Что означает «сунна» праведных халифов?

Сейчас обратим внимание на суть упомянутого хадиса: «Вам направляться придерживаться сунны и моей Сунны праведных халифов, ведомых прямым методом. Держитесь за это “коренными зубами” и избегайте новшеств, потому что каждое новшество имеется заблуждение!»

Ученые разногласили в понимании этого хадиса, в котором наровне с Сунной посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) содержится веление направляться сунне праведных халифов по окончании него.

Группа исследователей сказала, что «сунной праведных халифов» есть только то, что они делали в соответствии с Сунной пророка (мир ему и благословение Аллаха), потому что никто по окончании пророка (мир ему и благословение Аллаха) не имеет полномочий устанавливать и узаконивать что-то в религии.

Ибн Хазм сообщил: “Что касается слов пророка (мир ему и благословение Аллаха): «Вам направляться придерживаться сунны и моей Сунны праведных халифов, ведомых прямым методом», то мы знаем, что он не повелевал нам помимо этого, что было нам под силу. Но мы находим, что праведные халифы по окончании пророка (мир ему и благословение Аллаха) разногласили в вопросах. При таких условиях нам остается лишь три вещи, среди которых нет четвертой:
Или мы берем все, в чем они разногласили, а это нереально и никто не в состоянии этого сделать, поскольку в этих разногласиях имеется противоположные вещи…

Или для нас есть разрешённым забрать то, что мы захотим, а это есть выходом из Ислама. Так как такое подразумевает, что религия Аллаха Всевышнего вверена отечественному выбору, и тогда любой из нас будет вычислять разрешённым, что захочет и запретным, что захочет…

И в случае если эти два варианта мы посчитали недействительным, тогда у нас остается третий вариант, а это забрать то, в чем единогласны праведные халифы. А это будет именно в том, в чем единогласны с ними и другие сподвижники, да будет доволен ими всеми Аллах, следовавшие Сунне пророка (мир ему и благословение Аллаха).

Кроме этого, веление пророка (мир ему и благословение Аллаха) направляться сунне праведных халифов не лишено двух ответственных положений:
Или пророк (мир ему и благословение Аллаха) разрешил установить то, чего не установил он, а это то, чего не сообщит мусульманин. Так как кто разрешит это, тот впадет в неверие и станет изменником, кровь и чьё имущество будет разрешённым. Вся религия – это или обязательность либо нет, или запретное, или разрешённое, и нет в религии вторых разделов. И кто позволяет, что у праведных халифов имеется сунна, которую не узаконил посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха), тот посчитал разрешённым запрещать то, что не было запретным при пророке (мир ему и благословение Аллаха), до тех пор пока он не погиб, либо позволять то, что он запретил, либо вменять в обязанность то, что он не вменил. Кто позволяет что-то из этого, тот неверный и многобожник по единогласному точке зрения всей общины без разногласий! Исходя из этого эта сторона кроме этого недействительна.

А что касается веления направляться сунне халифов в том, что соответствовало Сунне пророка (мир ему и благословение Аллаха), то мы так и говорим, и по-второму нельзя понимать данный хадис по большому счету”. См. “аль-Ихкам фи усуль аль-ахкам” 6/76-78.

Шейхуль-Ислам Ибн Таймия сообщил: “Что касается Сунны праведных халифов, то под этим подразумевается только то, что они совершали из Сунны пророка (мир ему и благословение Аллаха)! Ничто не может быть в религии необходимым, помимо этого, что сделал необходимым пророк (мир ему и благословение Аллаха); запретным, помимо этого, что он запретил; желательным, помимо этого, что он сделал желательным; осуждаемым, помимо этого, что он сделал осуждаемым и разрешённым, помимо этого, что он сделал разрешённым!” См. “Маджму’уль-фатауа” 1/282.

Имам ас-Сан’ани сообщил: “Суть слов «сунна праведных халифов» лишь их путь, соответствующий пути пророка (мир ему и благословение Аллаха) в вопросах джихада с неприятелями, упрочнения обрядов религии и т.п. И данный хадис неспециализированный, включающий в себя любого праведного халифа, и не исчерпывается двумя шейхами (Абу Бакром и ‘Умаром). И известно из законоположений шариата, что праведный халиф не в праве что-то устанавливать, на чем не был пророк (мир ему и благословение Аллаха)”. См. “Субулю-Ссалям” 1/493.

Шейх Салих ибн Мухаммад аль-Фуляни сообщил: “Говорится: «Сунна посланника, Абу Бакра и ‘Умра» для ясности, что пророк (мир ему и благословение Аллаха) погиб, а они были на его Сунне. И без того направляться осознавать хадис: «Вам направляться придерживаться сунны и моей Сунны праведных халифов, ведомых прямым методом». Нет у халифов сунны, которой направляться направляться, помимо этого, на чем был посланник (мир ему и благословение Аллаха)!” См. “Икъаз аль-химам” 23.

А ‘Али аль-Къари, поясняя данный хадис, сообщил: “Т.е. они (праведные халифы) не поступали, не считая как в соответствии с моей Сунной. И их причисление к Сунне было по обстоятельству их знания о ней, или по обстоятельству ее извлечения и избрания из нее пользы”. См. “Миркъатуль-мафатих” 1/199.

Шейх аль-Мубаракфури сообщил: “Под «сунной праведных халифов» имеется в виду лишь то, что соответствует Сунне пророка (мир ему и благословение Аллаха)”. См. “Тухфатуль-ахуази” 3/50.

Шейх аль-Альбани сообщил: “У халифов нет сунны, которой необходимо направляться, помимо этого, на чем был пророк (мир ему и благословение Аллаха)”. См. “ас-Сильсиля ад-да’ифа” 1/51.

Другие же ученые думали, что слова и поступки четырех праведных халифов являются аргументом, а в противном случае не было бы смысла в хадисе проводить деление, и упоминать по окончании Сунны пророка (мир ему и благословение Аллаха) сунну праведных халифов. Но эти ученые разногласили, являются ли аргументом сунна халифов при, в то время, когда они единогласны в каком-либо вопросе, либо же в то время, когда кто-то из них сообщил что-то, что не опровергал никто второй?

Ученые этого мнения в качестве аргумента приводили кроме этого сообщения о том, что сами сподвижники именовали поступки халифов сунной. ‘Али ибн Аби Активист движения Талибан (да будет доволен им Аллах) сказал: “Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) подвергал наказанию (выпившего вино) сорока ударами, и Абу Бакр приказал сорок, а ‘Умар сказал восемьдесят. Все это Сунна, но (сорок) предпочтительнее для меня”. Муслим 1707.

Эти ученые говорили, что в этом сообщении ‘Али именует поступок ‘Умара сунной. Имам ан-Науауи в отношении этого асара о словах ‘Али: «Все это Сунна», сообщил: “Суть этого: Поступок пророка (мир ему и благословение Аллаха) и Абу Бакра есть Сунной, на которую направляться опираться. Кроме этого и поступок ‘Умара сунна, но поступки пророка (мир ему и благословение Аллаха) и Абу Бакра любимей для меня”. После этого ан-Науауи сообщил: “В этом указание на то, что поступки сподвижника являются сунной, в соответствии с которой направляться поступать, и это соответствует словам пророка (мир ему и благословение Аллаха), что сообщил:«Вам направляться придерживаться сунны и моей Сунны праведных халифов, ведомых прямым методом»”.См. “Шарх Муслим” 12/217.

Кроме этого в качестве аргумента они приводили сообщение, в котором говорилось, что Ибн ‘Умар (да будет доволен им Аллах) давал фатуа о том, что дама на протяжении развода с выкупом обязана выжидать три цикла (‘идда), а в то время, когда ему сообщили: “Воистину, ‘Усман давал фатуа о том, что цикл один”. Ибн ‘Умар возвратился от собственного мнения и сообщил: «‘Усман – лучший из нас, и знающей нас». Ибн Аби Шейба 4/85. Иснад этого асара точный.

Что касается того, что у праведных халифов имеется «сунна», которой нужно направляться, то это кроме этого передается от имама ахлю-Сунна уаль-джама’а – Ахмада бин Ханбаля. Абу Дауд говорил: “Я слышал, как Ахмада неоднократно задавали вопросы: “Поступки Абу Бакра, ‘Умара, ‘Усмана и ‘Али являются сунной?” Он отвечал: “Да, на основании хадиса: «Вам направляться придерживаться сунны и моей Сунны праведных халифов, ведомых прямым методом»”. См. “аль-Масаиль” 369.
Шейхуль-Ислам Ибн Таймия сообщил: “В случае если кто-то будет противоречить точке зрения праведных халифов, то вывод халифов будет решающим, потому, что пророк (мир ему и благословение Аллаха) сообщил: «Вам направляться придерживаться сунны и моей Сунны праведных халифов, ведомых прямым методом»”. См. “Маджму’уль-фатауа” 32/347.

Шейх Ибн аль-Къайим сообщил: “Пророк (мир ему и благословение Аллаха) связал сунну праведных халифов со своей Сунной и повелел направляться этому, и приказал так строго направляться этому, что сообщил кроме того вцепиться в это зубами. К этому имеет отношение то, довольно чего они давали фатуа, что установили для общины, даже в том случае, если от пророка (мир ему и благословение Аллаха) не было по этому поводу ничего, по причине того, что это будет и его Сунной. Это включает в себя то, довольно чего дали фатуа все они, либо большая часть из них, либо некое из них. Так как в хадисе сообщено о сунне праведных халифов, а как мы знаем, что они ничего не могли установить и быть праведными халифами сходу дружно в одно время. Исходя из этого поступила информация, что установленное каждым из них в его правление – есть сунной праведных халифов”. См. “И’лям аль-мууаккъи’ин” 4/140.

Имам аш-Шаукани сказал: “Что касается установленных праведными халифами вещей по окончании пророка (мир ему и благословение Аллаха), то это направляться принимать исходя из веления пророка (мир ему и благословение Аллаха). Так как направляться сунне праведных халифов и их велениям повелел нам сам пророк (мир ему и благословение Аллаха)”. См. “аль-Къауль аль-муфид фи адилля аль-иджтихад уа-ттакълид” 25.

Шейх Ибн ‘Усаймин сообщил: “Слова и поступки праведных халифов считаются аргументом, как сообщил пророк (мир ему и благословение Аллаха): «Вам направляться придерживаться сунны и моей Сунны праведных халифов, ведомых прямым методом». Абу Дауд 4607, ат-Тирмизи 2676, Ибн Маджах 42.

Сунна – это путь, что включает в себя как слова, так и дела. Под «праведными халифами» речь заходит о четырех халифах: Абу Бакре, ‘Умаре, ‘Усмане и ‘Али, да будет доволен ими Аллах. Они были выделены по той причине, что другие халифы не были выделены. Воистину, довольно этих четырех халифов имеется единогласное вывод, что они и имеется праведные халифы, ведомые прямым методом. Если они сойдутся на каком-либо вопросе, то их вывод без сомнений есть аргументом. Кроме этого в случае если любой из них сообщит то, чему не будет противоречить второй, то и это есть аргументом. Особенно в случае если речь заходит об Абу Бакре и ‘Умаре, потому, что пророк (мир ему и благословение Аллаха) выделял их конкретно, сообщив: «Следуйте за теми двумя, каковые будут по окончании меня: Абу Бакром и ‘Умаром». Ахмад 5/385, ат-Тирмизи 3663.

И сказал: «Если вы станете повиноваться Абу Бакру и ‘Умару, то последуете прямым методом». Муслим 681.

Он кроме этого сообщил: «Вам направляться придерживаться сунны и моей Сунны праведных халифов, ведомых прямым методом». Абу Дауд 4607, ат-Тирмизи 2676, Ибн Маджах 42.

Но слова праведных халифов смогут быть аргументом при условии: Дабы их слова не противоречили тексту Сунны и Корана, а в противном случае нужно брать шариатский текст. Сунна пророка (мир ему и благословение Аллаха) превосходит иное, и исходя из этого он сперва сообщил: «Вам направляться придерживаться сунны и моей Сунны праведных халифов». Запрещено ставить чье бы то ни было вывод, выше мнения пророка (мир ему и благословение Аллаха)!
есть ли аргументом вывод вторых сподвижников? В этом вопросе было разногласие среди ученых. Среди них были те, кто заявил, что их слова не аргумент, потому, что они не защищены от неточностей, ошибались и бывали правыми, и приводили в подтверждение Коран и Сунну равно как и другие. Аргумент лишь в словах точного пророка (мир ему и благословение Аллаха)! Но в случае если сподвижники сообщили что-то, то их точке зрения отдается предпочтение перед мнением кого-либо по окончании них, хоть их вывод не аргумент.
Но верное вывод в том, что слова сподвижника являются аргументом, и обстоятельств на это три:
Во-первых, их вероубеждение было самым верным, а это одна из обстоятельств соответствия истине.
Во-вторых, они были лучшим поколением и были самыми опытными о шариате, были ближе всех к пророку (мир ему и благословение Аллаха) и лучше всех осознавали значение Его посланника и слов Аллаха.
В-третьих, в их время не было различных мнений и нововведений, но они были все на прямом пути. Так как как мы знаем, что в то время, когда распространяется следование страстям, то возрастают и заблуждения. А в их время для того чтобы не было, а было возвращение к Сунне и Корану. По этим обстоятельствам их вывод есть аргументом, и это сказал имам Ахмад.
Но, есть ли аргументом вывод любого из сподвижников, даже в том случае, если речь заходит о каком-то бедуине, что пришел, принял Ислам и возвратился? есть ли аргументом слова для того чтобы над словами имамов мусульман по окончании сподвижников? Ответ: Нет. Воистину, суть слов: «Слова сподвижников аргумент» имеются в виду те, кто был из муджтахидов из сподвижников, кто владел знанием. А что касается человека, что пришел к пророку (мир ему и благословение Аллаха), принял Ислам, а позже возвратился, неся с собой один, два хадиса, то его вывод не аргумент. Но то, что он передает, конечно же принимается. Исходя из этого слова: «Вывод сподвижников аргумент» не в любом случае, а касается как раз факъихов из сподвижников.
Принципиально важно то, что слова сподвижника будут аргументом при условии, дабы ему не противоречил никто из вторых сподвижников. В случае если же будет разногласие между ними, то нужно выбирать более верное вывод. Кроме этого принципиально важно, дабы вывод сподвижника не противоречило тексту Сунны и Корана. В случае если же вывод кого-либо из них противоречит этому, то тогда их слова не аргумент по единогласному точке зрения, но они имеют оправдание за неточность. Вопрос: А вдруг сподвижник противоречит тому, что сообщил кто-то из четырех праведных халифов? Ответ: Отдается предпочтение верному и словам четырех халифов”.

Сл. «Шарх Манзума усуль аль-фикъх» № 7.

Что такое Сунна ? / Это обязан знать любой Муслим /


Также читать:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: