Четвертое основное упражнение

До этого пункта вы посвятили некое время курсу подготовки. Быть может, вы начали ощущать леность по окончании того, как сделали вывод, что достигнутый вами прогресс неадекватен. Но никоим образом не прекращайте практику. Легко отметьте факт: «леность». Перед тем как вы купите достаточную силу сосредоточенности, внимательности и прозрения, вы имеете возможность испытать сомнения в правильности либо полезности этого вида обучения. При этих событиях обратитесь к созерцанию мысли: «сомнение». Не предвосхищаете ли вы прекрасные результаты, не стремитесь ли к ним? В случае если да, сделайте такие мысли объектом собственного созерцания, отмечая: «предвосхищение» либо «желание». Не стараетесь ли вы припомнить, как это обучение было увеличено до данного пункта? Да? Тогда начните созерцание: «припоминание». Бывают ли случаи, в то время, когда вы разглядываете предмет созерцания, дабы решить, ум это либо материя? В случае если да, осознавайте: «проверка». Сожалеете ли вы о том, что в вашем созерцании нет никакого улучшения? В случае если да, тогда обратите внимание на это чувство: «сожаление». Либо, напротив, не радостны ли вы, по причине того, что ваше созерцание улучшается? В случае если радостны, тогда созерцайте чувство: «счастье». Таков метод, при помощи которого вы делаете отметки в уме о каждом содержании умственного процесса; и в случае если после этого в уме не будет никаких вторгающихся мыслей либо восприятий, подлежащих отметке, вы должны возвращаться к созерцанию падений и подъёмов живота.

При строгом курсе медитации время практики начинается с первого мгновенья вашего пробуждения и длится , пока вы не заснете. Повторяю: вы должны быть неизменно заняты либо главным упражнением либо полным вниманием в течение всего дня и в те ночные часы, в то время, когда вы не спите. Не должно быть никакого отдыха. По достижении некоей стадии прогресса в созерцании вы не станете чувствовать сонливости не обращая внимания на эти продолжительные часы практики; напротив, вы станете способны продолжать созерцание днем и ночью.

Суммируем сообщённое: в течении всего этого краткого очерка о совокупности обучения подчеркивается, что вы должны созерцать каждое явление психологической судьбе, хорошее либо плохое, каждое перемещение тела, большое либо маленькое, каждое чувство, телесное либо душевное чувство, приятное либо неприятное, и т. д. В случае если на протяжении этого курса обучения появятся случаи, в то время, когда у вас не останется никаких особых объектов для созерцания, всецело займите внимание падением и подъёмом живота. В то время, когда вам нужно будет заняться таковой деятельностью, при которой требуется ходьба, тогда направляться при полном осознании коротко отмечать любой ход: «шагаю, шагаю» либо: «левой, правой». Но в то время, когда вы заняты упражнением в ходьбе, созерцайте любой ход в трех частях: «поднимаю, двигаю, ставлю». Изучающий, что так посвящает себя обучению в ночи и течение дня, через непродолжительное время окажется в состоянии развить сосредоточенность до четвертой степени прозрения, т. е. достигнуть исчезновения и знания возникновения, и продвинуться, к высшим ступеням медитации прозрения.

Предстоящая практика

В то время, когда, как отмечено выше, благодаря старательной практике, улучшились сосредоточенность и внимательность, медитирующий увидит, что знание и объект о нем появляются парами, к примеру, подъем брюшной стены и осознание этого подъема, ее осознание и падение этого падения, его осознание и сиденье, его осознание и сгибание, его осознание и вытягивание, вставание, их осознание и усаживание и т. д. Благодаря сосредоточенному вниманию, либо полноте ума, практикующий определит, как различать любой телесный и умственный процесс: «перемещение подъема – это один процесс, а знание его – второй; перемещение падения – один процесс, знание о нем – второй. Он осознаёт, что любой акт познания владеет особенной природой «перемещения к объекту». Такое постижение относится к характерной функции ума, как устремления к объекту, либо его познавания. направляться знать, что чем яснее отмечается какой-то материальный объект, тем яснее делается психологический процесс его познания. Данный факт установлен в старом тексте «Висудхи-магга», либо «Путь очищения», следующим образом:

«Потому что пропорционально тому, как материальное делается для него в полной мере определенным, распутанным, достаточно открытым, нематериальные состояния, имеющие своим объектом эту материальность, кроме этого становятся ясными для самих себя».

В то время, когда медитирующий определит различие между телесным и психологическим процессами, если он есть простым человеком, он в большинстве случаев думает на базе прямого переживания следующим образом: «Имеется знание и подъём о нем, имеется знание и падение о нем и т. д. и т. п. Не считая них, больше ничего нет. Слова «мужчина» либо «дама» относятся к тому же самому процессу; тут нет «личности», нет «души». В случае если же медитирующий прекрасно информирован, он будет следующим образом думать на базе прямого переживания, замечая различия между материальным процессом, как объектом, и психологическим процессом познавания этого объекта: «Правильно, что существуют лишь ум и тело; не считая них, нет таких существ, как женщина и мужчина. На протяжении созерцания мы отмечаем материальный процесс, как объект, и психологический процесс его познания; и только к данной паре относятся такие общеупотребительные понятия, как «существо», личность» либо «душа». Но вне этого двойственного процесса нет никакой отдельной личности, никакого существа; нет меня, нет другого человека, нет мужчины, нет дамы». В то время, когда появляются такие размышления, медитирующий обязан отметить в уме: «размышление, размышление» – и продолжать наблюдение за поднятием живота, его падением и т. п.

При предстоящем продвижении медитирующему сознательная часть намерения делается очевидной еще перед тем, как случилось перемещение тела. Медитирующий вначале отмечает это намерение. Не смотря на то, что в начале собственной практики он кроме этого отмечает: «намерение, намерение», но он не может четко отметить это состояние сознания. А сейчас, на данной более продвинутой стадии, он светло отмечает сознание, складывающееся из намерения согнуть руку. Так он вначале отмечает сознательное состояние намерения произвести какое-то перемещение тела, а после этого отмечает само это особенное перемещение. В начале по причине того, что ему не удается отметить намерение, он считает, что перемещение тела совершается стремительнее, чем разум познает его. Сейчас же, на данной более продвинутой стадии, ум представляется опережающим воздействие. Медитирующий с готовностью отмечает намерение согнуть, вытянуть, сидеть, находиться, идти и т. п., и светло отмечает настоящее сгибание, вытягивание и т. д. Исходя из этого он постигает тот факт, что ум, познающий какой-то телесный процесс, оказывается стремительнее этого материального процесса. Он конкретно ощущает, что телесный процесс имеет место по окончании предшествующего ему намерения. Опять-таки из яркого переживания он знает, что интенсивность ощущения тёплого либо холодного возрастает в то время, как он отмечает: «горячо, горячо» либо: «холодно, холодно». Созерцая регулярные и самопроизвольные перемещения тела, такие как падение и подъём живота, он отмечает их одно за вторым беспрерывно, и отмечает и происхождение в себя разных умственных образов, к примеру, образа Будды, пагоды, людских тел либо предметов природы; вместе с тем он отмечает появляющиеся в его теле разнообразные ощущения, такие как зуд, боль, жар, – и направляет внимание на то особенное место, где появляется такое чувство. Чуть провалится сквозь землю одно чувство, как появляется второе; и он соответственно отмечает их все. Отмечая любой объект, в то время, когда тот появляется, он поймёт, что умственный процесс познания зависит от объекта. Время от времени падение и подъём живота оказываются такими слабыми, что он не находит ничего для отметки. Тогда ему делается ясно, что без объекта не может быть и познания. В то время, когда нереально отметить падение и подъём живота, направляться осознавать прикосновение и сиденье. Отмечая: «прикосновение», нужно осознавать его попеременно, к примеру, по окончании отметки «сиденье» отмечается чувство прикосновения в правой ступне, вызванное ее соприкосновением с полом либо сиденьем; после этого по окончании отметки «сиденье» отмечается чувство прикосновения в левой ступне. Таким же образом отмечайте чувство прикосновения в нескольких местах. Опять-таки при отметках виденья, слышанья и т. вести войну. медитирующий достигает ясного познания того события, что виденье появляется от зрительного объекта и соприкосновения глаза, слышанье – от соприкосновения уха и звука и т. п.

Потом он видит: «Материальные процессы сгибанья, вытягивания и т. п. следуют за умственными процессами намерения согнуть, вытянуть и т. д.». Затем он думает: «Тело делается горячим либо холодным благодаря элементам жара либо холода; тело существует благодаря питанию и пище; сознание появляется вследствие того что существуют отмечаемые объекты, зрение появляется благодаря видимым объектам, слух – благодаря звукам и т. д.; и вследствие того что существуют органы эмоций – глаз, ухо и т. д., как обусловливающие факторы. отметки и Намерения сущность результаты прошлых переживаний; ощущения и всевозможные чувства сущность последствия прошлой кармы. Нет никого, кто создал эти ум и тело; все, что происходит, обусловлено причинными факторами». Такие размышления приходят на ум медитирующему, в то время, когда он отмечает любой объект при его происхождении; он не прекращает отмечать эти объекты, дабы иметь время для размышлений; отмечая объекты при их происхождении, он переживает эти размышления так скоро, что они кажутся автоматическими. Тогда медитирующий обязан отмечать: «Размышление, размышление; узнавание, узнавание», – продолжать простым образом отмечать объекты. Размыслив о том, что отмечаемые материальные и психологические процессы обусловлены прошлыми процессами той же природы, медитирующий потом думает о том, что ум и тело в предшествующих существованиях были обусловлены предшествующими обстоятельствами, что в следующих существованиях ум и тело окажутся результатами тех же самых обстоятельств, и вне этого двойственного процесса нет никакого отдельного «существа», никакой «личности»; имеют место лишь следствия и причины. Такие размышления также нужно отмечать; а после этого созерцание должно длиться как в большинстве случаев.

Подобные размышления встретятся много у лиц с сильными интеллектуальными наклонностями; у лиц, не имеющих таких наклонностей, их будет меньше. Не смотря ни на что, нужно создавать энергетические отметки всех таких размышлений, по причине того, что эти отметки принесут в качестве результата понижение размышлений до минимума, открывая возможность свободного развития прозрения, которому не мешает излишнее число аналогичных размышлений. Само собой очевидно, тут хватит до минимума число размышлений.

По мере того, как длится интенсивная практика, медитирующий может волноваться практически непереносимые ощущения зуда, жара, онемения и вялости. В случае если прекратить внимательное производство отметок, эти ощущения провалятся сквозь землю; при возобновлении отметок они появляются опять. Как говорилось выше, такие ощущения появляются благодаря природной чувствительности тела и не являются симптомами какой-то болезни. В случае если их отмечать с энергичной сосредоточенностью, они понемногу затихнут.

Опять-таки медитирующий время от времени видит всевозможные образы как словно бы собственными глазами. Так, к примеру, на сцене появляется Будда в блеске собственной славы; на небе показывается процессия монахов; появляются изображения и пагоды Будды; мы видимся с любимыми людьми; видим деревья либо леса, бугры либо горы, сады, строения; видимся лицом к лицу с раздувшимися мертвыми телами либо скелетами; видим уничтоженные строения, разлагающиеся человеческие тела; мы видим собственный тело распухшим, покрытым кровью, распадающимся на куски, так что от него остается только скелет; видим в собственном теле внутренности и жизненные органы, время от времени видим кроме того зародышей; видим небес и обитателей ада и т. д. Все эти образы сущность не что иное, как создания собственного воображения, обострившиеся благодаря интенсивной сосредоточенности; они сходны с тем, что нам видится в снах. Не нужно их приветствовать и наслаждаться ими; но не нужно и опасаться их. Эти объекты, видимые в ходе созерцания, нереальны; это легко образы воображения, в то время как ум, что видит эти объекты, являет собой действительность. Но ум, как чисто психологические процессы, не связанные с чувственными впечатлениями пяти видов, непросто заметить с достаточной ясностью и подробно. Из этого направляться, что основное внимание направляться обратить на такие чувственные объекты, каковые легко поддаются отметкам, и на те психологические процессы, каковые появляются в связи с чувственными восприятиями. Исходя из этого какой бы объект ни показался, медитирующий обязан отметить его, говоря в уме: «виденье, виденье», – до тех пор пока данный объект не провалится сквозь землю. Он или уйдет и угаснет, или развалится на части. В начале практики для этого потребуется пара отметок, скажем, от пяти до десяти; а в то время, когда разовьется прозрение, объект провалится сквозь землю по окончании пары отметок. Но в случае если медитирующему захочется наслаждаться виденьем, более внимательно вглядеться в него, в случае если виденье испугает его, оно, возможно, сохранится продолжительнее. В случае если данный мысленный объект создан намеренно либо намеренно позван, тогда, благодаря удовольствию, им создаваемому, он будет сберигаться продолжительное время. А потому направляться шепетильно смотреть за тем, дабы на протяжении хорошей сосредоточенности не думать о внешних предметах, не питать к ним склонности. В случае если подобные мысли вторгаются в ум, их необходимо срочно отметить и рассеять. В том случае, если практикующие на протяжении простого созерцания не переживают никаких необычайных объектов либо эмоций, они смогут стать ленивыми. Тогда им нужно отмечать эту леность, повторяя в уме: «леность, леность», до тех пор пока они не преодолеют ее. Встретят ли медитирующие на данной стадии чувства и необычайные объекты либо нет, они светло определят начальную, промежуточную и конечную фазу каждой отметки. В начале практики, отмечая объект, они должны подключаться к какому-то появляющемуся второму объекту; а исчезновение прошлого объекта ими не отмечается с достаточной ясностью. Сейчас же они отметят новый появляющийся объект лишь по окончании осознания исчезновения прошлого объекта. Так они владеют ясным знанием начальной, промежуточной и конечной фаз отмечаемого объекта.

На данной стадии, по мере того, как медитирующий получает больший опыт в практике, в любом акте отметки он принимает объект неожиданно появляющимся и мгновенно исчезающим. Его восприятие так ясно, что он думает следующим образом: «Все приходит к концу; все исчезает. Нет ничего постоянного; воистину, все непостоянно». Его размышление находится в полном соответствии с тем, что устанавливает комментарий к одному палийскому тексту: «Все непостоянно – в том смысле, что все разрушается по окончании существования». И потом он думает: «Только в силу неведенья мы наслаждаемся судьбой. Но, воистину, тут нечем наслаждаться. Тут постоянное исчезновение и постоянное возникновение; объекты опять и опять тревожат нас. Воистину, это плохо. В любое мгновенье мы можем погибнуть, и все, без сомнений, придет к концу. Это общее непостоянство, воистину, страшно и ужасающе». Его размышление согласуется с заявлением комментария: «То, что неизменно, – так это боль постоянного кошмара, боль, вызываемая падением и подъёмом». Опять-таки, чувствуя ожесточённую боль, он думает так: «Все болезненно, все дурно». Это размышление находится в согласии с тем, что говорит комментарий к писанию: «Он наблюдает на боль, как на колючку, как на волдырь, как на стрелу». Потом он думает: «Это – масса страдания; страдание неизбежно. исчезновение и Возникновение – они ничтожны. Запрещено остановить таковой процесс; это превыше отечественных сил; он идет своим естественным методом». Подобные размышления в полной мере согласуются с комментарием: «То, что болезненно, не имеет души в том смысле, что не имеет ядра, потому что не подвержено действию какой-то силы». Медитирующий обязан отметить все эти размышления и продолжать простое созерцание.

Так, заметив благодаря яркому переживанию три характерные особенности бытия, медитирующий делает вывод из этого прямого переживания отмечаемых объектов – он постигает, что и все другие объекты, еще не отмеченные им, будучи непостоянными, подвержены страданию и лишены «я».

По отношению к объектам, не имеющим характера личного переживания, он заключает: «И они выстроены таким же образом, и они наполнены страданием и лишены «я». Это будет выводом из его нынешних прямых переживаний. Такое постижение не редкость не хватает ясным у человека с меньшими интеллектуальными свойствами либо ограниченным знанием, что не обращает внимания на размышления, а просто продолжает отмечать объекты. Но такое постижение кроме этого довольно часто появляется у человека, поддавшегося размышлениям; а это в некоторых случаях может случиться на протяжении любого акта отметки. Но подобное чрезмерное размышление есть помехой для предстоящего развития прозрения. Кроме того в случае если на данной стадии подобные размышления совсем не появятся, однако на более высоких стадиях постижение станет все более ясным. Из этого направляться, что не требуется обращать особенное внимание на размышления, уделяя больше места отметкам. Но медитирующий обязан кроме этого отмечать и эти размышления, если они появляются; но ему запрещено на них останавливаться.

По окончании постижения трех особенностей бытия медитирующий более не думает, а отмечает те телесные и умственные объекты, каковые непрерывно появляются перед ним. После этого, в тот момент, в то время, когда оказываются подобающим образом уравновешены пять душевных качеств – вера, энергия, внимательность, знание и сосредоточенность, – умственный процесс отметок ускоряется, как бы охваченный подъемом; подлежащие отметке телесные и душевные процессы кроме этого появляются значительно стремительнее. В момент вдоха подъем брюшной стены представляется в более стремительной последовательности; соответственно ускоряется и падение. Стремительная последовательность видна кроме этого в ходе вытягивания и сгибания. По всему телу чувствуется распространение не сильный перемещений. В некоторых случаях появляются мгновенно следующие приятель за втором ощущения уколов и зуд. В большинстве собственном эти ощущения тяжело переносимы. В случае если медитирующий постарается отмечать эти скоро следующие одно за вторым разнообразные ощущения, давая им заглавия, он чуть ли сможет выдержать их темп. Отметки тут направляться делать в общем виде, но со внимательностью. На данной стадии нет необходимости отмечать подробности появляющихся в стремительной последовательности объектов: направляться отмечать их в общем контексте; а вдруг появится желание дать им наименование, достаточно будет коллективного обозначения. В случае если же мы постараемся следовать за ними в подробностях, мы не так долго осталось ждать, почувствуем утомление. Принципиально важно светло отмечать и осознавать то, что появляется. На данной стадии простое созерцание, сосредоточенное на немногих избранных объектах, направляться отбросить, а отмечающую внимательность нужно направлять на любой объект, что появляется на пороге шести эмоций. Лишь в то время, когда мы не хватает проницательны для отметок для того чтобы рода, нам необходимо возвращаться к простому созерцанию.

Телесные и психологические процессы протекают многократно стремительнее миганья глаза либо вспышки молнии; но в случае если медитирующий не составит большого труда осознавать эти процессы; он сможет всецело постичь их при их происхождении. Внимательность делается весьма сильной; в следствии она думается погружением в появляющийся объект; да и сам объект представляется как бы опускающимся на внимательность. Практикующий постигает любой объект светло и четко; исходя из этого он не сомневается в том, что «телесные и душевные процессы вправду весьма стремительны»… «они протекают с быстротой механизма, с быстротой автомобили. И все же их возможно подметить и постичь. Возможно, уже нечего познавать; то, что должно быть познано, уже познано». Он думает так вследствие того что на базе яркого переживания знает то, о чем раньше кроме того и не грезил.

Опять-таки в следствии прозрения перед медитирующим покажется броский свет. У него кроме этого появится чувство восхищения, проявляющееся в появлении гусиной кожи, слез, дрожания конечностей. Оно создаёт в нем узкий трепет, подъем духа. Он как бы качается на качелях, кроме того сомневается в том, не кружится ли легко у него голова. После этого появляется самообладание ума и вместе с ним быстрота душевных процессов и т. д. Сидя, лежа, стоя либо при ходьбе он ощущает полное самообладание. И тело, и ум функционируют с подвижностью и быстротой, проявляют способность и гибкость удерживаться на любом желаемом объекте, оставаясь неподвижными в течение сколь угодно долгого времени. Медитирующий свободен от тугоподвижности, от жара либо боли. Его прозрение с легкостью попадает собой объекты. Ум делается крепким и прямым; медитирующий хочет избегнуть всякого зла. Благодаря крепкой вере ум получает громадную яркость. По временам, в то время, когда нет никакого объекта, что следовало бы отметить, ум остается продолжительное время спокойным. У практикующего появляются такие мысли: «Воистину, Будда всезнающ. Действительно, телесно-душевный процесс непостоянен, полон боли, лишен «я». Отмечая объекты, он светло постигает их три характерные особенности. Ему хочется рекомендовать вторым практиковать медитацию. Он свободен от лености и вялости; энергия медитирующего не расслаблена и не напряжена. В него появляется душевное равновесие, которое связано с прозрением. Его счастье превышает прошлые переживания. Исходя из этого он хочет передать переживания и свои чувства вторым. Потом у него появляется узкая привязанность, которая по собственной природе спокойна; она является наслаждением прозрением, связанным со сверкающим светом, восторгом и внимательностью. Он приходит ко всем этим переживаниям, как к блаженству медитации.

Медитирующему не нужно думать об этих происшествиях. В то время, когда появляется каждое из них, необходимо соответственно отмечать: «сияющий свет», «вера», «восхищение», «покой», «счастье» и т. п. В то время, когда появляется броский свет, необходимо отмечать его: «броский свет, броский свет…», до тех пор пока он не провалится сквозь землю. Подобные акты отметки нужно создавать и в других случаях. В первых случаях появления сияния практикующий склонен забывать об отметке и наслаждаться его созерцанием и сияньем. Кроме того в случае если медитирующий использует к свету внимательность и отмечает его, свет оказывается смешан с эмоциями счастья и восторга, а потому, очень возможно, задержится продолжительнее. Но позднее практикующий привыкает к подобным явлениям и будет продолжать светло отмечать их, пока они не провалятся сквозь землю. Время от времени свет не редкость таким ослепительным, что практикующему тяжело позвать его исчезновение при помощи несложного акта внимательной отметки. Тогда не требуется обращать на него внимания; направляться обратиться к энергичным отметкам любого объекта, появляющегося в теле практикующего. Медитирующий не должен раздумывать о том, продолжает ли оставаться свет; если он сделает это, он, возможно, встретится с ним. При происхождении аналогичной мысли надобно рассеять ее, энергично устремив на нее внимание. При наличии интенсивной сосредоточенности смогут появиться и другие необычайные объекты, а не одно только сиянье; и они будут длиться, в случае если практикующий покажет склонность к тому либо иному из них. В случае если такая склонность случайно появится, медитирующему нужно скоро ее подметить. В некоторых случаях кроме того при отсутствии склонности к какому-то особенному объекту появляются друг за другом, подобно поезду на железной дороге, не сильный очертания различных объектов. Тогда медитирующий обязан ответить на эти зрительные образы несложными отметками: «виденье, каждый» – объект и виденье провалится сквозь землю. В то время, когда прозрение медитирующего ослабевает, объекты смогут купить громадную отчетливость. Тогда направляться отмечать любой из них, пока их цепь в итоге не провалится сквозь землю.

Нужно признать тот факт, что лелеять склонность к явлениям, подобным сверкающему свету, привязываться к ним – неправильное отношение. Верной реакцией на них, соответствующей пути прозрения, будет внимательность, отмечающая эти объекты в состоянии непривязанности, пока они не провалятся сквозь землю. В то время, когда медитирующий будет применять внимательность к телесно-умственному континууму, ясность его прозрения возрастет. Он с большей отчетливостью будет принимать исчезновение и возникновение телесных и психологических процессов. Он определит, что любой объект появляется на одном месте и на этом же месте исчезает. Он определит, что прошлое происхождение – это одно, а последующее – уже что-то второе. Так в каждом акте отметки он постигает характерные особенности непостоянства, болезненности, отсутствия «я». По окончании продолжения для того чтобы созерцания в течение достаточно долгого времени практикующий может прийти к убеждению: «Это, само собой разумеется, наилучшее вероятное достижение; лучшего быть не имеет возможности», – и так удовлетворится своим прогрессом, что, быть может, сделает остановку и передохнет. Но на данной стадии ему не нужно так расслабляться; нужно идти вперед, непрерывно продолжая практику отметок телесных и психологических процессов в течение еще более продолжительного времени.

С улучшением практики, в то время, когда знание купит громадную зрелость, происхождение объектов уже не будет явственным для медитирующего; он отмечает лишь их исчезновение. Они скоро уходят. Совершенно верно так же скоро проходят и сами отмечающие их психологические процессы. К примеру, при отметке подъема брюшной стены это явление на данный момент же исчезает; совершенно верно таким же образом исчезает и психологический процесс, отмечающий это перемещение. Так медитирующему станет в полной мере ясно, что отметка и подъём живота этого перемещения исчезают срочно одно за вторым. То же относится и к падению брюшной стены, к сиденью, к сгибанью либо вытягиванию руки либо ноги, к тугоподвижности участников и т. п. Отметка какого-либо объекта и познание его исчезновения совершаются в стремительной последовательности. Кое-какие медитирующие четко принимают три фазы: отметку объекта, его уход и исчезновение сознания, познающего это исчезновение; все это совершается в стремительной последовательности. Но достаточно знать их парное согласование, исчезновение сознания и растворение объекта, отмечающего это растворение.

В то время, когда медитирующий способен светло и четко, без помех, отмечать эти пары явлений, тогда такие особенные черты, как тело, голова, рука, нога, более не будут для него очевидными; тогда у него появляется представление о том, что все прекращает собственный существование и исчезает. На данной стадии, возможно, он почувствует, что его созерцание не находится на высоте. Но практически это не верно. В большинстве случаев, ум наслаждается , задерживаясь на зрелище отдельных линия и форм. В то время, когда они отсутствуют, уму не достаточно удовлетворенности. На самом же деле это проявление прогрессирующего прозрения: в начале практики вначале явственно отмечаются наименования и черты объектов, а сейчас, благодаря прогресса, вначале отмечается исчезновение объектов. Отдельные черты появляются снова лишь при повторных мыслях; а если они не отмечены, факт растворения снова обнаруживается с громаднейшей силой. Так, благодаря яркому переживанию, мы приходим к познанию истины умного изречения: «В то время, когда появляется наименование либо обозначение, действительность остается скрытой; в то время, когда проявляется действительность, имя либо обозначение исчезает».

В то время, когда медитирующий светло отмечает объекты, он думает: «Мои отметки не хватает правильны». Это происходит вследствие того что прозрение так скоро и ясно, что он начинает выяснять кроме того мгновенные состояния, при которых проявляется подсознание, пользующееся промежутками между процессами познания. Собираясь что-то сделать, например, согнуть либо вытянуть руку, он на данный момент же отмечает намерение, которое поэтому склонно угаснуть; и в следствии он в течение некоего времени не имеет возможности ни согнуть, ни вытянуть эту руку. При таких условиях ему направляться продолжать созерцание и просто подключить внимание к созерцанию нынешних явлений в одной из шести дверей внешних эмоций.

В случае если медитирующий распространяет собственный созерцание на все тело, начав, как в большинстве случаев, с падения живота и отметки подъёма, он скоро купит достаточно сильный импульс; тогда ему направляться отмечать познание и прикосновение, либо познание и виденье, либо познание и слышанье и т. д., в то время, когда появляется то либо иное из этих явлений. Поступая подобным образом, он при эмоциях тревоги либо утомления обязан возвратиться к отметкам падения и подъёма живота. Через некое время, в то время, когда он купит устойчивую направленность, ему направляться отмечать любой объект, появляющийся в одной из частей тела.

В то время, когда он сможет удачно заниматься созерцанием в таковой расширенной манере, даже если он не отметит какой-нибудь объект с достаточной энергией, он знает, что слышимое им угасает, а видимое растворяется отдельными частями; и между ними нет непрерывности, нет связи. Это значит видеть вещи такими, каковы они имеется в конечном итоге. Кое-какие медитирующие не видят происходящего с достаточной ясностью, потому, что исчезновение протекает с таковой быстротой, что они ощущают слабость зрения либо головокружение. Но это не верно. Легко им недостает силы познания, дабы отметить то, что происходит до и по окончании; в следствии они не видят отдельные черты либо формы. В такое время им необходимо отдохнуть и на время прекратить созерцание. Но телесные и психологические процессы появляются перед ними, а сознание продолжает самостоятельно их отмечать. Медитирующий может решить заснуть, но не засыпает и остается бодрым бдительным. Ему не нужно беспокоиться по поводу бессонницы, потому что благодаря собственной сосредоточенности он не почувствует себя не хорошо, не заболеет. Ему необходимо идти вперед, энергично отмечать объекты; и он заметит, что ум в полной мере способен принимать объекты с ясностью и полнотой.

Занятый постоянными отметками растворения объектов и актов познания этого растворения, практикующий думает: «Кроме того на одно мгновенье, на время вспышки молнии, нет ничего постоянного. Прежде я этого не осознавал. Как в прошлом все прекращалось и исчезало, так в будущем оно будет прекращаться и исчезать». Он обязан отметить такое размышление. Помимо этого, среди собственных созерцаний медитирующий, по всей видимости, поймёт наличие страха. Он поразмыслит: «Мы наслаждаемся судьбой, не зная истины. А сейчас, в то время, когда мы ее знаем, в то время, когда видим постоянное растворение, эта истина вправду устрашающа. В любую секунду растворения мы можем погибнуть. Само начало данной жизни плохо. Таковы же бесчисленные повторные происхождения. Исходя из этого бесплодны упрочнения не допустить появляющиеся явления для счастья и благополучия. Плохо повторное рождение, потому что оно влечет за собой жизнь с возвращением объектов, каковые постоянно прекращаются и исчезают. Воистину, плохо быть ветхим, плохо умирать, плохо волноваться скорбь, сожаление, боль, горесть, отчаянье!» Такое размышление должно быть отмечено и отброшено.

После этого медитирующий видит, что он не зависит ни от чего; он ощущает как бы тела и слабость ума; он охвачен отчаяньем. Больше он не ощущает бодрости и подъема духа. Но ему не нужно отчаиваться. Это его состояние – показатель прогресса прозрения, не более чем горе благодаря осознания кошмара бытия. Он обязан отметить такое размышление, и по мере того, как он отмечает объекты при их происхождении приятель за втором, это чувство горя провалится сквозь землю. Но, если он пропустит созерцание на некое время, его горе утвердится; его одолеет ужас. Ужас для того чтобы рода не связан с прозрением. Исходя из этого нужно шепетильно давать предупреждение появление этого нежелательного страха при помощи энергичного созерцания.

Опять-таки, среди процесса отметки объектов он, возможно, найдёт собственные недочёты следующим образом: «Данный телесно-душевный процесс, будучи непостоянным, не приносит удовлетворения. Нет ничего приятного в том, что я появился; нет ничего хорошего в продолжении существования. Видеть появление кажущихся определенными форм и качеств объектов, в то время как практически они нереальны, – это громадное разочарование. Напрасны отечественные упрочнения в отыскивании счастья и благополучия. Нежелательно рождение. Страшны старость, смерть, сожаление, боль, горе и отчаянье». Размышления для того чтобы рода кроме этого нужно отметить.

После этого мы склонны ощутить, что ум и тело в качестве объекта и отмечающее данный объект сознание очень неотёсанны, низки, ничтожны. Отмечая их исчезновение и возникновение, практикующий ощущает к ним отвращение. Он может заметить и собственное тело разрушающимся и разлагающимся; он видит, что оно очень хрупко.

На данной стадии, отмечая все, что появляется в теле и уме, медитирующий охвачен отвращением к ним. Не смотря на то, что он явственно постигает их растворение в целой серии тщательных отметок, он более не остается бдительным и энергичным. Его созерцание связано с отвращением; исходя из этого он делается ленивым. Однако он не в состоянии воздержаться от созерцания – как человек, ощущающий отвращение к каждому шагу, двигаясь по нечистой, слякотной дороге, все же не имеет возможности остановиться; волей-неволей ему приходится шагать дальше. Сейчас он видит, что людская обитель подвержена процессу распада, и его не прельщает возможность повторного рождения в людской виде, будь то вид мужчины либо дамы, царя либо мультимиллионера. Те же эмоции он испытывает и по отношению к небесной обители.

В то время, когда поэтому знания он ощущает отвращение ко всякой отмечаемой им форме, в нем появится желание отбросить эту форму как и все формы, быть свободным от них. Зрение, слух, прикосновение, размышление, стоянье, сиденье, сгибание, вытягивание, отметки – он желает избавиться от всего этого. Ему направляться отметить это желание. Сейчас он страстно хочет освобождения от телесных и психологических процессов, думая: «Всегда, отмечая их, я вижусь с повторениями, и все они плохи.

Мне лучше прекратить отмечать их». Ему направляться отметить и такое размышление.

Думая подобным образом, кое-какие медитирующие в конечном итоге перестают отмечать появляющиеся формы; не смотря на то, что они и отмечают их, формы постоянно появляются , в частности: подъем, падение, сгибание, вытягивание, намерение и направляться. д. Они длятся как неизменно; кроме этого длятся отметки отдельных форм. Так, думая, он ощущает наслаждение: «Не смотря на то, что я прекратил делать отметки телесно-душевного процесса, все равно имеют место формы. Они появляются; осознание их присутствует само по себе. Исходя из этого освобождение от них не может быть достигнуто при помощи несложного прекращения отметок. Отмечая их, как в большинстве случаев, я в полной мере постигну три характерные особенности судьбы; после этого я не буду обращать на них внимания. Так будет куплено равновесие ума; так будет осуществлено окончание этих форм, нирвана. Так придут блаженство и мир». Думая об этом с восхищением, он отмечает формы. Те же медитирующие, каковые не могут думать подобным образом, удовлетворяются пояснениями, взятыми от преподавателей, и продолжают собственную медитацию.

7 НЕСЛОЖНЫХ УПРАЖНЕНИЙ, Каковые Скоро ПРЕОБРАЗЯТ ВАШЕ ТЕЛО


Также читать:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: