Ценообразование на совершенно-конкурентном рынке

При описании функционирования компании на совсем конкурентном рынке нужно разделять анализ обстановки, складывающейся на рынке в целом, и анализ состояния отдельной конкурентной компании.

На совсем ? конкурентном рынке рыночные объём и цена продаж определяются точкой пересечения отраслевых кривых предложения и спроса (Рис. 1, А). Напомним, отраслевой спрос получается методом сложения по горизонтали личных кривых спроса всех потребителей, а отраслевое предложение, соответственно, методом сложения личных кривых предложения всех компаний.

В обрисованных нами выше условиях попытка некоего продавца увеличить стоимость довольно вторых приведет к полному переходу его потребителей к вторым компаниям. Иначе, попытка предложить товар по цене кроме того немногим ниже рыночной приведет к тому, что все клиенты придут как раз в эту компанию. Но, нужно не забывать, что рыночная часть отдельной компании образовывает не более 1% и она физически неспособна произвести столько продукции, дабы удовлетворить всех потребителей. Так, рыночная цена продукции делает роль той большой цены, при которой клиенты готовы купить любой из разглядываемых количеств продукции (Рис. 1, Б). Получается, что с позиций отдельной конкурентной компании значение рыночной цены эквивалентно значению цены спроса, а горизонтальная линия на уровне рыночной цены делает роль кривой спроса (Di). Как раз исходя из этого совсем конкурентную компанию относят к ценополучателям (price-taker), потому, что она вынуждена реализовывать собственную продукцию по цене, установленной рыночными факторами предложения и спроса. Ей же остается только решить, какое оптимальное количество товара произвести в целях максимизации прибыли. Нужное условие максимума прибыли — равенство предельной выручки предельным издержкам MR=MC.

С учетом вышесказанного, уравнение спроса на продукцию отдельной совершенно-конкурентной компании возможно записать как Р(Q) = Ррын= const.

Так, функция неспециализированной выручки совершенно-конкурентной компании:

TR(Q)=P*Q=const*Q

MR(Q)=TR’(Q)=const=Pрын.

Следовательно, для отдельной совсем конкурентной компании, при любом количестве выпуска выполняется ТОЖДЕСТВО:

MR=Pрын=const.

Следовательно, прирост выручки, которую приобретает отдельная совсем конкурентная компания, реализовывая дополнительную единицу продукции, равен рыночной цене.

Рис. 1 Кривая спроса с позиций отдельной конкурентной компании и ее сообщение с рыночным равновесием.

Так, правило максимизации прибыли для конкурентной компании возможно записать следующим образом:

Разглядим поведение совершенно-конкурентной компании (выбор оптимального количества выпуска в кратковременном и долговременном периодах) в зависимости от уровня рыночной цены.

1. В случае если РрынACmin.(Рис. 2).

Для выбора оптимального количества выпуска (Q*), определим, при каких значениях количества выпуска выполняется условие Р=МС. На основании анализа, совершённого в прошлой главе, определяем, что из двух взятых значений Q на данном рисунке нужно выбрать тот, что соответствует возрастающему участку кривой МС. Обозначим его Q*.

Неспециализированную выручку компании при Q = Q* вычислим по формуле TR(Q*)=P•Q*. Графически размер выручки при данном количестве выпуска возможно изобразить как площадь OРXQ*.

Значение неспециализированных издержек компании для данного количества выпуска TC(Q*)=Q*•AC(Q*). Графически размер неспециализированных затрат возможно графически изобразить как площадь OAC(Q*)YQ*.

Неспециализированные издержки воображают сумму постоянных и переменных затрат. Значение переменных затрат для оптимального количества выпуска возможно вычислить как произведение оптимального количества выпуска на значение средних переменных затрат при данном количестве, другими словами VC(Q*)=Q*•AVC(Q*). Графически размер переменных затрат возможно графически изобразить как площадь OAVC(Q*)ZQ*. Величину постоянных затрат возможно вычислить как:

FC(Q*)=TC(Q*)-VC(Q*)= Q*•(AC(Q*)-AVC(Q*))= Q*•AFC(Q*).

Графически значение постоянных издержек возможно изобразить как площадь AVC(Q*)AC(Q*)YZ.

Рис. 2 Допредельная компания со сверхприбылью

Вычислив оптимальный количество выпуска при заданном уровне рыночной цены, найдя значения неспециализированных выручки и издержек компании при данном количестве выпуска, возможно выяснить размер прибыли компании.

?(Q*)=TR(Q*)-TC(Q*)= Q*•(P-AC(Q*)). Графически значение прибыли возможно изобразить как площадь AC(Q*)РYZ. При PрынAC(Q*), прибыль компании очевидно больше нуля.

Получение хорошей экономической прибыли на совершенно-конкурентном рынке вероятно лишь в кратковременном периоде. Потом, мы подробнее остановимся на этом утверждении и докажем его.

В случае если компания приобретает хорошую экономическую прибыль, то ее время от времени именуют «допредельная компания со сверхприбылью».

2. В случае если Ррын=ACmin. (Рис. 3).

Оптимальный количество выпуска (Q*), величины ?(Q*), TR(Q*), TC(Q*), VC(Q*) и FC определим по аналогии с прошлым пунктом.

В этом случае размер выручки равен величине неспециализированных издержек компании для оптимального количества выпуска. Вправду, поскольку Р=АС, то умножив левую и правую части уравнения на Q* возьмём равенство TR(Q*)=TC(Q*). Следовательно, прибыль компании в этом случае равна нулю.

Компанию, которая приобретает нулевую экономическую прибыль, время от времени именуют «допредельная компания с обычной прибылью». Эта обстановка иллюстрирует долговременное равновесие совершенно-отрасли и конкурентной фирмы, которое более детально мы разглядим в конце главы.

Рис. 3 Допредельная компания с обычной прибылью

3. В случае если AVCmin Ррын ACmin. (Рис. 4).

Оптимальный количество выпуска (Q*), величины ?(Q*), TR(Q*), TC(Q*), VC(Q*) и FC определим по аналогии с прошлыми пунктами.

В случае если уровень рыночной цены ниже АСmin, то компания несет убытки (приобретает отрицательную экономическую прибыль). ? =ТR-TC, следовательно, графически убытки, каковые приобретает в этом случае компания, возможно изобразить как площадь AC(Q*)YXP.

Каковы же должны быть действия компании, в случае если кроме того при выборе оптимального, максимизирующего прибыль количества выпуска компания приобретает убытки? Ответ на этот вопрос мы искали в прошлой теме, так что воспользуемся уже готовыми результатами.

Потому, что размер FC превышает размер убытков при продолжения производства, мы можем советовать компании остаться на рынке в кратковременном периоде. Подобный вывод возможно было бы сделать из соотношений TR(Q*) VC(Q*) либо Р АVC(Q*).

Напомним главной вывод прошлой темы: в случае если при данном уровне цены размер выручки компании покрывает величину переменных затрат, то компании выгодно оставаться в отрасли.

В долговременном периоде, в то время, когда все затраты компании являются переменными, другими словами величина FC=0, компания не несет утрат, решая покинуть отрасль. Следовательно, в долговременном периоде эта компания, приобретающая отрицательную экономическую прибыль покинет отрасль.

Компанию, которая приобретает убытки меньшие размеры FC, время от времени именуют «допредельная компания с экономическими убытками».

Рис. 4 Допредельная компания с экономическими убытками

4. В случае если Р= AVC min. (Рис. 5).

Оптимальный количество выпуска (Q*), величины ?(Q*), TR(Q*), TC(Q*), VC(Q*) и FC, и размер убытков определим по аналогии с прошлыми пунктами.

В этом случае, в то время, когда уровень рыночной цены сходится со значением AVC(Q*), величина неспециализированной выручки TR(Q*) сходится с величиной переменных издержек VC(Q*). Соответственно, убытки компании в этом случае равны значению постоянных издержек (FC).

Так, с формальной точки зрения компании в этом случае безразлично, покидать ли отрасль в кратковременном периоде (наряду с этим ответе уровень утрат соответствует FC), либо оставаться (и приобретать убытки, снова же равные FC). Считается, что компания продолжит работу на рынке в кратковременном периоде. В пользу этого предположения возможно высказать следующий аргумент: на настоящем рынке преграды выхода, хотя бы совсем маленькие, но постоянно существуют. Следовательно, ответ закрыть компанию будет сопровождаться некоторыми дополнительными утратами не считая тех, каковые мы уже проанализировали и вариант ухода окажется, пускай не на большое количество, но хуже.

Как мы знаем, в долговременном периоде компания, приобретающая отрицательную экономическую прибыль, уходит из отрасли.

Эта обстановка время от времени носит в экономической теории наименование «предельная компания».

Рис. 5 Предельная компания

5. В случае если Р AVC min. (Рис. 6).

Оптимальный количество выпуска (Q*), величины ?(Q*), TR(Q*), TC(Q*), VC(Q*) и FC, и размер убытков определим по аналогии с прошлыми пунктами.

При, в то время, когда уровень рыночной цены ниже AVC(Q*), размер неспециализированной выручки TR(Q*) меньше переменных издержек VC(Q*). Соответственно, убытки компании в этом случае больше постоянных издержек (FC). Увидим, что в этом случае обозначение Q*не в полной мере оправдано, потому, что свидетельствует не оптимальный количество выпуска, а всего лишь количество выпуска, снабжающий достижение локального максимума неспециализированной прибыли компании. Оптимальным же для данных условий будет значение Q = 0. Мы сохраним это обозначение лишь чтобы все геометрический смысл и расчёты всех размеров, каковые мы разбирали в прошлых пунктах, были применимы и в этом случае.

Так, в разглядываемой обстановке, уходя из отрасли в кратковременном периоде компания возьмёт убытки меньшие, чем при продолжения работы. В долговременном периоде подобная компания тем более приняла бы ответ покинуть отрасль.

Компанию, появлявшуюся в разглядываемой обстановке время от времени именуют «запредельной компанией», т.е. компанией, появлявшейся за пределами тех условий, при которых рационально продолжать производство, хотя бы в кратковременном периоде

.

Рис. 6 Запредельная компания

Обобщим отечественные рассуждения:

Возвратимся еще раз к рассмотренным выше пяти графикам и постараемся разглядеть на одном рисунке все те ситуации, каковые мы разбирали по отдельности. (Рис.7)

Рис. 7 Кривая предложения отдельной совсем конкурентной компании в кратковременном периоде

БОЛТАЛКА: \


Также читать:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: