Что такое «сигматизм» и «парасигматизм»?

Какие конкретно БЫВАЮТ НАРУШЕНИЯ ПРОИЗНОШЕНИЯ ШИПЯЩИХ ЗВУКОВ?

Недочёт произношения всех шипящих ([ж], [ш], [ч], [щ]) именуется сигматизмом.

Замещение звука вторыми звуками ([с], [т]) именуется парасигматизмом

Варианты неправильного произношения звуков [ш],[ж].

Различают следующие виды сигматизма:

— Межзубно — боковой сигматизм- кончик языка попадает между передними зубами, а один край отрывается от коренных зубов и исходя из этого целый язык разворачивается набок.

— Боковой сигматизм-оба края языка (либо один) отрываются от коренных зубов, отчего образуется щель между коренными зубами и краем языка. Воздушное пространство устремляется в появившуюся щель, кончик языка упирается в небо, получается хлюпающий звук.

— Губно — зубной сигматизм — губы вытягиваются вперед, верхние резцы прижимаются к нижней губе, образуя с ней щель, куда устремляется воздушное пространство. Слышится звук близкий к [ф]. ([в]при произношении звука [ж].)

— Щечный сигматизм -язык пассивно лежит на дне рта, воздушное пространство раздувает обе щеки.

— Смягченный звук [ш] — получается при нижней артикуляции либо в случае если кончик языка приближен к передним зубам.

— Носовой сигматизм (гнусавость) — мягкое небо опускается и воздушное пространство попадает в носовую полость.

КАК ПРОИЗНОСИТСЯ ЗВУК [Ж] В НОРМЕ?

Звук [ж] согласный, звонкий, жёсткий. Парного ему мягкого звука в русском языке нет.

При произнесении звука [ж] в норме органы речи принимают следующее положение:

  • губы пара выдвинуты вперед;
  • кончик языка поднят к небу (к альвеолам), но не касается его, образуя щель;
  • боковые края языка прижимаются изнутри к верхним коренным зубам либо жёсткому небу, не пропуская по бокам струю выдыхаемого воздуха. Так, язык принимает форму ковшика либо чашечки.
  • голосовые связки сомкнуты и колеблются под напором струи выдыхаемого воздуха;
  • воздушная струя выдыхается равномерно посередине языка, она сильная, широкая, теплая, легко ощущается тыльной стороной руки, поднесенной ко рту.

Любое отступление от верного артикуляционного уклада ведет к искажению звука. При постановке звука главной задачей есть создание у ребенка верной артикуляции данного звука

ПРИЕМЫ ПОСТАНОВКИ ЗВУКОВ [Ш] И [Ж].

Сперва ставится звук [ш], а после этого на его базе ставится [ж].

1. По подражанию: Продемонстрируйте ребенку верную артикуляцию звука [ш].

Ребенок открывает рот, делает из языка «чашечку» и прислоняет ее край к верхним резцам. Сообщите, что в «чашечке» тёплый чай, исходя из этого нужно подуть. Выдох возможно чувствовать на приставленной ко рту ладони.

Сейчас «чашечку» необходимо «занести» в рот: «край чашечки» обязан, не отрываясь, скользить по внутренней стороне верхних резцов, позже по небу до альвеол. Свистящий звук сперва перейдет в [с], после этого — в [ш]. В то время, когда услышите [ш], сообщите ребенку, что так «шипит змея».

Все действия ребенок совершает по тихому показу.

2. Постановка от звука [с]

Сказать продолжительный звук (с-с) либо слог СА , сейчас немного поднять кончик языка ребенка посредством шпателя либо пальца за верхние зубы, на альвеолы. Слышится звук [ш] либо [ша]. Обратите внимание ребенка на верхнее положение кончика языка, предложите послушать, что оказалось: «Произносил СА. А что оказалось?».

3. Постановка от звука [р]- необходимо затормозить вибрацию кончика языка с механической помощью (шпателем) либо словом «стоп!», предложить удерживать артикуляцию и запомнить место за верхними резцами. На «этом месте» сообщить СА и послушать, что оказалось. При шепотном произнесении раслышится ша,а при громком — жа.

4. Крайне редко возможно поставить нижний звук [ш], отодвинув шпателем кончик языка назад, в момент произнесения звука [с]— с-с.

Постановка звука [Ж].

По окончании автоматизации звука [ш] в словах возможно ставить звук [ж]. Дайте ребенку возможность почувствовать вибрацию голосовых связок при произнесении звука [ж]. Приложите тыльную сторону руки малыша к собственной шее спереди. Потом скажите вместе с ребенком звук [ш]и добавьте голос. Одной рукой ребенок обязан почувствовать вибрацию голосовых связок у Вас, второй — у себя.

Изолированный звук [ж] закрепляют посредством звукоподражания (подражание жужжанию жука, пчелы, шмеля, вращению юлы и т.д.)

По окончании того, как ребенок обучится произносить изолированный звук верно, возможно приступать к его автоматизации и введению в простую обращение

ФФНР. Произношение звуков С, Сь при ФФНР


Также читать:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: