Цели, задачи и методы социол исслед-я журн-та как субъекта творч деят-ти.

Социологическое изучение журналиста как субъекта творческой деятельности:

  • окажет помощь лучше понять задачи, журналиста и роли журналистики в обществе, правильнее выяснить собственный место в этом сложном, многополюсном мире.
  • разрешит каждому сотруднику СМИ уточнить собственный место в опытном сообществе, отыскать собственную нишу, специализацию, амплуа, заняться самомаркетингом, наметить направления и пути собственной карьеры – должностной, творческой, продуктивной либо репродуктивной, литературной либо организаторской.
  • даст ему пищу для саморефлексии – сравнения собственной личности с некоторым обобщенным, модельным понятием о специалисте. Это со своей стороны оказывает помощь разработать программу личностного и опытного самосовершенствования.
  • осведомленность о самые типичных, распространенных проблемах и деятельности работы журналиста и сложностях редакций в условиях информационного рынка окажет помощь искать и обнаружить пути успешной их организации, выхода из конфликтных и кризисных обстановок.

Способы.Социологи, исследующие журналистов и аудиторию, применяют однообразные методики. Но в применении к их деятельности и сотрудникам редакций неспециализированные методики покупают очевидно выраженную специфику. Это разъясняется изюминками журналистского корпуса как объекта анализа, творческой направленностью профессии, лично-коллективным характером деятельности.

Специфика проявляется уже в формировании выборки изучения. В случае если при опросе аудитории она в большинстве случаев вероятностная либо квотная, то при изучении журналистов и редакций – смешанная, основанная на поиске обычных редакционных коллективов и регионов в них, где, в большинстве случаев, опрашиваются все творческие работники. Это обусловлено рядом событий.

Опрос в редакциях, метода применения и особенности анкет интервью. Журналисты – народ творческий, занятой. Они привыкли брать интервью, а не отвечать на вопросы вторых. Исходя из этого при проведении опроса в редакциях полезно учитывать кое-какие особенности его организации.

Успех изучения зависит от того, как весьма интересно составлена анкета и убедителен, доброжелателен, обаятелен, любознателен интервьюер; как удачно он совершил подготовительную работу, сумел заинтересовать потенциальных опрощеных.

Телефонный опрос, принятый во всем мире, вероятен и у нас, в случае если речь заходит о больших городах. Но в большинстве случаев оплата бесед не редкость дороже, чем командирование интервьюеров в регион на 7 дней либо десять дней. В случае если же она не превышает командировочные затраты, то таковой опрос во многих случаях предпочтительнее – так как взятую с его помощью данные возможно сходу заносить в компьютер либо кроме того кодировать. Но для этого интервьюеру необходимо пройти особый тренинг.

У прессовой либо почтовой анкеты (а также электронной) также имеется кое-какие особенности в применении к изучению журналистов. Такие анкеты необходимо еще основательнее, чем в большинстве случаев, мотивировать, обнаружить убедительные доводы, дабы сотрудник захотел ответить вам по почте.

Социометрический опрос используется при изучении межличностных взаимоотношений в редакции; определении неформального фаворита коллектива, степени сплоченности сотрудников, их дифференциации по формальным и неформальным, эмоциональным и рациональным, деловым и ролевым взаимоотношениям и для оценки этих взаимоотношений. Социограммы разрешают выяснить положение отдельных участников коллектива, распознать фаворитов, наличие конкретных групп. Использование социометрии окажет помощь переструктурировать службы и отделы, улучшить рабочий, опытный, творческий и психотерапевтический микроклимат, перевести неформальных фаворитов в ранг формальных, в то время, когда это целесообразно.

Опыт используется для совершенствования структуры, процесса, организации деятельности редакции. Но особенно продуктивен он в опытах с трансформацией разных параметров издания, программы (наименование, периодичность, формат, оформление, дизайн, верстка, комплект рубрик, стилистическая и жанровая модели, авторы, формы подачи, содержание рекламы и т.д.). Исследователь замеряет реакцию аудитории на эти трансформации при помощи социологических опросов либо изучения в фокус-группах, и редакция вносит нужные поправки в собственную работу.

Социологическое наблюдение употребляется при изучении организации труда, фиксировании затрат рабочего времени и т.п.

Ежедневник самохронометража, благодаря которому анализируется бюджет времени. В большинстве случаев составляется недельный формализованный ежедневник. В нем зафиксированы виды деятельности, которую сотрудник совершает каждый день: планирование, участие в «летучках», сбор информации, написание текстов, работа с авторами и почтой, редактирование, подготовка выпуска номера либо передачи в свет и др. Время, затраченное на эти дела,

Нельзя не сообщить о социопсихологических тестовых методиках,используемых в коллективах для саморефлексии, определения типа личности, психотерапевтических и характерологических изюминок сотрудников, степени их соответствия занимаемым должностям либо виду творчества и т.п. Эти процедуры время от времени дополняются медикопсихологическими обследованиями здоровья журналистов, условий их труда, утомляемости, влияния на самочувствие сотрудников напряженного ритма, длительности работы на компьютере.

Разведопрос: Игорь Викентьев о психологии и практике творчества


Также читать:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: