Что должен знать и уметь интервьюер

Обучение интервьюеров.Обучение лиц, отобранных на роль интервьюеров, складывается из передачи им выработки и некоторого объёма знаний у них определенных навыков. В принципе, вероятно заочное обучение интервьюеров, применяемое некоторыми работами и у нас, и за границей. Личная встреча, очевидно, предпочтительнее, потому, что она не только даст возможность оценить культуру речи, манеру поведения интервьюера в целом, выяснить тембр голоса, но и в основном мобилизует самого интервьюера, демонстрируя ему то громадное значение, которое организаторы придают его, интервьюера, личному вкладу. Это, очевидно, содействует формированию установки на на данный моментничество, что при заочных обучении и общении в принципе обеспечить сложнее.

Организатор изучения заинтересован в том, дабы отношение интервьюеров к работе носило осмысленный темперамент, дабы их цели не противопоставлялись целям изучения. Это принципиально важно для любой работы. Для деятельности интервьюера тут, кроме другого, очень значительно да и то событие, что как бы ни была стандартизована вся процедура сбора данных, в реальности постоянно возникают нештатные обстановки, в которых интервьюер принимает ответ самостоятельно. Чтобы эти решения не противоречили требованиям изучения, некая самая неспециализированная информация о социологии и изучении нужна (очевидно, речь не идет о каком-то дублировании социологического курса).

Обучение направляться вести, имея в виду две роли интервьюера, которые связаны с активным вовлечением респондента в изучение и нейтральной фиксацией его ответов. Нехорошие интервьюеры не смогут избежать тупиков. Не справляясь с необыкновенными обстановками, они легко поддаются панике, путают, где требуется настойчивость, а где — сдержанная регистрация.

Разглядим это более детально.

Интервьюерам информируют коротко о различных типах выборки, и формулируют задачу, касающуюся отбора опрощеных строго по выборке и в соответствии с инструкцией; учат, как верно отвечать на обычные вопросы опрощеных по поводу того, из-за чего выбор пал’на него.

На вопрос А из-за чего я? прекрасно выделить сообщение целей изучения с потребностями данного человека (в качестве клиента, клиента, обитателя округа и т.п.); ответить, дабы заинтересовать респондента, о том, что, к примеру создавайтель производит новый продукт, и, в конечном итоге респонкакое количество его будет использовать; телевидение меняет программы, но так как это респондент их наблюдает; ответственные ответы приняты в городе, районе, и респондент тут живет.

Имеет суть познакомить интервьюеров с этическим кодексом, в котором, например, отмечается недопустимость необыкновенной навязчивости, принуждения опрощеных к участию в опросе (об этом чуть позднее).

Нужно растолковать, что интервьюеру следует по-различному относиться к категорически отказывающимся; к тем, кто отказывается сейчас; к нерешительным, не хорошо слышащим, видящим и т.п. Интервьюеру приходится подавлять в себе раздражение против тех, кто не высказывает энтузиазма в связи с изучением, настраивать людей на сотрудничество. В другом случае он сталкивается с явными либо скрытыми уходами от ответов. Соответственно, в одном случае имеет суть стремиться доказать, что изучение, без сомнений, может принести определенную пользу людям, в другом — узнать, в то время, когда человек сможет выделить время для заполнения анкеты, в третьем — — убедить, что социологов интересуют не столько правильные подробности, сколько общее чувство либо представление, которое сложилось у респондента в связи с обсуждаемым предметом, в четвертом — скажем, зачитать респонденту вопросы и написать ответы под его диктовку, в пятом -помочь выразить вывод, вселяя веру в способности и умения респондента.

В целом же при работе с отказывающимися (несговорчивыми) респондентами интервьюеру приходится любой раз в соответствии с взятыми руководствами решать вопрос о том, как целесообразно намерено заниматься с ними либо, культурно извинившись за причиненное тревогу, обратиться к вторым лицам. Особенные трудности при отборе опрощеных появляются, в то время, когда желающих принимать участие в нем больше, чем предусмотрено выборкой (в целом либо по отдельным подгруппам). Недопустимо заявление неопытного интервьюера, что человек, выразивший желание участвовать в изучении, не подходит по каким-либо социально-демографическим либо вторым показателям. Отказ в таковой форме может задеть самолюбие людей. Более корректным выясняется сообщение, что сейчас изучение завершено, количество анкет и вопросников, к сожалению, исчерпано; интервьюер непременно высказывает признательность несостоявшемуся респонденту за показанную инициативу.

Нужно растолковать интервьюеру, что в случае если в выборке случайно оказывается привычное лицо, интервью с ним лучше избегать, поскольку привычные больше, чем другие респонденты, стараются производить какое-то особенное чувство, тем самым неосознанно и неизбежно искажая собственные ответы. К тому же это и не неизвестная, и не всегда, быть может, искренняя беседа В чем состоит вовлечение респондента в изучение? Интервьюер обязан знать, как представить потенциальному респонденту цель изучения (в случае если ее не пишут в инструкции).

Тут же стоит продемонстрировать, что неуверенность интервьюера заразительна, она передается респондентам, благодаря чего они отказываются принимать участие в изучении.

Интервьюеру приходится преодолевать привычную схему поведения типа визит к себе домой, либо что-то похожее и занимать значительно более отстраненную позицию.

Интервьюер обязан осознавать и не забывать, что респондент, даже в том случае, если его оплачивают (платы участников экспертных опросов за участие в изучении в большинстве случаев несопоставимо мелки по сравнению со ценой их времени, а уж сувениры на память тем более воображают сами по себе малого сокровище), дарит собственную энергию, время и свои знания исследователям, давая работу интервьюеру, отвлекаясь от служебных обязанностей, любимых занятий, трудясь с последним вместо отдыха. Исходя из этого единственно приемлемыми со стороны интервьюере! члееч. оказываются выражения пожелания, просьбы, приглашение4 к сотрудничеству.

Неспециализированное требование уважительною обращения с респондентами должно быть конкретизировано применительно к любому и каждому действию интервьюера; направляться дополнительно предложить интервьюеру помнить, убеждая чгловгка принимать участие в исследовании, сказать пожалуйста и благодарю (но не использовать их на протяжении самого интервью чаще, чем они напечатаны в вопроснике), отметить, что приглашенный в дом интервьюер не должен с явным любопытством оглядываться по сторонам.

Что касается конкретно процедуры интервью, то интервьюеров учат совершенно верно направляться тексту нопросника. Для этого в первую очередь им говорят об условных обозначениях, принятых в полевых документах: что в вопросник»1 просматривать, а что — нет; что давать в руки респонденту, что выделять голосом и т.п. После этого направляться научить интервьюера соотносить жипую пространную обращение респондента с одним (двумя, тремя) из преде та пленных в перечне подсказок и обращать внимание на все предложения респондента, кроме того на те, каковые на первый взгляд кажутся неважными. Нужно до тех пор показать, как записывать полученные ответы, показав различия между лексикой респондента, с одной стороны, и комментарием и обобщением ответа, с друтй; сказать, в каких случаях направляться записывать комментарий на полях вопросника, а в каких — в отчет интервьюера. направляться продемонстрировать на конкретных примерах, чем отличаются ответы опрощеных па вопрос от ответов не по существу.

Среди последних приведем случай, в то время, когда в ответ на вопрос о фаворитах стран — бывших республик СССР именуют президента США; вместо оценки существующего положения дел говорят о том, что должно быть; вместо обозначения конкретных действий говорят о обстоятельствах и т.п.

Крайне полезно продемонстрировать интервьюерам, что подробность и темп дискуссии они смогут корректировать посредством темпа собственной речи, что как бы намекает респонденту о том, какую степень подробности высказываний от него ожидают. То же касается и демонстрации респонденту свободного места в анкете, зарезервированного для вольно формулируемого ответа.

При, в то время, когда респондент дает больше ответов, чем предусмотрено для фиксации, интервьюер записывает первые (три, пять, в случае если иное не предусмотрено инструкцией).

направляться особое внимание выделить различию между такими позициями, как затруднение респондента и отсутствие ответа. Отсутствие и затруднения, во-первых, не различаются интервьюерами без особых объяснений, и во-вторых, часто кажутся интервьюерам их собственной неточностью. направляться растолковать принятые в данной работе (агентстве) различия между затруднением и отсутствием ответа и продемонстрировать, что и то и другое должно быть интерпретировано интервьюером как равноправная позиция для ответа (в случае если, очевидно, не предусмотрены иные интерпретации).

Нужно коротко осветить психологию респондента, а также людскую непоследовательность, в которой интервьюеру не нужно уличать опрощеных; продемонстрировать различия между интервью и другими беседами, заключающиеся в неизбежной искусственности и односторонности общения незнакомых друг другу людей на неожиданную, в большинстве случаев, для респондента тему; до тех пор показать, как добиться впечатления респондента о большей симметричности общения: интервьюер идет по заданному замыслу, что респонденту думается практически естественным.

Интервьюеру необходимо знать, что чтобы не было разных нежелательных действий на опрощеных не нужно давать им заглядывать в текст вопросника (в случае если это не предусмотрено какими-либо особенными условиями), не спорить с ними, не убеждать и не отвечать на вопросы респондента до окончания интервью. Возможно рекомендовать интервьюеру кивать в ответ на слова респондента и продемонстрировать, что это вовсе не означает соглашаться с последним. направляться объяснить, что таковой жест свидетельствует, что интервьюер осознаёт, что именно ему направляться записать. В случаях непонимания респондентом вопроса интервьюер не разъясняет содержание вопроса, и вдобавок раз зачитывает его, причем не меняя интонации и никак не высказывая собственного недовольства.

Респонденты смогут отвлекаться, утомятся и в итоге будут менее внимательны. Исходя из этого стоит научить интервьюеров культурно возвращать опрощеных к теме дискуссии, предложив на другую интересующую его тему поболтать по окончании интервью; до тех пор показать, как интервьюер может обеспечивать конфиденциальность информируемой информации, другими словами не невозможность вычислить респондента, а неразглашение взятых от него сведений.

Тут же направляться подчернуть, что, в большинстве случаев, нельзя начинать интервью за одни сутки, а завершать в второй; что у респондента направляться помнить забрать карточки, в случае если ими пользовались, и покинуть листовку на память, в случае если это предусмотрено.

Тренировка интервьюеров.Для обучения интервьюеров собственно процессу интервью возможно применять пассивные способы, к примеру, прослушивание магнитофонной и просмотр записи интервью, совершённого умелым интервьюером, наблюдение за предшественниками и др.

Увидено, что время от времени поведение интервьюера на протяжении интервью может различаться от поведения в работе, при общении с социологом: изменяются тембр, интонация, появляется либо, наоборот, пропадает скованность и т.п. Исходя из этого применения и проверки знаний пассивных способов не хватает. Нужна определенная тренировка, из-за которой происходит закрепление соответствующих навыков. Такая тренировка осуществляется по-различному, в зависимости у имеющихся в распоряжении организаторов средств.

Действенным оказывается /ру/шовое игровое моделирование обстановок интервью (моделируются различные типы отношения респондентов, главные моменты интгриыо). Обучаемые попеременно выполняют роли респондента, интервьюера, наблюдателя; более умелый интервьюер проводит публичное интервью с наивным респондентом, в роли которого может выступать организатор, умышленно сгущая все странности и сложности поведения респондента. Помимо этого, даются пояснения, которые связаны с предложением принимать участие в изучении, отбором опрощеных.

Время от времени целесообразно организовать стажировку: новичок ходит на интервью вместе с более умелым интервьюером. Но в опросах по месту жительства это рождает дополнительные трудности, поскольку двух человек реже осмеливаются впускать в дом; нежелательно присутствие третьего лица и в целом последовательности вторых случаев.

Права и обязанности участников изучения.Организатор обязан убедить интервьюеров, что по мере сил старается уменьшить их работу и что требует от каждого только правильного соблюдения инструкции. Но помимо этого, интервьюеру нужно знание прав и обязанностей и собственных, и респондента.

Обязанности интервьюера по отношению к исследователю: шепетильно изучить инструкцию’ и четко направляться ей; выполнять сроки полевых работ; строго придерживаться текста вопросника (анкеты); снабжать конфиденциальность собранной информации. Обязанности интервьюера по отношению к респонденту: не вынуждать принимать участие в изучении;

не спорить;

не уличать респондента в неточностях, нелогичности, не сильный памяти, неумении сосредоточиться;

не подсказывать;

снабжать конфиденциальность взятой информации;

информировать по просьбе респондента о цели изучения, правилах отбора опрощеных, координатах организаторов;

информировать об использовании и обработке результатов и о клиенте.

Права интервьюера:

задавать вопросы бригадиру;

знать, что его осуществляют контроль;

выбирать для интервью (по согласию с респондентом) любое эргономичное время в пределах отпущенного на полевые работы;

проявлять настойчивость, стремясь вступить в контакт с респондентами;

выбирать последовательность обращений к респондентам;

осуждать полевые документы по окончании изучения;

давать письменные комментарии, обозначающие обращение интервьюируемого (но не сущность его ответов).

просить респондента повторить, уточнить сообщённое;

информировать респонденту о том, что интервьюера будут осуществлять контроль.

Права респондента:

задавать вопросы удостоверение интервьюера;

знать, с какой целью его опрашивали;

по собственному усмотрению останавливать интервьюера в любую секунду интервью;

просить зачитать записанное; исправлять и просить переписать;

отказываться отвечать на те либо иные вопросы;

знать о правилах, выполняемых данной работой.

В этическом, кодексе одной из канадских работ публичного мнения, к примеру, записано: Все сведения, каковые интервьюер приобретает, осуществляя собственную опытную деятельность, являются опытной тайной, которую они сохраняют равно как и штатные сотрудники Работы…

На удостоверении интервьюера, также, написано: Анонимность ответов постоянно гарантируется, поскольку они неизменно исследуются статистически и ни при каких обстоятельствах персонально; адрес и имя респондента помогают только для проверки качества интервьюеров… В любом случае интервьюер не будет пробовать Вам что-либо реализовать. Долее приводится телефон и адрес работы, являющейся поручителем, этих прав.

Дмитрий Гордон. Зе Интервьюер. 20.11.18


Также читать:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: