вопрос: в чем же суть людской судьбе в отличие от судьбы по большому счету.

Настоящий смысл жизни пребывает в том, дабы реализовать собственные способности, трудовые и творческие задатки, в избранной сфере жизнедеятельности и покинуть в обществе след, по которому бы шли следующие поколения. Выстроить дом, воспитать сына, посадить дерево.

Выяснить смысл жизни — это, значит, выбрать собственный жизненный путь, в базе которого должны быть значимые социальные сокровища: семья, профессия, публичный и политический идеал, что нужно реализовать в личной судьбе, духовные и мировоззрение ориентиры собственной жизни.

Люди издревле вспоминали о том, от чего зависит их жизнь. Сами они определяют собственные действия, либо же существуют некие высшие силы, каковые руководят человеком, руководят им, как будто бы марионеткой на веревочке. Для обозначения этих сил древние придумали слова: «карма», «ананке», «фатум», «будущее», «рок».

Как бы ни стремился человек уйти от того, что предначертано ему судьбой, ничего не окажется, все случится как раз так, как должно случиться. Подобные взоры стали широко распространены в Греции и Древнем Риме. Так, к примеру, известный римский оратор Цицерон сказал: «Судьбой руководит не мудрость, а будущее». В древнегреческой мифологии существовали три богини судьбы — мойры: Клото, Лахезис и Атропос. Они были слепы и сматывали в клубок нити людских судеб. Иногда нить обрывалась, и тогда они протягивали новую. Подобные взоры стали называться фатализм. Фаталисты уверенны, что человек не властен поменять собственную жизнь. Эта позиция в определенной степени эргономична: в случае если человек ничего не имеет возможности сделать против судьбы он ни за что не отвечает, его нельзя судить за его поступки, по причине того, что так было предначертано. Персидский поэт Омар Хайям писал: «Для чего я появился на свет, в случае если в мире все равно ничего поменять не могу?» Но многие, верящие в судьбу, не отрицали и независимой деятельности людей. Наличие судьбы не свидетельствует, что человек обязан опустить руки и, ничего не делая, обреченно ждать собственного финиша. В рамках предопределенности человек владеет свободой воли и может функционировать самостоятельно.

В древности же показалась еще одна точка зрения на судьбу людей, очень мрачная и безнадёжная. Ее приверженцы — пессимисты — уверенный в том, что ничего хорошего человеку ожидать не приходится. Все идет к нехорошему, не считая печалей, страданий и скорби, жребий человеческий ничего не включает в себя. Будущее мрачно и беспросветно. Сейчас хуже, чем день назад, а на следующий день будет хуже, чем сейчас. От жизни, от людей, каковые нас окружают, направляться ожидать одних лишь мерзостей. Примером для того чтобы взора может служить второе высказывание Омара Хайяма: «Мы пришли в данный мир только на краткий миг и получили в нем только горе и скорбь. Уйдя в другой мир, мы унесем все это с собой».

Увлекательные взоры на мира и отношения человека сложились у скептиков. Скептицизм также появился в Старом мире, и основной его вывод возможно сформулировать так: разум человека не имеет возможности постичь истину, выяснить суть собственного нахождения на Земле. Все отечественные познания относительны, во всем необходимо сомневаться. Конечный скептицизм может привести к тому, что человек по большому счету разуверится во всем и будет подвергать сомнению кроме того устоявшиеся принципы и моральные нормы, как будто бы Фома Неверующий (названный так, потому, что не верил в воскресение Христа, пока тот не явился к нему лично и не сообщил: «Верь, Фома!»). Но, по всей видимости, умеренный, здоровый скептицизм людям нужен. Не требуется мгновенно принимать чужие точки зрения, какими бы авторитетными ни были люди, сформулировавшие их. Все необходимо подтверждать своим опытом, как говорится, «доверяй, но контролируй».

Весьма не легко и не очень приятно общаться с циниками — людьми, совсем отрицающими каждые нормы и моральные устои. Циники кроме того гордятся своим пренебрежением к общепринятым правилам. «Нам закон не писан, — говорят они, — ничего святого по большому счету нет. Делай так, дабы тебе самому было прекрасно». Значит, возможно лгать, обманывать, исподтишка делать мерзости людям.

Но существует огромное множество людей, каковые, наоборот, верят в лучшее, в то, что красив и сам человек, и его жизнь. Таких людей именуют оптимистами. Они уверенны, что отечественный мир — лучший из всех миров. Тяжело быть оптимистом в наши дни, в то время, когда около столько горя и страданий, нищих и бездомных, в то время, когда переживаешь за каждую беду, происходящую в стране. Но верить в лучшее будущее, в добро, в его победу над разрушительными силами зла все равно необходимо. Возможно, многие из вас назовут безудержных оптимистов просто-напросто чудаками либо дураками. А вот осмотрительный, деятельный оптимизм, с опорой на личные силы — совсем другое дело, он отличает мужественных и сильных людей, не привыкших пасовать перед проблемами. «Прорвемся!» — говорят они. Как раз благодаря таким людям и происходят трансформации к лучшему. Очень оптимистичны, например, следующие строчки Л. Н. Толстого: «Нет, данный мир не шутка, не юдоль опробования лишь и перехода в мир лучший, вечный, а это один из вечных миров, что красив, весёл и что мы не только можем, но должны сделать красивее и веселее для живущих с нами и для тех, кто по окончании нас будет жить в нем».

Кое-какие люди видят смысл жизни в наслаждениях, удовольствиях. Благом для человека они вычисляют то, что приносит ему удовольствие, в этом и имеется суть людской бытия. Но не нужно думать, что удовольствие — это праздная судьба, пьянство, обжорство, гулянки. Наслаждение люди смогут приобретать и от любимой работы, от общения между собой, от прочтения любопытном книги.

Мы видим, что существует огромное разнообразие во взорах людей на суть собственного бытия, собственной деятельности, на отношение к миру. Нельзя сказать, кто хороший либо нехороший, лишь по его взорам. Среди ваших друзей смогут быть оптимисты и пессимисты, фаталисты и скептики. Возможно, тяжело дружить с циниками, уж весьма очень плохо они относятся ко всему, во что верит большая часть людей. Но так как данный цинизм возможно показной, наигранный, обусловленный малым опытом судьбы. Да и сами мы можем изменяться. В какие-то моменты судьбы мы — оптимисты, и жизнь представляется красивой поляной, освещенной солнцем. В другие же дни мы — пессимисты: все валится из рук, все не хорошо, и мы успокаиваем себя тем, что «нет таковой ситуации, которая не имела возможности бы измениться к нехорошему», да и то, что с нами происходит, — далеко не самое нехорошее.

Ответственной проблемой при беседе о смысле судьбы есть неприятность смерти. Думая о собственной жизни, человек знает, что она конечна, но не имеет возможности себе представить этого. Знание о том, что он смертен, значительно отличает человека от зверя. Вот из-за чего человек торопится жить, осознавая конечность собственной жизни, пытается покинуть собственный след, продолжить себя, собственный существование в собственных детях. Он страшится смерти, как всякого малоизвестного. Исходя из этого и утешают себя верующие представлениями о второй жизни — загробной, о царстве небесном, о перевоплощениях. «Какой это кошмар, что человек (вечный филолог) отыскал слово для этого — «смерть». Разве ЭТО вероятно как-нибудь назвать? Разве ОНО имеет имя? Имя — уже определение, уже «что-то знаем». Но так как мы же об этом НИЧЕГО НЕ ЗНАЕМ», — писал русский философ В. В. Розанов. Смерть — это то, с чем человек, по сути собственной, ни при каких обстоятельствах не смирится. Он не забывает об ушедших родных, и память делает их живыми.

Как вы думаете, может ли одинаковый человек быть в отдельные моменты собственной жизни пессимистом, оптимистом, скептиком, фаталистом и без того потом? В то время, когда вы смотрите в будущее с оптимизмом, а в то время, когда все думается вам тёмным и мрачным?

Люди по-различному относятся к своему месту и жизни в ней. Кто-то считает, что достаточно быть легко наблюдателем, смотреть за тем, что происходит, подстраиваться под движение событий либо под действия вторых людей. Такую жизненную позицию возможно назвать пассивной. Другие, наоборот, отводят себе роль участник всех событий, их конструктора и вдохновителя. Они живут не вне ситуации, а внутри ее, воздействуют на ее развитие, меняют что-то в собственных интересах и целях. Такая позиция именуется активной. Ее выражением, к примеру, могут служить слова И. Гете: «Быть человеком — значит быть борцом».

Ученые применяют для определения позиции людей и другие термины. Вы точно слышали слово конформизм. Оно обозначает позицию человека, неизменно приспосабливающегося к обстоятельствам и другим людям. Конформисты ни при каких обстоятельствах не отстаивают собственных правил, не заявляют о собственной мнению. Они, как флюгеры, крутятся в ту сторону, откуда «дует ветер». Они постоянно лебезят перед руководством, преподавателями, классным начальником, их нереально представить спорящими. Быть конформистом время от времени весьма комфортно, но это недостойно, потому что граничит с беспринципностью, трусостью, соглашательством. Для аналогичных людей представления о зле и добре во многом являются стертыми, размытыми. И. Кант как-то записал: «Только две вещи на свете способны тревожить отечественное воображение: звездное небо над нами и нравственный закон в нас». Возможно поменять многому, но лишь не самому себе, своим правилам, собственной совести. Второй мыслитель, также немец, Ю. Рупп, высказался так: «Тот, кто не нужно истине, которую признает сам, делается злейшим неприятелем истины». Так что в конечном итоге конформиста перестают уважать и общаться с ним.

И, наоборот, имеется люди, каковые не подстраиваются под вторых, у них существует собственная жизненная позиция, и они не опасаются отстаивать ее. Их возможно назвать нонконформистами. В аналогичных людях большое количество хорошего: это свойство высказать и обезопасисть собственный вывод, самостоятельность в действиях. Они не опасаются взять на себя ответственность за принятое ответ, ни при каких обстоятельствах не начнут перекладывать вину за неудачу на вторых. Но имеется и недочёты. К примеру, для некоторых из них основное — различаться и постоянно предлагать что-то собственный, даже в том случае, если это не всегда уместно. Про одного из известных русских революционеров Л. Д. Троцкого его соперники говорили, что данный человек постоянно приходит со своим стулом. Люди для того чтобы склада — весьма собеседники и неудобные партнёры, по причине того, что видят лишь себя, для них принципиально важно не дело сделать, а себя продемонстрировать.

Самый продуктивно общение с людьми, способными к компромиссу. Под компромиссом понимается умение поступиться некоторыми собственными заинтересованностями для решения неспециализированных неприятностей, отказаться от некоторых собственных целей для неспециализированного согласия. Компромиссы напоминают дорогу с двусторонним перемещением: любой из партнеров в чем-то уступает второму, они идут навстречу, проходят собственную половину дороги и протягивают друг другу руки. Основное при достижении компромисса — рвение сторон во что бы то ни начало решить проблему, проанализировать обстановку со всех сторон, достигнуть цели. В то время, когда вы сталкиваетесь с каким-то конфликтом, непониманием, ссорой, поразмыслите, в чем ее обстоятельство. Не лучше ли уступить во имя сохранения мира? Но компромисс не всегда уместен. В случае если предполагаемая уступка затрагивает ваши моральные установки и существенные принципы, никакой компромисс неосуществим. И тогда похвалой будет звучать: «Данный человек принципиальный, бескомпромиссный».

Существуют обстановке, в то время, когда нужно обеспечить полное согласие, единый подход по какому-либо вопросу. Такое согласие именуется консенсус. Его возможно достигнуть в том случае, если вопрос особенно ответствен и значим для людей.

Как организовать активную жизненную позицию, обучиться отстаивать собственную точку зрения? Кто из ребят вашего класса предпочитает активную роль участника событий, а кто — роль зрителя, наблюдателя, подстрекателя? Как вы ведете себя в непростых обстановках?

Говоря о смысле жизненной позиции и человеческой жизни людей при достижении собственных целей, мы не упомянули об одном крайне важном понятии — о счастье. Вправду, любой человек, кто очевидно, кто скрытно, грезит о счастье и пытается к нему. Что же такое счастье? Любой понимает его по-своему. Для одного это получение громадного достатка. Для другого — успешная карьера, достижение больших должностей и постов, обретение власти. Для третьего счастье — это создание теплого и любящего домашнего круга, в котором все поддерживать друг друга, живут во имя друг друга. Счастье — чувство предельного удовлетворения собственных мечты и желаний, радость от сознания собственной самореализации, нужности, востребованности вторыми людьми. «Счастье — это в то время, когда тебя знают», — написал в произведении один из храбрецов популярного фильма о школе «Доживем до понедельника». И это не единственная формула счастья. У каждого человека она собственная.

Познакомьтесь с некоторыми определениями счастья, высказанными известными людьми.

«Счастье — это в то время, когда человек прекрасно придумал себя и обожает выдумку о себе…» (М. Неприятный).

«Все подряд стремятся к счастью. Это — мотив всех действий людей, кроме того тех, каковые собираются повеситься» (Б. Паскаль).

«Для счастья нужна и полнота добродетели, и полнота судьбы» (Аристотель).

«Счастье нужно уважать и почитать хотя бы из-за двух его репутации — и дочерей уверенности. Так как обе они порождают удовлетворение: первая — в самом человеке, вторая — в других по отношению к нему» (Ф. Бэкон).

Самореализация

Самореализация — развитие и выявление индивидом личностных свойств во всех сферах деятельности. Человеку принципиально важно не только прекрасно определить себя, собственные способности, интересы, опытные склонности. Принципиально важно все это показать в конкретной деятельности. Что ч того, что ты поймёшь в себе талант живописца, принципиально важно реализовать его в созданный тобой и взявших публичное признание полотнах. Самореализация — в иерархии потребностей А.Маслоу — высшее желание человека реализовать способности и свои таланты. Человек, стремящийся к самореализации, в основном живет в реальности, чем в мире абстрактных идей либо стереотипов.

Причем, степень самореализации возможно различной. К примеру, удалившись от национальной деятельности, общественный деятель и российский учёный В.Н. Татищев, живя в селе Болдино, увлекся историей и создал исторический труд, проследив главные вехи истории России с старейших времен до конца XVI века. Татищев в первый раз ввел в научный оборот «Русскую правду», средневековые Судебники и уставные грамоты. Но, его труд остался малоизвестным современникам и был опубликован спустя десятилетия по окончании смерти создателя. Непременно, Татищев реализовал себя как историк, но его деятельность не была оценена обществом, не взяла признание со стороны грамотном общественности.

Значительный вклад в проблему самореализации личности внес итальянский психолог Роберто Ассаджиоли (1888-1974). Ученый уточняет понятие самореализации, потому, что данный термин употребляется для обозначения двух разновидностей увеличения сознательности. С одной стороны под самореализацией понимается самоосуществление, т. е. созревание и психический рост, проявление и пробуждение скрытых возможностей человека. По своим показателям данный вид самореализации соответствует самоактуализациии, как ее обрисовывает А. Маслоу.

Иначе — самореализация свидетельствует самопостижение, т. е. постижение себя, осознание и переживание себя как синтезирующего духовного центра. Обращение тут идет не о отечественном личном я, которое направляться разглядывать всего лишь как отражение настоящего Я, а о сверхсознательном Я, воображающем собой верховный нюанс личности, в большинстве случаев не осознаваемый личным я (либо эго). Дабы проиллюстрировать собственную концепцию, Ассаджиоли внес предложение схему строения нашего внутреннего мира в форме вертикального овала, поделённого на три части, каковые моделируют три уровня бессознательного:

1. Низшее бессознательное, включающее несложные формы психологической деятельности, управляющие судьбой тела; примитивные побуждения и основные влечения; комплексы, сновидения, фантазии; разные патологические проявления (фобии, мании, желания и навязчивые идеи) и т. д.

2. Среднее бессознательное, складывающееся из психологических элементов, сходных с элементами бодрствующего сознания и вольно в него проникающих. Тут происходит усвоение взятого нами опыта, зарождаются (перед тем как показаться в свете сознания) плоды повседневной деятельности воображения и нашего ума.

3. Высшее бессознательное, либо сверхсознательное. Из данной области нам являются вдохновения и высшие формы интуиции, этические императивы, рвение к смелым поступкам. Это источник высших эмоций, просветления, таланта. Тут таятся высшие духовные энергии и парапсихические функции.

4. В зоне среднего бессознательного находится маленькой круг — поле сознания, обозначающее конкретно осознаваемую нами часть отечественной личности, постоянный поток ощущений, образов, мыслей, эмоций, влечений и желаний, дешёвых отечественному наблюдению, оценке и анализу.

5. В центре поля сознания находится точка сознательного Я, которое представляет собой чистое самоосознание, загружённое в поток содержаний сознания.

6. На вершине овала (территория высшего бессознательного) находится Высшее Я, которое не нужно смешивать с фрейдовским супер-эго и другими концепциями я. Высшее либо подлинное Я представляет собой постоянный центр, из которого я возвращается в сознание (по окончании сна, обморока, обморока и т. п.).

7. Около овала, моделирующего личное бессознательное, находится внешняя психологическая среда либо коллективное бессознательное. Внешняя пунктирная линия овала на схеме моделирует разграничение, наподобие клеточной мембраны, которое снабжает постоянный деятельный психологический обмен между данной личностью и окружающей психологической средой.

Эта концепция структуры внутреннего мира человека разрешает, согласно точки зрения ученого, полнее и глубже осознать драматические коллизии нашей жизни, намечает путь к освобождению от внутреннего раскола, непонимания себя и других людей, неумения руководить собой.

Дабы освободиться от вращения в кругу собственных недостатков и ошибок, осуществить гармоничную внутреннюю интеграцию, постичь подлинное Я, вступить в верные отношения с другими людьми, Ассаджиоли внес предложение методику и технику успехи данной цели, для чего нужно:

1) Глубокое познание собственной личности.

2) Контроль над разными ее элементами.

3) Постижение собственного подлинного Я — обнаружение либо создание объединяющего центра.

4) Психосинтез: формирование либо перестройка личности около нового центра.

Самореализация личности неразрывно связана с процессом саморазвития. Саморазвитие — сознательная деятельность человека, направленная на вероятно более полную реализацию себя как личности. Саморазвитие предполагает наличие светло осознанных целей деятельности, личностных установок и идеалов.

Известная обращение В. Франкла о цели и смысле в жизни


Также читать:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: