Цели, задачи и методы социол исслед-я редакции

Посредством социологического изучения редакции возможно лучше понять задачи, журналиста и роли журналистики в обществе, правильнее выяснить собственный место в этом сложном, многополюсном мире.

Помимо этого, анализ социопсихологических и опытных взаимоотношений в редакционного коллектива даст данные о том, как их скорректировать, создать обычный творческий климат.

Кроме этого социологическое изучение редакции очень принципиально важно, поскольку изучение продукции журналистского коллектива способом количественно-качественного контент-анализа, ее соотнесенность с ожиданиями аудитории и концепцией издания окажет помощь планировать отдельных журналистов и работу редакции, создавать в ней оптимальные трансформации.

Осведомленность о самые типичных, распространенных проблемах и деятельности работы журналиста и сложностях редакций в условиях информационного рынка окажет помощь искать и обнаружить пути успешной их организации, выхода из конфликтных и кризисных обстановок.

И, наконец, анализ кадровой структуры редакций, уровня подготовки кадров, их суждений о совокупности журналистского образования разрешит организовать высокопрофессиональный журналистский корпус и значительно улучшить его переподготовку и подготовку.

Способы.Социологи, исследующие журналистов и аудиторию, применяют однообразные методики. Но в применении к их деятельности и сотрудникам редакций неспециализированные методики покупают очевидно выраженную специфику. Это разъясняется изюминками журналистского корпуса как объекта анализа, творческой направленностью профессии, лично-коллективным характером деятельности.

Специфика проявляется уже в формировании выборки изучения. В случае если при опросе аудитории она в большинстве случаев вероятностная либо квотная, то при изучении журналистов и редакций – смешанная, основанная на поиске обычных редакционных коллективов и регионов в них, где, в большинстве случаев, опрашиваются все творческие работники. Это обусловлено рядом событий.

Опрос в редакциях, метода применения и особенности анкет интервью. Журналисты – народ творческий, занятой. Они привыкли брать интервью, а не отвечать на вопросы вторых. Исходя из этого при проведении опроса в редакциях полезно учитывать кое-какие особенности его организации.

Успех изучения зависит от того, как весьма интересно составлена анкета и убедителен, доброжелателен, обаятелен, любознателен интервьюер; как удачно он совершил подготовительную работу, сумел заинтересовать потенциальных опрощеных. Перечисленные качества особенно необходимы, в то время, когда проводится устное интервью, а тем более экспертное. Интервьюер довольно часто предлагает открытые поисковые вопросы, дабы посредством специалистов изучить малоизученную проблему.

Телефонный опрос, принятый во всем мире, вероятен и у нас, в случае если речь заходит о больших городах. Но в большинстве случаев оплата бесед не редкость дороже, чем командирование интервьюеров в регион на 7 дней либо десять дней. В случае если же она не превышает командировочные затраты, то таковой опрос во многих случаях предпочтительнее – так как взятую с его помощью данные возможно сходу заносить в компьютер либо кроме того кодировать. Но для этого интервьюеру необходимо пройти особый тренинг.

У прессовой либо почтовой анкеты (а также электронной) также имеется кое-какие особенности в применении к изучению журналистов. Такие анкеты необходимо еще основательнее, чем в большинстве случаев, мотивировать, обнаружить убедительные доводы, дабы сотрудник захотел ответить вам по почте.

Социометрический опрос используется при изучении межличностных взаимоотношений в редакции; определении неформального фаворита коллектива, степени сплоченности сотрудников, их дифференциации по формальным и неформальным, эмоциональным и рациональным, деловым и ролевым взаимоотношениям и для оценки этих взаимоотношений. Социограммы разрешают выяснить положение отдельных участников коллектива, распознать фаворитов, наличие конкретных групп. Использование социометрии окажет помощь переструктурировать службы и отделы, улучшить рабочий, опытный, творческий и психотерапевтический микроклимат, перевести неформальных фаворитов в ранг формальных, в то время, когда это целесообразно.

Контент-анализ СМИ– это, возможно, единственный способ, в применении которого неизменно заинтересована сама редакция: она желает знать, какими параметрами характеризуется продукт ее деятельности – совокупность номеров издания либо публикаций по определенной тематике. Его полезно использовать в комплексном изучении – при сравнении текстов с заинтересованностями аудитории, программирующими намерениями редакций, мнениями журналистов по поводу значимости освещения тех либо иных неприятностей и т.п. На таком сопоставлении четко видны нестыковки целей редакции с ожиданиями потребителей ее продукции.

Опыт используется для совершенствования структуры, процесса, организации деятельности редакции. Но особенно продуктивен он в опытах с трансформацией разных параметров издания, программы (наименование, периодичность, формат, оформление, дизайн, верстка, комплект рубрик, стилистическая и жанровая модели, авторы, формы подачи, содержание рекламы и т.д.). Исследователь замеряет реакцию аудитории на эти трансформации при помощи социологических опросов либо изучения в фокус-группах, и редакция вносит нужные поправки в собственную работу.

Социол наблюд-е употребляется при изучении организации труда, фиксировании затрат рабочего времени и т.п.

Ежедневник самохронометража, благодаря которому анализируется бюджет времени. В большинстве случаев составляется недельный формализованный ежедневник. В нем зафиксированы виды деятельности, которую сотрудник совершает каждый день: планирование, участие в «летучках», сбор информации, написание текстов, работа с авторами и почтой, редактирование, подготовка выпуска номера либо передачи в свет и др. Время, затраченное на эти дела,

Своеобразной как раз для изучения журналистских коллективов есть такая методика, как составлениеПаспорта редакции.Действительно, он имеет значение лишь при условии, что изучается большое число изданий либо телерадиоканалов. Фактически, это скорее статистика, чем социология, потому, что в таком документе фиксируются не мнения, а фактические эти: наименование, тип издания, адрес, периодичность, количество, формат, цветность, формы печати, структура редакции, список служб и отделов, объём и наличие рекламы, самые устойчивые рубрики, техническая база, экономическое положение редакции, динамика и состав кадров, количество писем и т.д.

Нельзя не сообщить о социопсихологических тестовых методиках,используемых в коллективах для саморефлексии, определения типа личности, психотерапевтических и характерологических изюминок сотрудников, степени их соответствия занимаемым должностям либо виду творчества и т.п. Эти процедуры время от времени дополняются медикопсихологическими обследованиями здоровья журналистов, условий их труда, утомляемости, влияния на самочувствие сотрудников напряженного ритма, длительности работы на компьютере.

Typ


Также читать:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: