Цель и задачи дисциплины, ее место в учебном процессе

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ

Методические указания

по исполнению контрольных работ

для студентов УГС 140000, 150000,

190000, 220000, 250000

Петербург

Рассмотрены и рекомендованы к изданию

учебно-методической рабочей группой управления и факультета экономики

ФГБОУ ВПО «Петербургский национальный

лесотехнический университет имени С.М.Кирова»

3 октября 2013 г.

С о с т а в и т е л и:

ст. учитель Л.Ю. Абакулина,

кандидат экономических наук, доцент Л.А. Александрова,

кандидат экономических наук, доцент Т.П. Беляева,

кандидат экономических наук, доцент В.П. Тростинская

Отв. редактор:

профессор экономики , доктора наук.В. Лабудин

Критик:

Кафедра экономической теории СПбГЛТУ

Эти методические указания подготовлены в соответствии с учебным курсом «Экономическая теория», созданным коллективом кафедры экономической теории СПбГЛТУ на базе действующего Федерального национального образовательного стандарта высшего профобразования.

Методические указания содержат советы по исполнению контрольных заданий и материалы для контроля знаний – вопросы, тесты, аналитические расчётные задачи и экономические упражнения по главным темам курса, и список рекомендуемой литературы.

Предназначены для студентов-заочников неэкономических специальностей и направлений, изучающих дисциплину «Экономическая теория» либо «Экономика».

ВВЕДЕНИЕ

В наше время хозяйствования ответственное значение имеет развитие опытного потенциала, экономических свойств личности студентов. Экономическое образование стало сейчас серьёзной составной частью гуманитарной культуры каждого человека, процесса овладения категориями и экономическими понятиями, выбора самые эффективных способов ответа экономических принятия и проблем управленческих ответов. Сейчас эксперту любого профиля жизненно нужно грамотно экономически мыслить, а это нереально без изучения экономической теории.

Экономические правила являются основой для выработки экономической политики, направленной на преодоление трудностей и контролирование нежелательных процессов. Одни экономические правила действуют на микроуровне – уровне экономических агентов (компаний, предпринимателей и т.п.), другие – на макроуровне – уровне страны, региона. В этих условиях основная цель учебного процесса в высшей школе содержится в том, дабы студент получал навыки аналитического осмысливания жизненных обстановок, приобретал знания не в готовом виде, а приходил к нужным выводам сам в ходе активных творческих поисков. Достижение аналогичной результативности обучения зависит от методов и форм активизации учебного процесса и, например, применения тестов, упражнений и задач.

В рамках курса «Экономическая теория» рассматриваются классические (поведение потребителя, теория компании, типы рыночных структур, рынки факторов производства, неспециализированное равновесие) и современные (институциональные нюансы рыночного хозяйства, теория публичного выбора) разделы экономики. В ходе подготовки и изучения курса к экзамену по дисциплине студент делает контрольную работу, включающую задания по экономической теории в рамках как микро-, так и макроэкономики.

Цель методических указаний – оказать помощь студентам, изучающим курс «Экономическая теория», использовать на практике теоретические знания, полученные на лекциях, при чтении литературы и при изучении материалов вторых информационных источников; и самостоятельно выполнить контрольную работу, что со своей стороны должно содействовать выработке у студентов навыков к принятию собственных ответов по проблемам экономического управления в настоящем секторе экономики.

НЕСПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Эти методические указания предназначены для студентов неэкономических факультетов Петербургского национального лесотехнического университета заочной формы обучений и составлены в соответствии с учебными программами дисциплин «Экономическая теория» и/либо «Экономика» в соответствии с требованиям ФГОС ВПО.

Эта дисциплина входит в учебные замыслы неэкономических факультетов СПбГЛТУ как основополагающий социально-экономический курс и читается студентам на 1-ом, 2-ом либо 3-ем курсе в зависимости от факультета, направления и/либо нормативного срока и специальности обучения.

Цель и задачи дисциплины, ее место в учебном ходе

Целью преподавания дисциплины «Экономическая теория» есть обеспечение теоретической базы общеобразовательной и опытной подготовки бакалавра в области экономических наук, т.е. формирование у него культуры экономического мышления.

Экономика, как публичная наука изучает поведение людей в ходе производства, использования и распределения материальных благ и одолжений в мире ограниченных ресурсов. Преподавание дисциплины «Экономическая теория» ставит целью изучение неспециализированных экономических закономерностей, растолковывающих взаимосвязь и порядок хозяйственных процессов на микро- и макроуровнях, и знакомство с элементарными способами перспектив и прогнозирования изменений экономразвития общества.

Изучение макроэкономики и микроэкономики в определенной последовательности дает возможность приобрести студенту цельное представление об экономической судьбе общества.

На микроэкономическом уровне исследуется поведение отдельных структурных хозяйственных субъектов и единиц, экономические закономерности формирования конкурентной среды и предпринимательского капитала. Тут изучаются и анализируются цены отдельных товаров, издержки на их производство, механизм функционирования компании, способы ценообразования, мотивация и зарплата и др.

Знание экономических процессов и явлений на микроуровне есть базой, фундаментом экономического анализа, оперирующего агрегированными показателями. Макроэкономика изучает функционирование экономики как единого целого, разрешает распознать хорошие и негативные факторы, воздействующие на достаток нации, ее экономический рост и т.д., наряду с этим особенным объектом изучения в макроэкономике есть государство, которое определяет налоговую и таможенную политику, и законы, в соответствии с которыми действуют субъекты экономических взаимоотношений.

Задача изучения дисциплины «Экономическая теория» пребывает в том, дабы студенты овладели совокупностью современных знаний о закономерностях функционирования и формирования разных хозяйственных совокупностей, современными способами микроэкономического и экономического анализа для практической реализации и научного обоснования неприятности развития общества как единого целого.

Дисциплина «Экономическая теория» есть необходимой дисциплиной, входящей в вариативную часть Гуманитарного, социального и экономического цикла, она, наряду с другими базисными дисциплинами УЦ ООП, разрешит обучающимся приобретать знания, умения и навыки для успешной профессиональной деятельности и (либо) продолжения профобразования в магистратуре.

В соответствии с определенными в ФГОС ВПО опытными задачами, стоящими перед бакалавром эта дисциплина участвует в формировании определенного комплекта компетенций, знаний, навыков и умений.

  • Формируемые компетенции выпускника:

o компетенции ценностно-смысловой ориентации (познание сокровища культуры, науки, производства, рационального потребления);

o свойство трудиться самостоятельно;

o свойство к познавательной деятельности;

o свойство научно разбирать социально процессы и значимые проблемы, готовность применять на практике способы гуманитарных, социальных и экономических наук в разных видах опытной и социальной деятельности;

o свойство к абстрактному и критическому мышлению, изучению внешней среды для обнаружения ее ресурсов и возможностей, свойство к принятию нестандартных ответов и разрешению проблемных обстановок;

o свойство применять организационно-управленческие навыки в опытной и социальной деятельности.

  • В следствии изучения дисциплины студент обязан:

Знать:

направляться понятийный аппарат дисциплины, и главные современные концепции микро- и экономического анализа;

o как именно трудится хозяйственный механизм в области принятия управленческих ответов на уровне предприятия и раздельного потребителя в условиях недостатка ресурсов;

o правила ответа технико-экономических, организационных и управленческих вопросов.

Мочь:

o изучать и растолковывать (изучить) процессы экономической судьбе общества;

o осознавать и разбирать общественные процессы и экономические проблемы, быть активным субъектом экономической деятельности;

o обнаружить пути и методы действенного ответа конкретных хозяйственных задач, например, рассчитывать эффективность применения ресурсов в зависимости от модели рыночных отношений, конкуренции и уровня монополизации на рынках, отвечать на вопросы: что создавать? как? для кого? какое количество?;

o использовать имеющиеся способы рационального хозяйствования для ответа технико-экономических и вопросов организационного характера;

o разбирать затраты и оценивать результаты деятельности первичных производственных подразделений;

o выявлять возможности публичного развития на базе изученных теоретических концепций.

Обладать:

o знаниями экономических законов, действующих на фирмах, их применением в условиях рыночного хозяйства страны

o навыками публичной речи, аргументации, полемики и ведения дискуссии, практического анализа логики разного рода рассуждений;

o навыками критического восприятия информации;

o практическими навыками ответа конкретных технико-экономических, организационных и управленческих вопросов

Для полноценного освоения учебного материала по дисциплине «Экономическая теория» студент обязан обладать базами матанализа и интерпретирования графиков, и применять знания, полученные при изучении истории, философии, психологии, социологии.

Курс «Экономическая теория» есть базисным по отношению к таким дисциплинам, как менеджмент, экономика отрасли, экономика предприятия, экономика производства, и базой экономических обоснований проектов, предлагаемых бакалаврами в выпускных квалификационных работах.

Содержание дисциплины

Дидактические единицы

Введение в экономическую теорию; блага, потребности, ресурсы, экономический выбор; экономические отношения; экономические совокупности; главные этапы развития экономической теории; способы экономической науки; микроэкономика; рынок; предложение и спрос; предельная полезность и потребительские предпочтения; факторы спроса; личный и рыночный спрос; эффект замещения и эффект дохода; эластичность; его факторы и предложение; закон убывающей предельной полезности; эффект масштаба; виды издержек; компания; прибыль и выручка; принцип максимизации прибыли; предложение совсем отрасли и конкурентной фирмы; эффективность конкурентных рынков; рыночная власть; монополия; монополистическая борьба; олигополия; антимонопольное регулирование; спрос на факторы производства; рынок труда; предложение и спрос труда; зарплата и занятость; рынок капитала; инвестиции и процентная ставка; рынок почвы; рента; благосостояние и общее равновесие; распределение доходов; неравенство; внешние эффекты и публичные блага; роль страны; макроэкономика; национальная экономика как целое; кругообороты доходов и продуктов; ВВП и методы его измерения; ВВП; располагаемый персональный доход; индексы стоимостей; ее формы и безработица; ее виды и инфляция; экономические циклы; экономическое равновесие; совокупное предложение и совокупный спрос; стабилизационная политика; равновесие на товарном рынке; сбережение и потребление; инвестиции; налоги и государственные расходы; эффект мультипликатора; бюджетно-налоговая политика; их функции и деньги; равновесие на финансовом рынке; финансовый мультипликатор; финансовая система; финансово-кредитная политика; развитие и экономический рост; интернациональные экономические отношения; торговая политика и внешняя торговля; платежный баланс; валютный курс; особенности переходной экономики России; приватизация; формы собственности; предпринимательство; теневая экономика; рынок труда; доходы и распределение; преобразования в социальной сфере; структурные сдвиги в экономике; формирование открытой экономики.

1.2.2. Наименование тем, их содержание

История как наука (часть 1)


Также читать:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: