Ценообразование в условиях внутриотраслевой конкуренции

Борьба – форма экономического соперничества между фирмами. Борьба может осуществляться как в отрасли, так и между ними. Внутриотраслевая борьба – это соперничество между фирмами одной и той же отрасли за более удачные условия производства и сбыта продукции. Внутриотраслевая борьба возможно идеальной и монополистической.

Идеальная борьба в отрасли возможно в след. случаях: в то время, когда на рынке существует много фирм и ни одно из них не занимает на нём главного положения=каждое из фирм не имеет возможности оказать влияние на рыночную цену; в то время, когда фирмы создают однородную продукцию и потребителю безразлично, у кого конкретно брать; в то время, когда отсутствуют значительные препятствия (законодательные, технологические, денежные и т.д.) для выхода и свободного входа из отрасли.

У фирм одной отрасли создающей однородную продукцию смогут быть различия в технической оснащенности производства, квал-ии работников, уровне орг-ии труда и т.д. В следствии неодинаковым будет у них личные цены продукции.

Предположим, что в определенной отрасли все предприятия условно возможно поделить на 3 группы с различной личной ценой товара.

Группы фирм Индивид цена публичная цена итог
10 р 12 р +2
12 р 12 р
14 р 12 р -2

Реализация товаров происходит на базе действия закона цены.

Формулировка закона цены: обмен товаров на рынке осуществляется по публичной цене, в базе которой лежат публично нужные затраты труда либо средние затраты труда.

В следствии, те предприятия, у которых личные затраты труда ниже публично нужных, приобретают дополнительную экономическую прибыль. Одновременно с этим предприятия, у которых затраты труда выше публично нужных, остаются без прибыли либо кроме того в убытке. Закон цены стимулирует рост производительности труда, понижение затрат. В отрасли может наблюдаться и монополистическая борьба. Она связана с разделением продукта.

Разделение продукта – в то время, когда продукты первого потребительского назначения различаются между собой по след. показателям:

– по качественным чертям;

– по дизайну упаковки;

– по условиям продажи, сервисному обслуживанию.

– популярности марки и т.д.

В следствии этого на продукцию первого потребительского назначения смогут устанавливаться в определённых пределах достаточно различные стоимости.

25. ценообразование в условиях межотраслевой борьбе

МК – борьба между фирмами разных отраслей за более удачное применение экономических ресурсов. Результатом межотраслевой борьбе есть образование средней прибыли и цены пр-ва. Наряду с этим в различных отраслях существует автоматизации производства и неодинаковый уровень механизации. В следствии появляется различная структура себестоимости продукции, приводящая к неодинаковой величине прибыли в данных отраслях.

Отрасли C+V прибыль m C+V+m Цена производства средняя прибыль
Радиотехническая 90с+ 10V
Автомобильная 80c+ 20V
Мебельная 60c+ 40V
Пищевая 50c+ 50V

Экономические ресурсы из низкоприбыльных отраслей начинают переливаться в высокоприбыльные отрасли. Формы осуществления «перелива»:

а) путём строительства фирм в новой отрасли;

б) путём создания совместного производства с предприятием второй отрасли;

в) путём приобретения акций корпораций, действующих в других отраслях.

В следствии в тех отраслях, куда «случился прилив средств» производство товаров растёт, растёт кроме этого предложение, цены на продукцию падают. В отраслях, из которых случился оттекание средств, предложение и производство падает, цены на продукцию растут. В следствии этого все отрасли начинают приобретать приблизительно однообразную среднюю прибыль.

В итоге, все отрасли реализовывают собственную продукцию по цене производства.

Цена производства = себестоимость + средняя прибыль = C+V+mср

При трансформации стоимостей в следствии трансформации спроса и т.д. начинаются адекватные переливы средств между отраслями.

26. Особенности ценообразования в с\х. земельная рента

Главным средством производства в СХ есть почва. Существует монополия на землю как на объект хоз-ва. В случае если каким-нибудь наделом земли обладает СХ предприятие, то другие СХ пр-ия этим уч-ком почвы пользоваться не смогут. В силу ограниченности лучших земель и наличие монополии на землю как на объект хоз-вования, СХ производство приходится вести на более нехороших наделах земли.

Поэтому цены на СХ продукцию устанавливаются не по средствам, а по наиб. затратам труда. Т.к. цены на продукцию уст-ся по наиб. затратам, то в СХ образ-ся земельная рента.

Земельная рента – доход, приобретаемый с почвы и не связанный с предпринимательской деятельностью. Различают дифференциальную ЗРI и дифференциальную ЗРII.

ДЗРI появляется из-за различий по местоположению и плодородию к рынку сбыта. Механизм её образования (по плодородию):

Надел земли С+V m Цена всей продукции Количество продукции Личная цена 1 т Публичная цена 1 тонны Рента с 1 т Рента со всей продукции доход
3 т
4 т
5 т

Различные расположения участков к рынку сбыта приводит к неодинаковым затратам на транспортировку продукции.

ДЗРII появляется из-за различной эффективности затрат на однообразный надел земли.

Предположим, наделы земли однообразны по плодородию и рынку и местоположению сбыта. Но на них фирмы функционируют различное количество лет. Те, кто трудится продолжительнее, смогли совершить нужные агротехнические мероприятия. Новые предприятия этого ещё не успели сделать. В рез-те у фирм окажется различная урожайность и неодинаковой станет личная цена продукции.

ДЗРII = ДЗРI лишь вместо «надел земли» — «возраст предприятия»

Земельную ренту смогут присваивать следующие лица:

1) сельхозпредприятие, если оно есть хозяином почвы;

2) землевладелец в виде арендной платы, если он сдаёт почву в аренду;

3) гос-во через налоговую совокупность

Не считая с/х рента образуется в добывающих отраслях индустрии из-за различной глубины залегания нужных ископаемых.

27. процесс образования монополий. виды монополий

С монополизацией экономики человечество столкнулось в конце 19 века. К середине 19 века начали появляться акционерные общества. Они имели возможность в больших размерах мобилизовать капитал. Именно поэтому произошло развития капиталоемких отраслей производства ( химич., нефтяная, автомобильная и т.д.) В этих отраслях действенным являлось лишь большое производство. Количество больших фирм ограничено. Это и стало причиной происхождению монополий.

Монополия – это объединение фирм с целью восстановления господства на рынке и получение монопольно высокой прибыли.

Процесс образования монополий был вызван следующими факторами:

Большим фирмам вести между собой конкурентную борьбу было затруднительно, потому что она сопровождается тяжелыми потерями.

Т.к. производство сосредотачивалось на пара больших фирмах, то им легче прийти к соглашению между собой, чем к громадному множеству небольших фирм.

Предприятия может принимать во внимание монополией, в случае если выполняется следующие условия:

Предприятия имеет возможность в известных пределах диктовать цены рынку.

Оно концентр. в собственных руках большую часть производства в отрасли:

В случае если более 90%, то будет чистая монополия.

В случае если 60%-90%, то будет главная компания.

В случае если менее 60%, то в отрасли существует конкурентная среда.

Виды монополий:

Ринг, корнер, пул – тут фирмы договаривались об установлении единых стоимостей. (такие монополистические объединения были недолговечны и скоро распадались)

Картель –тут фирмы договаривались о следующем:

Об установлении единых цен на продукцию.

Разграничение между собой рынка сбыта.

Определение для каждого предприятия количества производства (квоты).

(в картеле предприятия сохраняют производственную и торговую самостоятельность)

Синдикат – тут фирмы реализуют собственную продукцию через неспециализированную торговую сеть. (в синдикате предприятия сохраняли производственную, но теряют торговую самостоятельность)

Трест – тут фирмы сливаются в единое предприятие. (в тресте предприятия теряют производственную и торговую самостоятельность)

Ценообразование идеальной борьбе, чистой и дискриминирующей монополии


Также читать:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: