Цели, законы и принципы дидактики

ЛЕКЦИЯ 1 МЕТОДИКА и ДИДАКТИКА ПРЕПОДАВАНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИН

Цели, принципы и законы дидактики

На вопрос: «Для чего человеку обучаться?» вариантов ответа мно-го: духовное развитие, самосовершенствование, возможность полу-чения особых знаний для «успешного» трудоустройства и т. д. В теории познания, гносеологии, цель учения – получение точных знаний. Как же их взять? Дабы ответить на этот вопрос, отыщем в памяти структуру познавательного процесса. Она складывается из эле-ментов чувственного и рационального познания.

Чувственное познание имеет три формы: чувство, восприятие, представление.

При помощи чувственного познания создаются образы предме-тов и явлений.

Верховная степень познания – рациональное познание либо абст-рактное мышление – существует в формах понятий, суждений, умо-заключений. Законы, правила, теории имеется результаты абстрактно-го мышления.

Назначение учебной деятельности состоит как в усвоении намерено отобранных знаний, опыта, каковые выработало челове-чество, так и в совершенствовании знаний, навыков и умений. С це-лью рационализации приемов образовательной деятельности, поиска наилучших способов ответа образовательных неприятностей вводится в учебный процесс частные дидактики и общая дидактика, каковые именуются методиками обучения.

В дидактической науке объект изучения – образовательный процесс. Под последним знают развитие и функционирование образовательной совокупности, достижение социально задач и значимых целей. Образовательная совокупность содержит в себе социальные инсти-туты – устойчивые связи, правила, нормы, отношения и соответст-вующие им структуры, регулирующие образовательную деятельность людей. Отношения преподавания, учения, формы организации учебной деятельности, способы усвоения материала, средства обуче-ния, оценка и диагностика результатов, школы, колледжи, лицеи, университеты и т. п. – примеры образовательных университетов.

Предметом дидактики являются законы, правила образователь-ного процесса, воспитания и технологии обучения. Термин «дидак-тика» происходит от греческого слова didaktikos – поучительный. Принято вычислять, что данный термин ввел в потребление в 1613 г. не-мецкий педагог и языковед Вольфганг Ратке. Первой фундаменталь-ной работой по теории дидактики стала «Великая дидактика» Яна Амоса Коменского, размещённая в 1657 г. Дидакти-ка решает следующие задачи:

1) исследует принципы и законы обучения;

2) разрабатывает концептуальные положения, парадигмы образо-вательного процесса;

3) конструирует образовательные разработки;

4) формирует совокупности диагностики, оценки и контроля взятых результатов;

5) прогнозирует результаты образовательного процесса на базе применения разных концепций.

Первые попытки формулировки законов образовательного про-цесса предложены Сократом: он утверждал, что рождение мысли ученика зависит от организованного преподавателем диалога. И. Г. Песта-лоцци сформулировал закон обучения так: «От смутного созерцания к ясным представлениям и от них к ясным понятиям». Германский педагог Э. Мейман сформулировал три закона образовательного процесса:

1) развитие индивидуума определяется в преобладающей степени природными задатками;

2) ранее всего постоянно развиваются те функции, каковые наибо-лее серьёзны для жизни и удовлетворения элементарных потребно-стей ребенка;

3) душевное и физическое развитие ребенка происходит нерав-номерно [5, с. 70].

Современные дидакты выделили следующие законы обучения:

1. Социальной обусловленности целей, содержания, форм и ме-тодов обучения;

2. Связи творческой самореализации ученика и образова-тельной среды;

3. Обусловленности результатов обучения характером образова-тельной деятельности;

4. Связи обучения, развития и воспитания;

5. единства и Целостности образовательного процесса.

Ученые-дидакты наровне с обнаружением значительных, устойчи-вых, нужных, повторяющихся отношений и связей между раз-личными явлениями определяют главные, исходные положения ди-дактической теории – правила обучения. Общепризнанны следую-щие правила: научность, наглядность, доступность, активность и сознательность, последовательность и систематичность, прочность, сообщение теории с практикой.

На практике правила обучения смогут модифицироваться, но содержательный компонент остается неизменным. К примеру, в случае если в советской школе наиболее значимым наглядным пособием выступали плака-ты, таблицы, то на современном этапе все чаще употребляются графо-дидактические возможности и проекторы слайдов.

Знание дидактических принципов и законов нужно, по причине того, что они – интеллектуальный инструмент для организации образова-тельной деятельности обучающегося. Те, кто обладают дидактикой, смогут прогнозировать последствия тех либо иных моделей обучения, пара-дигм и приходить к выводам и правильным заключениям.

История Великой Дидактики


Также читать:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: