Чистая (совершенная) конкуренция

Я думал: в мире люди

Как ангелы живут,

Я думал, в тайных мыслях

Один у них закон:

К тебе, царю небесный,

Любовью пламенеть,

И ближним неимущим

Без ропота души

Последнюю копейку, Как братьям уделять. А люди — те же животные: И холодны и злы; Мишурное величье — Молебный их кумир, А низость и золото — Защитник их и всевышний.

(1829)

А. В. Кольцов (1808-1842)

Главные понятия

Кратковременное равновесие Долговременное равновесие Репрезентативная компания Действенная компания Предельная компания Долговременная кривая предложения

Борьба

Чистая (идеальная) борьба

Условия максимизации прибыли:

—нужное

—достаточное Кривая предложения компании Точка закрытия компании

Борьба есть микроэкономическим термином,1 что приводит к неоднозначным толкованиям в научном мире. К примеру, один из авторитетных отечественных ученых, покойный доктор наук В.М. Гальперин, противопоставлял понятия «соперничество» и «конкуренция», утверждая, что это разноплановые категории, подкрепляя это определенными лингвистическими экскурсами.2 Непременно, подобные заявления приводят к чувству уважения к пытливому исследовательскому уму, но вместе с тем сбивают с толку. Дело в том, что в повседневной жизни мы на каждом шагу используем термины «борьба» и «соперничество» как идеальные синонимы.

Давайте разберемся в данной путанице. Как мы узнали в главе 1, люди живут в мире ограниченных ресурсов.Как раз исходя из этого, что греха таить, люди не ангелы (по поводу чего и сокрушался юный А. В. Кольцов, столкнувшийся с реалиями судьбы, стих которого приведено в эпиграфе). В стремлении выжить экономические агенты находятся в постоянной борьбе с силами

1 В курсе макроэкономики явление борьбы не рассматривается. Макроэкономика
изучает экономических агентов агрегированно, т. е. совокупно и обезличенно, вне связей приятель
с втором. Борьба же подразумевает соперничество между экономическими агентами.

2 См.: Гальперин В. М., Игнатьев С. М., Моргунов В. И. Микроэкономика. Т. 2. СПб.,
1999. С. 18-19.

Часть II. Анализ рыночной структуры. Теория цены

общества и природы, соперничестве между собой, конкуренции. В этом широком смысле возможно смело ставить символ равенства между борьбой, соперничеством и борьбой.

Борьба(позднелатинское concurrentia от латинского сопсигго — сбегаюсь, сталкиваюсь) — процессборьбы (соперничества) между участниками рыночных взаимоотношений за самые выгодные условия производства, распределения, потребления и обмена продуктов с целью максимизации полезности (для потребителей) либо прибыли (для производителей).

Узнаваемый эксперт в области изучения борьбы доктор наук М. Портер (кстати, нигде не давая самого определения данной категории) пишет: «В любой отрасли экономики — не имеет значения, действует она лишь на внутреннем рынке либо на внешнем также, сущность борьбе выражается пятью силами: 1) угрозой появления новых соперников; 2) угрозой появления товаров либо одолжений-заменителей; 3) свойством поставщиков комплектующих изделий и т. д. торговаться; 4) свойством клиентов торговаться; 5) соперничеством уже имеющихся соперников между собой» (рис. 8.1).1

Угроза появления новых соперников

Свойство поставщиков торговаться

Соперничество

между имеющимися

соперниками

Свойство клиентов торговаться

Угроза появления субститутов

Рис.8.1. Пять сил, определяющих отраслевую борьбу (по М. Портеру)

Второй исследователь, доктор наук Миллер, определяет соперничество следующим образом: «Поведение соперничества среди продавцов принимает множество форм: реклама, улучшение качества продукта, создание новых продуктов, модификация ветхих продуктов и т. д. Соперничество среди клиентов кроме этого принимает множество форм: поиски лучших сделок, попытки добиться преимуществ в количестве

‘ См.: Портер М. Интернациональная борьба. М., 1993. С. 52-53. Кстати, как направляться из рисунка и этой фразы, Портер кроме этого не делает различий между борьбой и соперничеством. В этом случае приводится модель механизма отраслевой борьбе, что представляет собой только один из качеств этого многомерного явления.

Глава 8, Чистая (идеальная) борьба

ценовых скидок, предложение более большой цены с целью приобретения ограниченного продукта и т. п.».1 В отечественной повседневной речи мы не делаем никакой разницы между терминами «соперничество», «борьба» либо «борьба».

Путаница начинается с того момента, в то время, когда мы классифицируем абстрактные типы микроэкономических рынков на основании рассмотренных в прошедшей главе структурных переменных. Именно на данной стадии внезапно обнаруживается, что идеальная (либо чистая) борьба как определенная структура рынка«начисто» лишена особенностей соперничества (как процесса)! И это так. Приведем определение чистой борьбе.

Чистая борьба(англ. риге competition) — рыночная структура,при которой множество покупателей и продавцов взаимодействуют между собой, предлагая и запрашивая однородный продукт.

Чистая борьба как абстрактная рыночная структура отличается прежде всего громадным числом продавцов (и клиентов); однородностью продукции; отсутствием барьеров для выхода фирмы и отраслевого входа.

Другие рыночные структуры также будут владеть некоторыми из этих характеристик, но не всеми в один момент. Как раз по этим обстоятельствам в условиях чистой борьбе не может быть тех проявлений соперничества, о которых писал упомянутый выше доктор наук Р. Миллер: на чисто конкурентном рынке отсутствуют мотивы создания рекламы; нет потребности в маркетинговых исследованиях (продукт полностью однороден!); клиентам кроме этого бессмысленно пробовать искать всевозможных скидок и лучших сделок: их не существует, поскольку все условия равны и все однообразно. Стоит ли упоминать, что в чистом виде такое состояние вряд ли существует в реальности.

Но не нужно забывать, что в данной главе мы разглядываем не просто борьбу (процессборьбы между участниками рынка), а чистую конкуренцию (модельную структуру рыночной организации как крайнее отрицание другой рыночной структуры — монополии). Мы изучаем понятие чистой борьбе с целью разобраться как в изюминках структуры данной рыночной организации, так и чтобы лучше осознать все другие рыночные структуры: монополию, олигополию, монополистическую борьбу и т. п.

Вывод:между процессом соперничества и процессом конкуренции нет никакой отличия; но как абстрактная структура рынка чистая борьба отличается от настоящего процесса соперничества (соперничества как особенной структуры рынка не существует!)

А сейчас обратим внимание еще на одну словесную путаницу. Внимательный читатель увидит, что в книжках употребляются различные термины: «идеальная

1 См.: Miller R. Intermediate microeconomics. N.Y., 1978. P. 236-237. Борьба, как и соперничество, есть любимым предметом изучения экономистов-марксистов. Так, В. И. Ленин часто повторял, что в конкурентной борьбе соперники не останавливаются ни перед какими средствами, «впредь до применения динамита». Увы, подобные картины вовсе бывает в отечественное смутное время.

5.8 Идеальная борьба в долговременном периоде и рыночная саморегуляция


Также читать:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: