Человек и культура-феномен

МИНСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

УЧРЕЖДЩЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ

МОГИЛЕСКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ПРОДОВОЛЬСТВИЯ

КАФЕДРА ГУМАНИТАРНЫХ ДИСЦИПЛИН

Человек в культуре-феномене

Методические материалы по философии для студентов всех профессий дневной и заочной форм обучения

МОГИЛЕВ 2007

УДК №341

ББК 67

С

Рассмотрены и рекомендованы к изданию на совещании кафедры ГД

Протокол № 4 от 06.12.2006 г.

Составитель:

доц. В.Л. Рожковский

Критик:

доц. Ю.В. Аленькова

Методические материалы предназначены для независимой работы студентов всех профессий по дисциплине «философия». Содержание материалов относится к разделу 3, теме 12 типовой Программы: «Неприятность человека в науке и философии».

При подготовке к практическим занятиям рекомендуется знакомство с приведенной в конце текста литературой.

УО «Могилевский национальный

университет продовольствия», 2007

СОДЕРЖАНИЕ

Введение ……………………………………………………………4

1. культура и Человек-феномен …. .………………………………..4

2. Дар данайцев……………………………………………………….5

3. «Всевышний погиб?» ………………………………………………………..6

4. Самое холодное из чудищ ………………………………………..6

5. «Успех гуманизма».……………………………………………..8

6. Крест для распятия ………………………………………………..8

7. Русский выход …………………………………………………….9

8. Еще не принятое ответ …………………………………………9

Заключение ………………………………………………………..10

Перечень применяемой и рекомендуемой литературы …………..11

Введение

Пожалуй, нет более «пострадавшей» темы в философии, чем неприятность человека. О чем бы обращение ни зашла, будь то природа, общество, культура, познание, в конечном итоге, в центре рассмотрения постоянно оказывался человек. Методические материалы, предлагаемые Вашему вниманию, не избежали данной напасти. Не обращая внимания на то, что в них внимание сосредоточено на культуре, как среде обитания человека, в центре внимания все же мы с Вами, отечественное повседневное существование, на которое мы обречены и с которым смирились. Главная тема: кто имеется Мы в свете существующей культуры-феномена?

Что такое культура и феномен как феномен? Феномен – это нерасторжимое единство познавательных актов (ноэзис) и предметного содержания мысли (ноэма). Иначе говоря это мир в свете сознания, осмысленный мир, мир, что обыденное сознание вычисляет миром самим по себе. Что такое «мир сам по себе», мы понятия не имеем, поскольку нам знаком лишь осознанный нами мир, мир в людской измерении. Дух, мышление – условие как феномена мира, так и культуры. Культура в самом широком смысле сходится с феноменом.

Вашему вниманию предлагается подход к проблеме и ее ответ, каковые Вы имеете возможность разделять либо оспаривать. Цель материалов не в навязывании Вам каких-то определенных представлений, а в побуждении к независимому размышлению.

культура и Человек-феномен

Культура-декорация, очерчивая и отграничивая сценическое пространство, определяет персонажи и прописывает сценарии судьбы, с ее смыслами, устремлениями и целями. План культуры-сценариста — благо либо зло? Так как от нее, от среды обитания нет спасения.

Отечественная среда обитания – это не столько естественный мир, на котором лежит печать физического труда, сколько духовный мир (мир в свете сознания), включающий в себя и природу как часть себя.

«Труд создал человека», общепринятое положение, но требующее уточнения. Что это, фактически говоря, за труд, на что направленный и чем обусловленный? Устоявшееся представление: это деятельность с применением орудий труда, продиктованная инстинктом самосохранения и направленная на природу с целью приспособления ее к своим потребностям. На протяжении для того чтобы труда сформировалась материальная и технологическая среда обитания человека, а над ней — духовный мир, как эпифеномен. *

С другой точки зрения, – это такая деятельность, которая изначально выходила за рамки природной необходимости и была направлена на овладение самим собой, мозгом и своим телом. Результат для того чтобы труда – разум и язык, мышление –

__________________

* Эпифеномен – побочное явление, сопутствующее вторым явлениям.

отличительные черты человека, предпосылки и итог сугубо людской

среды обитания, культуры. (5, 16)

Многие животные приспосабливают природу к себе, пользуются орудиями, коллективно охотятся, но в таких методах судьбы нет ничего человеческого. И, наоборот, дикари, не опытные европейского стыда, живущие в «первозданной природе», применяющие примитивные орудия, относятся к людской роду. Потому, что они пользуются языком, изобрели традиции, обычаи, приносят жертвы, имеют (хотя бы и иллюзорные, с отечественной точки зрения) представления о себе и мире.

Мир в целом как феномен — это и имеется культура в самом широком смысле, т.е. что-то имманентное духу, с ним нераздельное. Дух, мышление логически первично по отношению к смыслу мира-культуры, к феномену. (1)

В же феномена мира мы видимся с культурой в более узком смысле слова, с духовно-социальным миром, которому противостоит природа. Стоит нам наряду с этим впасть в простой реализм (природа – мир сам по себе) и в натурализм (дух, мышление – особенная действительность, противостоящая природе), как перед нами вырастает дуализм со своим вопросом: «Что первично — дух либо материя, природа?» Философский натурализм вычислял его не только своим «главным вопросом», но и проблемой всей прошедшей, настоящей и будущей философии.

Культура в широком и узком смысле – это итог деятельности человека, направленной на себя. В творении запретов, культов и пр. (разработок очеловечивания) рождался его формы и дух (чувство, воображение, воля, мышление). Дух созревал в мифотворчестве. Начальный синкретизм (слитность, неразделенность) духа сказался на мифе, феномене мира. Он объемен, «шарообразен»; человек в его границах целостен, многомерен, глубок. «Зрелый» же, расчлененный дух в качестве собственного коррелята имеет распавшийся мир, распавшуюся культуру, культуру сечений, плоскостей, параллельных миров, которым соответствует человек-профиль, человек без глубины. воображения и Проекция чувства – мастерство и мистика. Воля, направленная во вне, – государство, экономика; на себя – религия, мораль. Проекция мышления – философия, наука. В мире сечений нет места целостному человеку, его духовные потенции распределены между людьми, социальными слоями. Одни мыслят, другие творят и фантазируют, третьи являют волю, правят вторыми либо побеждают над собой.

2. Данайский дар*

Данайские подарки предков — это, в первую очередь, свойственный культуре зарождения дух жертвенности, как подчинения и следствие самоограничения себя плодам воображения и фантазии. Второй презент — руины феномена и осколки духа мира-мифа. Новые срезы судьбы, сохраняя и обычно усиливая дух

жертвенности, утверждались в борьбе с устоявшимися методами судьбы через

____________________

* Троян. Дар, гибельный для тех, кто его взял.

несчастье, преследования и смерть человека. (Миф — философия, яд для Сократа; религия — наука, костер для Дж.Бруно и т.д.) Сечения в себя порождают не меньше ожесточенную борьбу, мучения и смерть. крестовые походы и Религия, костры инквизиции, Варфоломеевская ночь. Государство и нескончаемые внешние и внутренние войны, революции. Идеология и «враги народа», «столкновение цивилизаций», современные крестовые походы за веру, народовластие, за национальную самобытность и пр.

Одним словом, культура — ядовитый плод духовного творчества. Личные изобретения, методы судьбы, «технологии очеловечивания» для человека и страшны! То, что делает человека человеком, ему же и угрожает! Имеющаяся культура не гарантирует выживание человека (7, 8, 9) и мало пригодна для обычной судьбы.

Всевышний погиб?»

В феномена мира человек видел для себя угрозу только в природе, которую считал своим долгом «покорить», но не посягал на метафизический мир, на «бытие», всевышнего, законы и пр. «Всевышний погиб» Ф. Ницше, пожалуй, один из первых вызовов тирании «плодов» духа. Тому положению дел, в то время, когда продукты страха, интеллекта и избытка фантазии, «опредметившись», поработили собственного создателя, поставили под вопрос само его существование. Философ полагал, дабы сохранить род людской, человеку направляться стать львом и кинуть вызов всем прошлым сокровищам, культуре. Наконец, стать ребенком и в собственной свободе творить новый суть, новую среду обитания, пригодную для жизни.

Но, как и предвидел «антихрист», его идеи – это идеи «для всех и ни для кого». Однако, теоретическая победа над бытиём и прежней метафизикой одержана (1, 15). Но успех мысли пока не отозвался глубокими психотерапевтическими и практическими сдвигами. Необходимо время. Современный же мир (и человек), как будто бы верблюд, тащит на себе прошлую ношу, которая угрожает его доконать. Не зная, что делать и истощив себя вздором, человек озабочен только тем, что латает ветхое небо старого Адама, реанимирует прошлые формы судьбы. А культура так же, как и прежде обрекает каждого из нас на «подвиг мученичества», на собственный крест, на верблюжью долю.

Алексей Дедов — Самооценка человека как феномен


Также читать:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: