Четыре истины благородных

Пали — язык буддизма Тхеравады

Язык, на котором написаны все наиболее значимые тексты Тхеравады, именуется Пали (практически текст). Он случился от среднеиндийского диалекта, на котором, возможно, во времена Будды говорили в центральной Индии.[7] Ананда, ближайший соратник и племянник Будды, запомнил все переданные учения (Пали: сутты, Санскр.: сутры) и стал их живым хранителем.[8] Практически сразу после смерти Будды (около 480 года до н.э.) пятьсот старших монахов во главе с Анандой собрались, дабы воспроизвести и сверить между собой все учения, полученные за сорокапятилетний период, за который Будда учил.[9] По данной причине большая часть сутт начинаются со слов eva? me suta? — Так я слышал.

В монашеской общине все учения передавались в устной форме в соответствии с традицией устной передачи, существовавшей задолго до Будды.[10] К 250 году до н.э. все учения Будды были систематизированы и сгруппированы в три части: Виная Питака (корзина монашеской дисциплины, в которой излагаются традиции и правила поведения Сангхи), Сутта Питака (корзина учений, в которую входят ближайших учеников и учения Будды), и Абидхамма Питака (корзина высших [или особых] учений, которую образовывает философский и психотерапевтический анализ Дхаммы). Дружно эти три части именуются Типитака — три корзины. В III веке до н.э. монахи на Шри-Ланке составили подробные комментарии к Типитаке, каковые позднее были собраны и переведены на Пали в начале пятого века отечественной эры. Типитака и дополнительные канонические Палийские тексты (комментарии, хроники и т.п.) составляют полное собрание текстов Тхеравады.

Изначально Пали был языком общения без письма и алфавита. Так длилось до 100 года до н.э., в то время, когда Типитака в первый раз была фонетически записана шри-ланкийскими монахами[11] с применением одной из ранних разновидностей письма брахми.[12] Потом Типитаку записали с применением и других алфавитов (деванагари, тайский, бирманский, латиница, кириллица и др.). Не смотря на то, что на данный момент имеется много переводов самых популярных текстов Типитаки на английский, но многие последователи учения Тхеравады вычисляют нужным изучать Пали. Кроме того маленькое знание этого языка разрешает существенно углубить общее восприятие и понимание учений Будды.

Очевидно, никто на данный момент не имеет возможности доказать, что в Типитаке находятся слова, сообщённые лично самим Буддой. Но практикующие буддизм не находят в этом никакой неприятности. В отличие от священных писаний большинства мировых религий, Типитаку не нужно принимать как некое послание более чем, содержащее неоспоримое учение божественной Истины, переданное пророком и требующее полного принятия на веру. Напротив, прежде всего нужно самостоятельно выяснить их сокровище, другими словами начать на деле практиковать и самому убедиться, приносят ли они обещанный итог. Полезна истина, на которую показывают слова Типитаки, а не сами слова, которыми она излагается. Не смотря на то, что кое-какие последователи без сомнений будут и дальше подвергать сомнению авторство текстов Типитаки (тем самым игнорируя то полезное, что в них изложено), сама Типитака будет и дальше являться бесценным указателем для миллионов последователей на пути к Пробужению, как она уже это делает в течение многих столетий.

Краткая подборка главных учений Будды

Четыре Истины Добропорядочных

Практически сразу после Пробуждения, Будда (Пробуждённый) передал ученикам собственную первую проповедь, в которой он заложил фундамент, на котором стоят все его последующие учения. Данный фундамент — Четыре истины добропорядочных, ключевые принципы, действующие в нашем мире. Они были взяты Буддой в следствии тщательной и откровенной оценки людской существования, что выяснило рамки буддийской практики. Эти истины не являются объектами веры. Напротив, они являются рамками, в каковые мы можем поместить отечественный жизненный опыт, что окажет помощь прийти к Пробуждению.

  1. Дуккха: страдание, неудовлетворённость, недовольство, стресс.
  2. Обстоятельство Дуккха: обстоятельством неудовлетворённости есть жажда чувственных наслаждений, состояний становления и не-становления.
  3. Прекращение Дуккха: устранение данной жажды.
  4. Путь к прекращению Дуккха: Восьмеричный добропорядочный путь. Он включает в себя Верное познание, Верную решимость, Верную обращение, Верные поступки, Верные средства к существованию, Верное упрочнение, Верную осознанность и Верное сосредоточение.

Из-за отечественного незнания о Четырёх истинах добропорядочных (невежества — avijja), из-за неспособности наблюдать на мир с их точки зрения мы остаёмся привязанными к сансаре — тяжёлому циклу рождения, старения, заболеваний, смерти, и перерождения. Жажда подталкивает данный процесс вперёд как за одну секунду, так и в течение бесчисленного количества судеб. Это происходит в соответствии с каммой (санскр. карма), общим законом следствия и причины. Данный неизменный закон гласит, что любой поступок, совершаемый в настоящем посредством тела речи либо мыслей, ведет к последствиям в зависимости от его качества. Неумелый и наносящий вред поступок в обязательном порядке повлечёт за собой страдание, а умелый — радость и счастье.[13] До тех пор пока человек пребывает в неведении довольно этого принципа, он обречён на тщетное существование: то счастье, то страдание, то рождение в мире всевышних, то перерождение в аду.

Будда раскрыл своим ученикам, что для освобождения от сансары нужно выполнить определенную задачу для каждой добропорядочной истины: первую истину нужно осознать, вторую отбросить, третью понять и четвёртую развить. Полное осознание третьей Истины открывает путь к Пробуждению: уничтожению невежества, жажды, страдания и самой каммы. Это прямое достижение высшей высшего счастья и свободы есть конечной целью учений Будды. Данное состояние именуется Ниббаной (санскр. Нирвана) и описывается как Необусловленное, Бессмертное, Освобождение.

мудрость и Метод. Сезон 2. Серия 1. Четыре добропорядочные истины. Часть 1


Также читать:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: